Файл: Курсовая работа кадровое обеспечение местного самоуправления.docx
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Особенности МО Тазовский район, влияющие на состав и структуру органов МСУ. Хозяйство района изначально было традиционно сопряжено с использованием биологических ресурсов территории - оленьих пастбищ, рыбных и охотничье-промысловых, в которых было занято преимущественно коренное население.
В 1960-80 гг. в недрах района были открыты колоссальные запасы нефти и природного газа. С началом их освоения произошло формирование нефтегазового комплекса. В настоящее время Тазовский район - один из наиболее быстро развивающихся районов округа с крупными предприятиями добывающей промышленности, развитым традиционным хозяйством.
В состав Тазовского района входит ряд поселений, в том числе административный центр п. Тазовский со статусом национальных поселений.
Вышеперечисленные особенности повлияли на наличие в системе органов местного самоуправления таких структур, как Управление по делам малочисленных народов Севера Администрации района, МУ «Управление по развитию агропромышленного комплекса Тазовского района», Управление природно-ресурсного регулирования Администрации района.
Основные направления развития муниципального образования. В основе приоритетов развития Тазовского района стоит выполнение задач, определенных в программе экономического и социального развития Ямало-Ненецкого автономного округа, целью которых является улучшение качества и повышение уровня жизни населения.
Прогноз социально-экономического развития в первую очередь направлен на стабилизацию экономических процессов в Тазовском районе, на минимизацию последствий кризиса, на возврат докризисных темпов развития.
Анализ системы планирования. В муниципальном образовании Тазовский район действует долгосрочное планирование, т.е. разработана стратегия развития до 2020 г.; среднесрочное - прогноз социально-экономического развития на 2014 и на период до 2015 года, бюджет на 2013 г. и плановый период 2014 и 2015 годов; оперативное планирование - план мероприятий.
Проблемы, связанные с реализацией системы планирования деятельности органов МСУ:
§отсутствие статистических данных на уровне округа за отчетный период;
§отсутствие муниципального органа статистики;
§не достоверность данных, предоставляемых организациями и предприятиями района;
§практическое отсутствие данных об организациях малого и среднего бизнеса, зарегистрированных на территории района;
§отсутствие принципа координации и интеграции. Например, в план включено строительство учебного учреждения. Для этого необходимо скоординировать работу отделов образования, строительства, финансов.
Проблемы, связанные с выбором определенной структуры органов МСУ:
Øдефицит квалификационных кадров в системе управления, особенно в удаленных поселениях. Их подготовка (переподготовка) требует длительного времени;
Øв настоящее время органы местного самоуправления работают в условиях недостаточной информированности о состояниях и процессах, происходящих в экономической, социальной и других сферах жизни района. Информационный потенциал структур, осуществляющих информационное обеспечение ОМС, не отвечает требованиям сложного переходного периода от административно-командных методов к условиям рыночной экономики. В связи с этим возникла необходимость создания в районе муниципальной статистики как отдельной подотрасли социально-экономической статистики. Организация муниципальной статистики осложняется финансовым фактором;
Øнедостаточно развитое взаимодействие между органами местного самоуправления муниципального района и органами местного самоуправления городских и сельских поселений.
Проведем показатели, полученные в процессе анализа кадрового состава органов местного самоуправления на примере Управления социальной политики администрации Тазовского района (табл. 2). Данные приведены по состоянию на 01.01.2013 г.
Таблица 2 Показатели кадрового состава органов местного самоуправления на примере Управления социальной политики администрации Тазовского района
Перечень показателейКоличественные характеристикиУкомплектованность штатов, %100%Доля женщин, %89,1%Доля мужчин, %10,9%Возраст, %до 30 лет30-50 летСвыше 50 летВ т.ч. пенсионеры23,6%61,8%14,6%10,9%Стаж работы, %До 5 лет5-10 лет10-20 летСвыше 20 лет5,4%30,9%45,5%18,2%Образование, %высшееГМУтехЮридЭконом.Педагог.78,2%15,3%5%9,1%29,4%19,4%Доля лиц, имеющих два высших образования и более, %9,1%Должности муниципальной службы, %67,3%Должности, не относящихся к муниципальной службе, %32,7%
Из анализа следует вывод: кадровый потенциал управления социальной политики Администрации Тазовского района показывает, что характерными его особенностями являются:
ØВысокий процент женщин;
ØВысокий процент молодежи;
Ø100 процентная укомплектованность штатов;
Ø78,2 процентное наличие высшего образования.
Наличие педагогического и технического образований у специалистов управления свидетельствует о том, что данные работники не соответствуют занимаемой должности, а значит, требуется организация их профессиональной переподготовки.
Решению в частности данной проблемы была задействована районная целевая программ «Развитие муниципальной службы в муниципальном образовании Тазовский район на 2009-2011 годы», которая была утверждена решением Районной Думы от 11 сентября 2008 года №282.
Основанием для разработки данной программы являлись Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июня 2007 г. №67-ЗАО «О муниципальной службе в Ямало-Ненецком автономном округе», Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 декабря 2007 г. №147-ЗАО «Об окружной целевой программе «Развитие муниципальной службы в Ямало-Ненецком автономном округе на 2008-2010 годы», Положение о муниципальной службе, утвержденное решением Районной Думы муниципального образования Тазовский район от 27 сентября 2007 г. №193.
Цель районной целевой программы - развитие и совершенствование муниципальной службы в муниципальном образовании Тазовский район.
Для достижения указанной цели в программе сформулированы следующие задачи:
совершенствование нормативной правовой базы по вопросам развития муниципальной службы;
формирование организационно-методического и аналитического сопровождения системы муниципальной службы;
создание условий для профессионального развития и подготовки кадров муниципальной службы;
обеспечение устойчивого развития кадрового потенциала и повышения эффективности муниципальной службы.
Последовательная реализация программных мероприятий позволит достичь следующих результатов:
) совершенствование нормативной правовой базы по вопросам развития муниципальной службы в муниципальном образовании Тазовский район;
) создание эффективной системы управления муниципальной службой;
) формирование организационно-методического и аналитического сопровождения системы муниципальной службы;
) формирование системы обучения муниципальных служащих как основы профессионального и должностного роста;
) создание условий для стимулирования, мотивации и оценки деятельности муниципальных служащих;
) обеспечение устойчивого развития кадрового потенциала и повышения эффективности муниципальной службы;
) формирование и подготовка кадрового резерва для замещения должностей муниципальной службы.
2.2 Проблема современного обеспечения муниципальных структур квалифицированными кадрами
Экономические, социальные, политические изменения в жизни нашей стране определяют все большую значимость обеспечения государственных и муниципальных структур управления квалифицированными кадрами. Практика показывает, что одной из причин успеха местного самоуправления является уровень профессиональных знаний муниципальных служащих. В основе профессионализма всех кадров и совершенствования социальной структуры общества лежат знания. Для большинства муниципальных кадров современного периода характерно то, что база знаний была получена ими в стране с другим государственным устройством, с особенной, социалистической плановой экономикой при наличии фактически одной формы собственности, с авторитарным и тоталитарным управлением, при отсутствии самостоятельности местного самоуправления.
Таким образом, практически для всех муниципальных служащих стоит задача совершенствования имеющихся знаний и навыков управленческой работы. Серьезные преобразования территориальной системы управления России с переносом центра тяжести на муниципальный уровень, постановкой принципиально новых задач перед муниципальными органами, значительным расширением и усложнением деятельности муниципальных служащих обостряют актуальность указанной проблемы.
Решение этих сложных задач, поставленных перед органами местной власти, должно осуществляться профессионально подготовленными специалистами - менеджерами нового типа, обладающими системностью мышления, способностью к многоаспектному, многоуравневому и целенаправленному анализу возникающих проблем с использованием современных информационных технологий. Муниципальные служащие овладевают необходимыми навыками, умениями управления главным образом в процессе практической деятельности. При этом надо учитывать постоянные изменения требований к управленческой деятельности, к управленческой культуре.
Нередко в деятельности муниципальных служащих преобладает текущее оперативное управление, даже не управление, а руководство отраслями муниципального хозяйства, не используется комплексный подход в управлении, не учитываются потребности муниципального образования в целом. Практически повсеместно исключительно низка доля стратегического управления, необходимого разделения труда, оценки результатов, использования информационных технологий управления, и, как следствие, - низкая эффективность муниципального управления.
Вместе с тем следует назвать и другую проблему в обеспечении качественного муниципального управления и профессионального мастерства, требующей проведения обучения муниципальных служащих, является постоянное изменение законодательства как в части компетенции местного самоуправления, так и в части содержания деятельности. Это требует регулярного обновления знаний в области правовых основ деятельности.
Однако в настоящее время расширение компьютеризации муниципальных образований России уже позволяет решить и эту проблему. Конечно, ни в одном источнике знаний невозможно учесть все многообразие проблем и жизнедеятельности более 24 тыс. муниципальных образований России, имеющих в соответствии с муниципальным законодательством различный статус, обладающих разными социально-экономическими ресурсами и осуществляющих интересы населения порой в весьма отличных природно-климатических, политических и, прежде всего экономических условиях. Если специалисты, связанные с деятельностью органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов и городских округов, как правило, имеют доступ к специальным изданиям по муниципальной проблематике, Интернет-ресурсам, в многочисленных сельских поселениях.
При принятии управленческих решений особенностью муниципального управления является многофакторность, их высокая социальная значимость, быстрая смена ситуации и ее нестандартность и потребность в быстром же принятии нестандартных решений. Для этого нужно развитие специальных профессиональных навыков и умений организационно-управленческой деятельности, в том числе определенной психологической подготовки.
Муниципальному служащему необходимо знать основы теории управления, основы права, основы экономической науки, социологию, психологию, владеть навыками аналитической работы, уметь работать с документами, информацией.
В условиях совершенствования новой системы местного самоуправления в субъектах Федерации кадровое обеспечение становится особенно актуальным.
С начала реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» совсем скоро будет 10 лет. За это время органом муниципального образования Тазовский район проделан большой объём работы. При этом одной из основных проблем являлась подготовка кадров. По данным на начало 2013 года все главы муниципального образования имели высшее профессиональное образование, однако процентное содержание наличия высшего образования остального кадрового потенциала управления составляет 70,3%. Только один глава на этот период имел образование по специальности «Государственное и муниципальное управление». Не имеют опыта работы в местном самоуправлении и большинство руководителей представительных органов. А профессиональная квалификация работников управления, как известно, определяется двумя главными факторами: теоретическими знаниями и опытом практической работы.