Файл: Б. Философская дисциплина, предметом которой выступает научное знание..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 4

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Промежуточная аттестация по философии

ИГД Кульминский А.А.

  1. Эпистемология – это…

А. Наука о свойствах и специфике научного знания.

Б. Философская дисциплина, предметом которой выступает научное знание.+

В. Учение о знании как таковом и его частном проявлении – научном знании.

Пояснение: Вариант «В» не подходит, так как под термином «Эпистемология» понимается именно учение о научном знании (доказанном знании). Между вариантами «А» и «Б» предпочтение отдаётся второму, так как в первом варианте определение эпистемологии звучит более узко. То есть, упоминается лишь о свойствах и специфике, но не говориться о научном знании как таковом, его функционировании и развитии.

  1. Наукометрия – это…

А. Исследование науки научными методами.

Б. Количественные показатели публикационной активности.+

В. То же самое, что философия науки.

Пояснение: Наукометрия – область статистического исследования структуры и динамики массива научной информации. Она позволяет оценить эффективность и успешность развития той или иной дисциплины/ученого. Философия науки – философская дисциплина исследующая структуру научного знания, средства и методы научного познания. Вариант «В» не подходит из-за различия в вышеприведенных определениях. Научные методы могут быть различными, а наукометрия подразумевает именно область статистического исследования. В ней также существуют количественные статистические показатели позволяющие сравнить эффективность, например, учёного. Поэтому лучше всего подходит вариант «Б»

  1. Теория импетуса – это

А. Латинское название теории импульса.

Б. Средневековая натурфилософская концепция о движении.+

В. Один из элементов аристотелевской физики, объясняющий движение.


Пояснение: Теория импентуса не является элементом аристотелевской физики. Она является элементом критики физики Аристотеля. Поэтому вариант «В» не подходит. Теорию импетуса однозначно можно назвать предком теории импульса, однако с уверенностью утверждать, что это одно и то же (как говорится в варианте «А») нельзя. Наиболее подходящим является вариант «Б»

  1. Миф – это…

А. Недостоверные сведения, получившие широкое распространение

Б. Форма культуры и вид знания+

В. Ранняя форма религиозных представлений.

Пояснение: На мой взгляд, категория «недостоверные сведения» не может однозначно применятся к термину «Миф», так как миф передавал представления о мире и о месте человека в этом мире. Миф и религия это не понятия различные, так как религия основана на вере во что-то сверхъестественное, для мифа это необязательно. А вот формой культуры и видом знания миф вполне можно назвать.

  1. Пифагорейское учение – это…

А. Исток математического знания.

Б. Одна из натурфилософских школ античности.+

В. Предшественник платоновской метафизики.

Пояснение: В основе пифагорейского учения лежит принцип: «все есть число», то есть всё познаваемое можно описать числом. Однако сами числа существовали и до Пифагора. К тому же помимо пифагорейской школы параллельно развивалась и ионийская школа. Поэтому нельзя утверждать, что исключительно пифагорейское учение является истоком математики. Связь Платона с пифагорейцами действительно оставила след в платоновской метафизике, однако математика является лишь частью концепций Платона. «Идея», а не «число» — причина порядка, связь вечно постоянного мирового строя. «Числа» — как бы понятийный посредник между «идеями» и вещами. Поэтому в полной мере называть пифагорейское учение прямым предшественником платоновской метафизики я бы не стал. А вот с тем, что пифагорейское учение является одной из натурфилософских школ античности, довольно сложно.

  1. Идеология – это…

А. Совокупность политических идей определенной страны определенного исторического периода.

Б. Дискурс власти, ядром которого выступает политическая пропаганда.


В. Идейное основание легитимности власти.+

Пояснение: Понятие идеологии свойственно не только какой-либо стране в определенный исторический период. Идеологией могут обладать различные политические партии. Поэтому вариант «А» не подходит. Честно говоря, варианты «Б» и «В» мне оба кажутся правильными. Однако в варианте «Б» определение идеологии сводится к одной из вариантов её проявления в обществе – политической пропаганде. А идеология, в первую очередь, это система идей и убеждений, выражающих какие-либо интересы. В варианте «В» я не смог найти причин считать приведенное убеждение неправильным, потому и выбрал его в качестве верного.

  1. Гуманизм эпохи Возрождения характеризуется…

А. Высокой требовательностью к этическим и эстетическим характеристикам культуры.

В. Интересом к литературе Античности+

Г. Разрушением средневекового типа культуры.

Пояснение: Гуманизм эпохи Возрождения предполагает, что человек может сотворить себя сам по образу и подобию бога, опираясь при этом, главным образом, на античную литературу.

  1. Капитализм…

А. Это вид хозяйственной деятельности, в основании которого лежит принцип увеличения продукта производства на единицу времени+

Б. Вид экономики, связанной с развитием буржуазного общества.

В. Вид хозяйственной деятельности, ориентированной на потребление.

Пояснение: Вариант «Б» больше соответствует понятию финансовый капитализм, в нём речь идёт о вкладывании средств извне (кредитование, финансирование). Именно финансовый капитализм приводит к развитию финансовых рынков и, как следствие, буржуазного общества. Основной идеей капитализма является рост производства, и получение прибыли, а не ориентированность на производство. Поэтому вариант «В» также не подходит.

  1. Натурфилософский этап науки характеризуется…

А. Отсутствием эксперимента

Б. Умозрительностью и метафизичностью концепций.

В. Поиском архе.+

Натурфилософский этап науки пришёлся на 7-5 век до н.э. Умозрительный метод и метафизические концепции характерны для следующих этапов античной науки. Следовательно, вариант «Б» не подходит. Эксперимент может и не являлся главной
характеристикой натурфилософского этапа, однако, я думаю, нельзя столь категорично говорить о полном его отсутствии. Например, работы Пифагора вряд ли могли обойтись без различных экспериментов с числами. А вот поиск архэ, на мой взгляд, определенно является одной из главных характеристик натурфилософского этапа. В концепциях различных мыслителей того времени всегда выделялось что-то первостепенное, то, что главенствует над всем. Например, Фалес полагал, что главное (архэ) - это вода, у Гераклита главное – огонь, у Анаксимена – воздух, у Пифагора – число. Поэтому наиболее подходящий вариант ответа – «Б».



  1. Для механицизма характерно…

А. Воспринимать мир машиной.

Б. Воспринимать действительность в парадигме жесткого детерминизма, анализировать явления в методологических установках редукционизма. +

В. Развивать классическую механику.

Пояснение: К развитию классической механики механицизм не имеет отношения. Сам по себе термин «машина» некорректен, если говорить о механицизме (Например, «Демон Лаппласа» это не машина). Под механицизмом скорее понимается представление о мире как о механизме имеющим составные части. В пользу варианта «Б» также говорит то, что при механицизме конечное состояние объекта определенно его начальным состоянием. А данный тезис характерен жесткому детерминизму.