Файл: Б. Философская дисциплина, предметом которой выступает научное знание..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 4
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Промежуточная аттестация по философии
ИГД Кульминский А.А.
-
Эпистемология – это…
А. Наука о свойствах и специфике научного знания.
Б. Философская дисциплина, предметом которой выступает научное знание.+
В. Учение о знании как таковом и его частном проявлении – научном знании.
Пояснение: Вариант «В» не подходит, так как под термином «Эпистемология» понимается именно учение о научном знании (доказанном знании). Между вариантами «А» и «Б» предпочтение отдаётся второму, так как в первом варианте определение эпистемологии звучит более узко. То есть, упоминается лишь о свойствах и специфике, но не говориться о научном знании как таковом, его функционировании и развитии.
-
Наукометрия – это…
А. Исследование науки научными методами.
Б. Количественные показатели публикационной активности.+
В. То же самое, что философия науки.
Пояснение: Наукометрия – область статистического исследования структуры и динамики массива научной информации. Она позволяет оценить эффективность и успешность развития той или иной дисциплины/ученого. Философия науки – философская дисциплина исследующая структуру научного знания, средства и методы научного познания. Вариант «В» не подходит из-за различия в вышеприведенных определениях. Научные методы могут быть различными, а наукометрия подразумевает именно область статистического исследования. В ней также существуют количественные статистические показатели позволяющие сравнить эффективность, например, учёного. Поэтому лучше всего подходит вариант «Б»
-
Теория импетуса – это
А. Латинское название теории импульса.
Б. Средневековая натурфилософская концепция о движении.+
В. Один из элементов аристотелевской физики, объясняющий движение.
Пояснение: Теория импентуса не является элементом аристотелевской физики. Она является элементом критики физики Аристотеля. Поэтому вариант «В» не подходит. Теорию импетуса однозначно можно назвать предком теории импульса, однако с уверенностью утверждать, что это одно и то же (как говорится в варианте «А») нельзя. Наиболее подходящим является вариант «Б»
-
Миф – это…
А. Недостоверные сведения, получившие широкое распространение
Б. Форма культуры и вид знания+
В. Ранняя форма религиозных представлений.
Пояснение: На мой взгляд, категория «недостоверные сведения» не может однозначно применятся к термину «Миф», так как миф передавал представления о мире и о месте человека в этом мире. Миф и религия это не понятия различные, так как религия основана на вере во что-то сверхъестественное, для мифа это необязательно. А вот формой культуры и видом знания миф вполне можно назвать.
-
Пифагорейское учение – это…
А. Исток математического знания.
Б. Одна из натурфилософских школ античности.+
В. Предшественник платоновской метафизики.
Пояснение: В основе пифагорейского учения лежит принцип: «все есть число», то есть всё познаваемое можно описать числом. Однако сами числа существовали и до Пифагора. К тому же помимо пифагорейской школы параллельно развивалась и ионийская школа. Поэтому нельзя утверждать, что исключительно пифагорейское учение является истоком математики. Связь Платона с пифагорейцами действительно оставила след в платоновской метафизике, однако математика является лишь частью концепций Платона. «Идея», а не «число» — причина порядка, связь вечно постоянного мирового строя. «Числа» — как бы понятийный посредник между «идеями» и вещами. Поэтому в полной мере называть пифагорейское учение прямым предшественником платоновской метафизики я бы не стал. А вот с тем, что пифагорейское учение является одной из натурфилософских школ античности, довольно сложно.
-
Идеология – это…
А. Совокупность политических идей определенной страны определенного исторического периода.
Б. Дискурс власти, ядром которого выступает политическая пропаганда.
В. Идейное основание легитимности власти.+
Пояснение: Понятие идеологии свойственно не только какой-либо стране в определенный исторический период. Идеологией могут обладать различные политические партии. Поэтому вариант «А» не подходит. Честно говоря, варианты «Б» и «В» мне оба кажутся правильными. Однако в варианте «Б» определение идеологии сводится к одной из вариантов её проявления в обществе – политической пропаганде. А идеология, в первую очередь, это система идей и убеждений, выражающих какие-либо интересы. В варианте «В» я не смог найти причин считать приведенное убеждение неправильным, потому и выбрал его в качестве верного.
-
Гуманизм эпохи Возрождения характеризуется…
А. Высокой требовательностью к этическим и эстетическим характеристикам культуры.
В. Интересом к литературе Античности+
Г. Разрушением средневекового типа культуры.
Пояснение: Гуманизм эпохи Возрождения предполагает, что человек может сотворить себя сам по образу и подобию бога, опираясь при этом, главным образом, на античную литературу.
-
Капитализм…
А. Это вид хозяйственной деятельности, в основании которого лежит принцип увеличения продукта производства на единицу времени+
Б. Вид экономики, связанной с развитием буржуазного общества.
В. Вид хозяйственной деятельности, ориентированной на потребление.
Пояснение: Вариант «Б» больше соответствует понятию финансовый капитализм, в нём речь идёт о вкладывании средств извне (кредитование, финансирование). Именно финансовый капитализм приводит к развитию финансовых рынков и, как следствие, буржуазного общества. Основной идеей капитализма является рост производства, и получение прибыли, а не ориентированность на производство. Поэтому вариант «В» также не подходит.
-
Натурфилософский этап науки характеризуется…
А. Отсутствием эксперимента
Б. Умозрительностью и метафизичностью концепций.
В. Поиском архе.+
Натурфилософский этап науки пришёлся на 7-5 век до н.э. Умозрительный метод и метафизические концепции характерны для следующих этапов античной науки. Следовательно, вариант «Б» не подходит. Эксперимент может и не являлся главной
характеристикой натурфилософского этапа, однако, я думаю, нельзя столь категорично говорить о полном его отсутствии. Например, работы Пифагора вряд ли могли обойтись без различных экспериментов с числами. А вот поиск архэ, на мой взгляд, определенно является одной из главных характеристик натурфилософского этапа. В концепциях различных мыслителей того времени всегда выделялось что-то первостепенное, то, что главенствует над всем. Например, Фалес полагал, что главное (архэ) - это вода, у Гераклита главное – огонь, у Анаксимена – воздух, у Пифагора – число. Поэтому наиболее подходящий вариант ответа – «Б».
-
Для механицизма характерно…
А. Воспринимать мир машиной.
Б. Воспринимать действительность в парадигме жесткого детерминизма, анализировать явления в методологических установках редукционизма. +
В. Развивать классическую механику.
Пояснение: К развитию классической механики механицизм не имеет отношения. Сам по себе термин «машина» некорректен, если говорить о механицизме (Например, «Демон Лаппласа» это не машина). Под механицизмом скорее понимается представление о мире как о механизме имеющим составные части. В пользу варианта «Б» также говорит то, что при механицизме конечное состояние объекта определенно его начальным состоянием. А данный тезис характерен жесткому детерминизму.