Файл: Пакеты прикладных программ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ
УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ» (ТУСУР)
ФАКУЛЬТЕТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (ФДО)
Ф. А. Красина, В. Ю. Красин, В. Ю. Цибульникова
ПАКЕТЫ ПРИКЛАДНЫХ ПРОГРАММ
Учебное методическое пособие
Томск
2021

УДК 004.422.8: 33(075.8)
ББК 32.973.23-018.2я73
К 780
Рецензенты:
И. В. Шарф, д-р экон. наук, профессор отделения нефтегазового дела
Инженерной школы природных ресурсов Национального исследовательского
Томского государственного университета;
Н. Б. Васильковская, канд. эконом. наук, доцент кафедры экономики
Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники
Красина Ф. А. и др.
К 780
Пакеты прикладных программ : учебное методическое пособие /
Ф. А. Красина, В. Ю. Красин, В. Ю. Цибульникова. – Томск : ФДО,
ТУСУР, 2021. – 119 с.
© Красина Ф. А.,
Красин В. Ю.,
Цибульникова В. Ю., 2021
© Оформление.
ФДО, ТУСУР, 2021

3
Оглавление
Введение ...................................................................................................................... 4
1 Теоретические основы прикладного программного обеспечения ............... 6
1.1 Определение и виды пакетов прикладных программ ................................. 6 1.2 Свойства ППП ............................................................................................... 11
2 Применение ППП при вычислении финансовых операций
с процентными ставками и при оценке приведенной стоимости ................ 14
2.1 Простые проценты ........................................................................................ 14 2.2 Сложные проценты ....................................................................................... 23 2.3 Непрерывные проценты ............................................................................... 26 2.4 Эквивалентные ставки .................................................................................. 28
3 Расчет финансовых рент ..................................................................................... 35
3.1 Расчеты равномерных платежей .................................................................. 35 3.2 Учет непостоянной ренты ............................................................................ 40
4 Расчет кредитных операций .............................................................................. 48
4.1 Кредиты с периодическим погашением основного долга ........................ 48 4.2 Изменение условий кредита ......................................................................... 52
5 Расчет амортизационных отчислений в Excel ................................................ 56
5.1 Расчет равномерных амортизационных отчислений ................................. 56 5.2 Применение правила суммы лет .................................................................. 58 5.3 Применение метода фиксированного процента......................................... 61 5.4 Применение метода двойного процента ..................................................... 64
6 Анализ эффективности инвестиционного проекта ....................................... 69
6.1 Определение срока окупаемости проекта .................................................. 71 6.2 Оценка средней нормы прибыли ................................................................. 72 6.3 Расчет приведенной стоимости денежных потоков .................................. 75 6.4 Возможности выбора проектов на основе финансовых расчетов ............ 80 6.5 Внутренняя норма доходности .................................................................... 83
7 Основы управления параметрами проекта .................................................... 92
7.1 Расчет портфеля кредитов и задолженностей банка ................................. 92 7.2 Расчет целесообразности разработки месторождения природных ресурсов ................................................................................... 102
Заключение ............................................................................................................. 109
Литература .............................................................................................................. 110
Приложение А Задания для контрольной работы ......................................... 111
Приложение Б Ответы к задачам для самостоятельного решения ............ 116


4
Введение
Переход к рыночной экономике характеризуется устойчивой тенденцией развития информатизации процессов управления и повышением роли информа- ционных технологий в эффективном управлении организацией. Обостряющаяся конкуренция на рынке товаров и услуг предъявляет повышенные требования к профессиональным качествам экономистов и менеджеров и их ответственности за результаты и последствия принимаемых решений. Актуальными и важными становятся учет временного фактора, анализ денежных потоков, поиск матема- тически и финансово обоснованных решений.
Внедрение в управленческую практику исследовательского подхода осно- вано на применении современных достижений в области информационных техно- логий, обеспечивающих полноту и своевременность информационного отображе- ния управляемых процессов, возможность их моделирования, анализа и прогно- зирования.
Подготовка экономистов должна предусматривать умение активно исполь- зовать информационные технологии в своей профессиональной деятельности.
Цель учебного методического пособия – дать студентам основы теоретических знаний и практических навыков в использовании программных продуктов в эко- номической деятельности. Освоение курса создаст у студентов теоретическую и информационную базу для грамотного и эффективного их применения в даль- нейшей практической работе в области управления финансами.
В данном пособии рассматриваются возможности пакета Excel для автома- тизации задач, связанных с расчетами финансовых потоков проекта и принятием управленческих решений в области управления финансами проекта.
После каждой главы даны задачи для закрепления материала и подготовки к выполнению контрольной работы. Ответы для самопроверки представлены в приложении Б. Задания для выполнения контрольной работы по дисциплине приведены в приложении А.
Соглашения, принятые в учебном методическом пособии
Для улучшения восприятия материала в данном учебном методическом по- собии используются пиктограммы и специальное выделение важной информа- ции.

5
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Пример
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Эта пиктограмма означает пример. В данном блоке автор может привести практический пример для пояснения и разбора основных моментов, отраженных в теоретическом материале.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Контрольные вопросы по главе
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·


6
1 Теоретические основы
прикладного программного обеспечения
1.1 Определение и виды пакетов прикладных программ
Пакеты прикладных программ (ППП) – это специальным образом органи- зованные программные комплексы, рассчитанные на общее применение в опре- деленной проблемной области и дополненные соответствующей технической документацией [1].
Пакеты прикладных программ служат программным инструментарием ре- шения функциональных задач и являются самым многочисленным классом прог- раммных продуктов. В данный класс входят программные продукты, выполняю- щие обработку информации различных предметных областей.
В зависимости от характера решаемых задач различают следующие разно- видности пакетов прикладных программ:
1) пакеты для решения типовых инженерных, планово-экономических, общенаучных задач;
2) пакеты системных программ;
3) пакеты для обеспечения систем автоматизированного проектирования и систем автоматизации научных исследований;
4) пакеты педагогических программных средств и др.
Чтобы пользователь мог применить ППП для решения конкретной задачи, пакет должен обладать средствами настройки (иногда путем организации неко- торых дополнений).
Каждый ППП обычно обладает рядом возможностей по способам обработ- ки данных и формам их представления, полноте диагностики, что дает возмож- ность пользователю выбрать подходящий для конкретных условий вариант.
ППП обеспечивают значительное снижение требований к уровню профес- сиональной подготовки пользователей в области информационных технологий.
Принято выделять шесть видов ППП (табл. 1.1).
Таблица 1.1 – Виды пакетов прикладных программ [1]
Вид ППП
Краткое описание
Проблемно- ориентированные
Используются для тех проблемных областей, в которых возможна типизация функций управления, структур данных и алгоритмов обработки. Например, ППП автоматизации бухучета, финансовой деятельности, управления персоналом и т. д.

7
Автоматизации проектирования
(или САПР)
Используются в работе конструкторов и технологов, связанной с разработкой чертежей, схем, диаграмм
Общего назначения
Поддерживают компьютерные технологии конечных пользователей и включают текстовые и табличные процессоры, графические редакторы, системы управления базами данных
(СУБД)
Офисные
Обеспечивают организационное управление деятельностью офиса.
Включают органайзеры (записные и телефонные книжки, календари, презентации и т. д.), средства распознавания текста
Настольные издательские системы
Функционально более мощные текстовые процессоры
Системы искусственного интеллекта
Используют в работе некоторые принципы обработки информации, свойственные человеку. Включают информационные системы, поддерживающие диалог на естественном языке; экспертные системы, позволяющие давать рекомендации пользователю в различных ситуациях; интеллектуальные пакеты прикладных программ, позволяющие решать прикладные задачи без программирования
Рассмотрим каждый из видов более подробно.
1. Проблемно-ориентированные пакеты.
Используются в тех предметных областях, для которых возможна типи- зация функций управления, структур данных и алгоритмов обработки. Типичным примером является серия программ «1С», позволяющая автоматизировать реше- ние задач управления предприятием (например, «1С: Бухгалтерия», «1С: Пред- приятие», «1С: Кадры» и т. д.). Это наиболее развитая в плане реализуемых функ- ций и многочисленная по количеству созданных пакетов часть ППП. Здесь можно классифицировать ППП по разным признакам: типам предметных областей; информационным системам; функциям и комплексам задач, реализуемых прог- раммным способом и др. По типу предметных областей можно выделить: ППП автоматизированного бухгалтерского учета; ППП финансовой деятельности;
ППП управления персоналом (кадровый учет); ППП управления материальными запасами; банковские информационные системы и др.
2. Системы автоматизации проектирования (САПР).
Эти пакеты используются в работе конструкторов и технологов, связанных с разработкой чертежей, схем, диаграмм, т. е. с обработкой графических изобра- жений, и реализуют следующие функции:
1) коллективная работа в сети;
2) экспорт-импорт файлов различных форматов;


8 3) масштабирование объектов;
4) группировка объектов, передвижение, растяжка, поворот, разрезание, изменение размеров, работа со слоями;
5) перерисовка;
6) управление файлами;
7) использование чертежных инструментов, позволяющих рисовать кри- вые, эллипсы, линии произвольной формы, многоугольники и т. п.;
8) работа с цветом;
9) автоматизация отдельных процедур с использованием встроенного макроязыка.
Примерами пакетов этого класса являются: AutoCAD (AutoDesk),
DesignCAD, Grafic CAD Professional, DrawBase, Microstation, TurboCAD.
3. Пакеты общего назначения.
Поддерживают компьютерные технологии конечных пользователей и включают текстовые и табличные процессоры (редакторы), графические редак- торы, системы управления базами данных (СУБД), пакеты программ мультиме- диа, пакеты демонстрационной графики.
Текстовые процессоры (редакторы) позволяют готовить текстовые доку- менты, которые могут включать и таблицы, и рисунки, и диаграммы. Примером пакетов этого класса являются MS Word, Блокнот, WordPad. Перечень выпол- няемых функций, например MS Word, очень широк.
Табличные процессоры (типичный пример – MS Excel) позволяют обраба- тывать большие объемы числовой информации (не исключая при этом обычную символьную), формируя из данных таблицы. Можно сказать, что это очень мощ- ные калькуляторы, хранящие в своей памяти огромные числовые массивы и поз- воляющие выполнять над ними различные арифметические и логические опера- ции, формировать диаграммы и делать множество других операций, полезных для решения различных задач пользователя.
Графические редакторы позволяют генерировать различные изобразитель- ные объекты. Они делятся на 2 класса – растровой и векторной графики – в за- висимости от того, какое внутреннее представление этих объектов в них поддер- живается. Редакторы растровой графики используются для работы с фотогра- фиями. Они кодируют фотоизображения в цифровую форму и позволяют выпол- нять над ними различные редактирующие операции (выделение фрагментов, пе- ремещение, вырезание, копирование и т. д.). Примерами редакторов этого класса являются: Adobe Photoshop, Aldus Photo Styler, Picture Publisher, Photo Works

9
Plus. Редакторы векторной графики используются для профессиональной рабо- ты, связанной с технической и художественной иллюстрацией с последующей цветной печатью. Они занимают промежуточное место между САПР и настоль- ными издательскими системами. Включают инструментарий для создания графического объекта; средства манипулирования объектами; средства обработ- ки текста в части оформления и модификации параграфов, работы со шрифтами; средства вывода на печать и настройки цвета.
Примерами графических редакторов этого класса являются Corel Draw,
Adobe Illustrator, Aldus Free Hand, Professional Draw.
СУБД используются для автоматизации процедур создания, хранения и извлечения электронных данных. Различаются способом организации данных, форматом, языком формирования запросов на операции с данными. Типичными примерами являются MS Access, Oracle, Paradox.
Пакеты программ мультимедиа используются для отображения (воспро- изведения) и обработки аудио- и видеоинформации. Включают, в частности, па- кеты Director for Windows, Multimedia Viewer Kit, NEC MultiSpin.
Пакеты демонстрационной графики – это конструкторы графических обра- зов деловой информации, призванные в наглядной и динамической форме пред- ставлять результаты некоторых аналитических исследований. Последователь- ность работы с такими пакетами включает шаги: разработка общего плана пред- ставления, выбор шаблона для оформления элементов, формирование и импорт элементов (текст, графика, таблицы, диаграммы, звуковые эффекты, видеоклипы).
Примеры таких пакетов: Power Point, Harvard Graphics, Word Perfect Pre- sentations.
4. Офисные пакеты.
Обеспечивают организационное управление деятельностью офиса и вклю- чают в себя органайзеры, которые используются для автоматизации процедур планирования использования различных ресурсов (времени, денег, материалов) как отдельного человека, так и всей фирмы или ее подразделений. Существуют
2 вида пакетов этого класса:
1) органайзеры для управления проектами, которые используются для се- тевого планирования и управления проектами. Позволяют спланиро- вать проект любой величины и сложности, эффективно распределить человеческие, финансовые и материальные ресурсы, составить опти- мальный график работ и проконтролировать его исполнение. К ним относятся Time Line, MS Project, CА – Super Project;


10 2) органайзеры для организации деятельности отдельного человека. Это электронные секретари для эффективного управления деловыми кон- тактами. Включают, в частности, Lotus Organizer, ACTI.
В данном виде ППП выделяют программы для распознавания символов, которые используются для перевода графических изображений букв и цифр в
ASCII-коды этих символов. Применяются в сканерах. Примерами таких пакетов являются Fine Reader, Cunie Form, Tiger, Omni Page и т. д.
5. Настольные издательские системы.
Применяются для профессиональной издательской деятельности. Позво- ляют осуществлять электронную верстку широкого спектра основных типов до- кументов, брошюр, каталогов, справочников и т. д. Основные задачи:
1) компоновка (верстка) текста;
2) использование всевозможных шрифтов и создание полиграфических изображений;
3) осуществление редактирования текста на уровне лучших текстовых процессоров;
4) обработка графических изображений;
5) вывод документов полиграфического качества;
6) работа в сетях на разных платформах.
Примерами таких пакетов являются: Corel Ventura, Page Maker, QuarkX-
Press, Frame Maker, MS Publisher, Page Plus, Compu Work Publisher.
6. Системы искусственного интеллекта.
Этот класс пакетов включает: информационные системы, поддерживаю- щие диалог на естественном языке (естественно-языковый интерфейс); эксперт- ные системы, позволяющие давать рекомендации пользователю в различных си- туациях; интеллектуальные пакеты прикладных программ, позволяющие решать прикладные задачи без программирования.
Естественно-языковый интерфейс был наиболее привлекателен для обще- ния с ЭВМ с момента ее появления. Это позволило бы исключить необходимость обучения конечного пользователя языку команд или другим приемам формули- ровки своих заданий для решения на компьютере, поскольку естественный язык является наиболее приемлемым средством общения для человека. Работы по созданию такого рода интерфейса начались с середины XX в. Однако, несмотря на весь энтузиазм исследователей и проектировщиков, эта задача не решена и по сей день из-за огромных сложностей, связанных с пониманием предложений

11 естественного языка и связного текста в целом. Некоторые программные про- дукты, которые появлялись на рынке, носили скорее экспериментальный харак- тер, имели множество ограничений и не решали задачу кардинально. Тем не ме- нее, несмотря на кажущийся застой в этой сфере, данная проблема остается актуальной и по сей день [2].
Экспертные системы впервые появились в области медицины. Возникла идея интеграции знаний экспертов в области медицины или ее отдельных раз- делов в некоторую электронную форму, которая позволила бы начинающему врачу иметь своеобразного электронного советника при принятии решений по тому или иному врачебному случаю. Выбор области медицины объясняется слишком большой ценой ошибок, которые касаются жизни и здоровья людей.
Постепенно от области медицины эта технология распространилась и на другие сферы деятельности человека, например производство. Технология использова- ния экспертных систем предполагает первоначальное «обучение» системы, т. е. заполнение ее конкретными знаниями из той или иной проблемной области, а потом уже эксплуатацию наполненной знаниями экспертной системы для реше- ния прикладных задач.
Интеллектуальные пакеты прикладных программ позволяют, аналогично экспертным системам, предварительно создавать базу знаний, включающую со- вокупность знаний из той или иной области деятельности человека, а затем ре- шать практические задачи с привлечением этих знаний. Различие этих видов па- кетов состоит в том, что экспертные системы, в отличие от интеллектуальных
ППП, позволяют интегрировать знания из так называемых слабо формализуемых предметных областей, в которых сложно определить входные и выходные пара- метры задачи, а также невозможно сформировать четкий алгоритм ее решения.
Кроме того, экспертные системы не формируют алгоритм решения задачи как в случае интеллектуальных ППП, а лишь выдают «советы» пользователю на основании его запроса.