ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Трибунал также признал преступными руководящий состав национал-социалистской партии, СС, СД и гестапо, но не признал таковыми СА, германское правительство, генштаб и верховное командование вермахта. Таким образом, даже приговор, согласно которому только 11 подсудимых из 21 были приговорены к смертной казни, а трое вообще были оправданы, наглядно показал, что правосудие не было формальным и ничего заранее не предрешалось.
Нюрнбергский процесс явился ответом на небывалые в мировой истории злодеяния фашистов и милитаристов, стал важной вехой в развитии международного права. Впервые к уголовной ответственности были привлечены официальные лица, ответственные за планирование, подготовку и развязывание агрессивных войн. Впервые было признано, что положение главы государства, ведомства или армии, а также исполнение распоряжений правительства или преступного приказа не освобождают от уголовной ответственности.
После войны было доказано, что крупнейшие немецкие монополии (например, металлургический концерн Круппа и химический концерн «И.Г. Фарбениндустри») поддерживали Гитлера, участвовали в ограблении оккупированных Германией стран, захватывали там сырье и целые промышленные предприятия, использовали рабский труд насильственно угнанных в Германию рабочих, участвовали в строительстве и эксплуатации концентрационных лагерей и лагерей уничтожения. Их доля ответственности за развязывание и ведение войны очевидна, но все-таки не они составляли планы нападения на соседние государства, не они отдавали приказы о вторжении и не они руководили войсками агрессоров.
В мае 1945 г. СССР выходил из войны не только с радостью победы и надеждой его народов на лучшее будущее, и не только с новыми территориальными приобретениями, но и с деформированной экономикой, с однобоким уклоном промышленности в сторону военно-промышленного комплекса, с нарушенной социальной структурой общества, с еще более ущербной, чем до войны, социальной сферой и подорвавшим силы народом. Вместе с тем этот выход был сопряжен и с укоренившейся привычкой начальства действовать приказами и принуждением, с нетерпимостью к инакомыслию, излишней уверенностью в неисчерпаемости сил и ресурсов страны. Многие оказались во власти победной эйфории и полагали, что вышедшая в центр Европы многомиллионная Красная армия «свободно могла железной лавою прокатиться до Атлантического океана».
Таким образом, какие же выводы можно сделать о значении победы советского народа над фашизмом?
Во-первых, именно Советский Союз, его армия и народ стали главной силой, преградившей путь германскому фашизму к мировому господству. На советско-германском фронте было уничтожено большинство дивизий фашистской коалиции, немецко-фашистская армия потеряла здесь три четверти авиации, большую часть танков и артиллерии, боевых кораблей и транспортных судов.
Во-вторых, наша страна оказала решающую помощь народам Европы и Азии в их борьбе за национальную независимость. В результате победы над фашизмом решительно изменилось соотношение сил в мире.
В-третьих, несмотря на тяжелейшие потери, Советский Союз вышел из войны окрепшим, значительно возрос его авторитет на международной арене. В странах Восточной Европы власть перешла к правительствам народной демократии, социалистическая система вышла за рамки одной страны, была ликвидирована географическая изоляция СССР и сорвалась попытка империалистических держав создать своеобразный «санитарный кордон» из враждебных Советскому Союзу государств.
В-четвертых, СССР превратился в великую мировую державу, что стало ощутимым следствием становления новой геополитической ситуации в мире, характеризующейся в будущем противостоянием двух различных систем — социалистической и капиталистической.
В отличие от всех предшествующих войн, пережитых нашим народом, Великая Отечественная война стала особым состоянием общества, потребовавшим кардинальной перестройки всех сфер жизни — политической, экономической, военной, духовной, социальной, вызвала необходимость превратить страну в единый военный лагерь. Основным признаком этого особого состояния было подчинение всей жизни народа, деятельности государственных и общественных организаций, экономики, науки, духовной жизни общества интересам справедливой войны, защите Отечества. Фронт и тыл стали единым целым, вооруженная борьба на фронте, действия партизан и подпольщиков в тылу врага приобрели определяющее значение; экономика работала преимущественно на нужды вооруженных сил; произошли перемены в политической надстройке, существенно возросло значение организаторской деятельности государства, правящей Коммунистической партии. Население пошло на сознательное резкое снижение жизненного уровня, испытывая острую нужду и лишения военного времени. И все это — во имя победы над врагом.
Великая Отечественная война рассматривается как важнейшая составная часть Второй мировой войны. Будучи справедливой и освободительной, Великая Отечественная придала такой же характер и Второй мировой войне в целом.
Одним из главных уроков Второй мировой войны служит необходимость консолидировать усилия мирового сообщества по созданию механизма международного контроля над попытками любых сил утвердить однополярное мироустройство, подорвать международную стабильность путем нарушения суверенных прав народов, под любым благовидным предлогом пытаться играть военными мускулами. Народы и страны могут и должны быть выше любых разногласий, когда решается вопрос о будущем всего человечества. Международный авторитет России позволяет надеяться на то, что ее голос будет для наших партнеров звучать веско и внушительно. При этом надо помнить, что в мире уважают и прислушиваются лишь к тем, кто способен за себя постоять и имеет для этого все необходимое. Отсюда главная задача — укреплять и развивать экономический потенциал нашей страны и ее Вооруженные Силы, являющиеся надежным гарантом безопасности нашего Отечества.
Методические рекомендации
Во вступительном слове руководителю занятия необходимо подчеркнуть актуальность темы лекции, озвучить ее цель и основные вопросы.
При изучении первого вопроса важно глубоко проанализировать итоги Великой Отечественной войны, обратив внимание на «белые пятна» ее истории — те аспекты, которые до сих пор вызывают дискуссии специалистов, выделить источники победы, те факторы, которые благоприятно повлияли на разгром армий гитлеровской Германии и милитаристской Японии.
Раскрывая второй вопрос, целесообразно заострить внимание слушателей на существенном изменении политической карты мира после Второй мировой войны, на «территориальных проблемах», возникших после войны, но актуальных и сегодня.
При проведении занятия целесообразно использовать комплекты цветных плакатов и фрагменты учебных фильмов по теме.
В заключение необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по изучению литературы.
ЛИТЕРАТУРА:
-
Великая Отечественная война. Вопросы и ответы. — М., 1984. -
Верт Н. Россия в войне. 1941–1945. — М., 1967. -
Военный энциклопедический словарь. — М., 2005 г. -
Вознесенский Н.А. Военная экономика СССР в период Великой Отечественной войны. — М., 1948. -
Жуков Г.К. Воспоминания и размышления: В 3-х т. — М.,1990. -
История России. Учебник. — М.: Высшая школа, 2004. — С. 437–460. -
История Второй мировой войны. В 12 томах. — М.: 1973–1978. -
Кузнецов С.А. Победа русского оружия в Великой Отечественной войне — М.: 2006. -
Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооруженных сил. — М.: Олма-пресс, 2001. — С. 246 -
Фундаментальный многотомный труд «Великая Отечественная война 1941–1945 годов» [Электронный ресурс]. URL: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/books/vov.htm (дата обращения: 05.02.2022).