Файл: Фёдор Михайлович Достоевский.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В последние годы жизни возрастает популярность Достоевского. В 1877 он был избран членом-корреспондентом Петербургской АН. В мае 1879 писателя пригласили на Международный литературный конгресс в Лондон, на сессии которого он был избран членом почетного комитета международной литературной ассоциации.

Активно участвует Достоевский в деятельности Петербургского Фребелевского общества. Часто выступает на литературно-музыкальных вечерах и утренниках с чтением отрывков из своих произведений и стихотворений Пушкина. В январе 1877 Достоевский под впечатлением «Последних песен» Некрасова навещает умирающего поэта, часто видится с ним в ноябре; 30 декабре произносит речь на похоронах Некрасова. Деятельность Достоевского требовала непосредственного знакомства с «живой жизнью». Он посещает (при содействии А. Ф. Кони) колонии малолетних преступников (1875) и Воспитательный дом (1876). В 1878 после смерти любимого сына Алёши совершает поездку в Оптину пустынь, где беседует со старцем Амвросием. Особенно волнуют писателя события в России. В марте 1878 Достоевский находится на процессе Веры Засулич в зале Петербургского окружного суда, а в апреле отвечает на письмо студентов, просивших высказаться по поводу избиения лавочниками участников студенческой демонстрации; В феврале 1880 присутствует на казни И. О. Млодецкого, стрелявшего в М. Т. Лорис-Меликова. Интенсивные, многообразные контакты с окружающей действительностью, активная публицистическая и общественная деятельность служили многосторонней подготовкой к новому этапу творчества писателя. В «Дневнике писателя» вызревали и опробовались идеи и сюжет его последнего романа. В конце 1877 Достоевский объявил о прекращении «Дневника» в связи с намерением заняться «одной художнической работой, сложившейся … в эти два года издания „Дневника» неприметно и невольно».

«Братья Карамазовы» — итоговое произведение писателя, в котором художественное воплощение получили многие идеи его творчества. История Карамазовых, как писал автор,— это не просто семейная хроника, а типизированное и обобщенное «изображение нашей современной действительности, нашей современной интеллигентской России».

Философия и психология «преступления и наказания», дилемма «социализма и христианства», извечная борьба «божьего» и «дьявольского» в душах людей, традиционная для классической русской литературы тема «отцов и детей» — такова проблематика романа. В «Братьях Карамазовых» уголовное преступление связано с великими мировыми «вопросами» и вечными художественно-философскими темами.


В январе 1881 Достоевский выступает на заседании совета Славянского благотворительного общества, работает над первым выпуском возобновленного «Дневника писателя», разучивает роль схимника в «Смерти Иоанна Грозного» А. К. Толстого для домашнего спектакля в салоне С. А. Толстой, принимает решение «непременно участвовать в пушкинском вечере» 29 января.

Он собирался «издавать „Дневник писателя» … в течение двух лет, а затем мечтал написать вторую часть „Братьев Карамазовых«, где появились бы почти все прежние герои…». В ночь с 25 на 26 января у Достоевского пошла горлом кровь. Днем 28 января Достоевский попрощался с детьми, в 8 ч. 38 мин. вечера он скончался.

Смерть и похороны писателя

31 января 1881 при огромном стечении народа состоялись похороны писателя. Он похоронен в Александро-Невской лавре в Петербурге.

Как связан с Санкт- Петербургом

Жизнь и творчество великого русского писателя и публициста, мыслителя и философа Фёдора Михайловича Достоевского были тесно связаны с Санкт-Петербургом. Москвич Достоевский приехал в столицу, когда ему было 16 лет, где он поступил в Главное инженерное училище. Учёба в училище тяготила юношу. После возвращения из ссылки с 1859 года Ф. М. Достоевский жил до конца своих дней в Петербурге. Но собственным жильем он так и не обзавелся. Ему постоянно приходилось снимать квартиры. За годы своей жизни в тогдашней столице он успел сменить до 20 адресов. Отчего в Петербурге осталось немало мест, связанных с именем великого писателя. В своем творчестве и воображении Достоевский рисует Санкт-Петербург в качестве мистического города-призрака. Тщательно описывая "общение" города с человеком, писатель искусно переплетает вымысел и реальность.

Достоевским была создана хорошо узнаваемая, мифологическая обстановка Петербурга, что повиляло на творческое восприятие и отражение города на Неве некоторыми писателями, его последователями. После возвращения из ссылки с 1859 года Ф. М. Достоевский жил до конца своих дней в Петербурге. Но собственным жильем он так и не обзавелся. Ему постоянно приходилось снимать квартиры. За годы своей жизни в тогдашней столице он успел сменить до 20 адресов. Отчего в Петербурге осталось немало мест, связанных с именем великого писателя.


В своем творчестве и воображении Достоевский рисует Санкт-Петербург в качестве мистического города-призрака. Тщательно описывая "общение" города с человеком, писатель искусно переплетает вымысел и реальность.

Достоевским была создана хорошо узнаваемая, мифологическая обстановка Петербурга, что повиляло на творческое восприятие и отражение города на Неве некоторыми писателями, его последователями.

Достоевский и Михайловский (Инженерный) замок

Когда Достоевскому было 16 лет, отец привёз его с братом Михаилом в Петербург для поступления в Главное инженерное училище. Михаил и Фёдор Достоевские хотели заниматься литературой. Но отец считал, что труд писателя не сможет обеспечить будущее старших сыновей, и настоял на их поступлении в инженерное училище, служба по окончании которого гарантировала материальное благополучие.

В "Дневнике писателя" Достоевский вспоминал, как по дороге в Петербург с братом "мечтали только о поэзии и о поэтах», "а я беспрерывно в уме сочинял роман из венецианской жизни". Инженерное училище, в которое поступили братья, размещалось в Михайловском замке.

Первые 3 года своей жизни в Петербурге Фёдор жил и обучался в этом здании. Известно из истории, что Михайловский замок — любимое "детище" императора Павла I стало и местом его гибели. В годы обучения Достоевского в этом замке среди учеников училища ходили легенды о призраке императора, якобы бродившем по ночам в своём любимом жилище. Так Петербург с первых дней обрёл для Достоевского мистический ореол.

Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского

Особое место среди петербургских почитателей, любителей и ценителей творчества Ф. М. Достоевского занимает дом, расположенный неподалеку от церкви иконы Владимирской Божией Матери в Кузнечном переулке. Архитектурно он ничем непримечателен. Для коренных петербуржцев и гостей города он привлекателен тем, что здесь жил писатель в начале и в конце своего творческого и жизненного пути — в 1846 году и с 1878 года до самой смерти в 1881 г.

В дом на Кузнечном Федор Михайлович заселился с семьей осенью 1878 года, и прожил 3 года вплоть до самой последней минуты своего ухода в мир иной. Здесь он работал над ранней повесть "Двойник", и тут он написал свой последний роман "Братья Карамазовы". Мемориальная квартира Достоевского воссоздана по воспоминаниям его жены и друзей, а также современников.


В передней на круглом столике — шляпа Достоевского; в детской — игрушки детишек: Любы и Феди, их фотографии; в кабинете на письменном столе — ручка с пером, записка от дочери, а в углу икона Божьей Матери.

Литературно-мемориальный музей памяти писателя открыли в День 150-летнего юбилея Фёдора Михайловича Достоевского, в 1971 году. Музей включает в себя мемориальную часть — саму квартиру, и зал — так называемую литературную экспозицию. Благодаря архивным документам создателям музея удалось восстановить полную картину обстановки квартиры Достоевского, а по фотографии — воссоздать его кабинет.

Экспозиция содержит множество интереснейших экспонатов, некоторые из которых просто уникальны. К примеру, на карте "Петербург Достоевского", выполненной художником Борисом Костыговым, отмечены адреса мест проживания писателя и его героев. Можно даже рассмотреть дома на изображениях карты.

Первый зал экспозиции посвящен биографии Федора Михайловича: в нем представлены материалы с 1821 по 1864 гг. От биографических сведений посетители могут плавно подойти к изучению творчества писателя и его основным романам. Во втором зале представлены материалы, касающиеся периода жизни с 1865 по 1881 гг.

Основой Музея стала бесценная коллекция, собранная внуком писателя — Андреем Федоровичем. О своем знаменитом предке не забыла и его внучатая племянница — Мария Владимировна Савостьянова. В фонд Музея она передала некоторые семейные реликвии. Музей Достоевского обладает богатейшим фондом, которому нет цены. В доме в Кузнечном переулке под Музей отведено 2 этажа. В интерьерах комнат квартиры представлены подлинные вещи и книги, которые передали Музею потомки Достоевского. Собрание Музея увеличивается из года в год: ценные подарки привозят посетители и друзья, многое дарят исследователи творчества писателя.

Музей может похвалиться полноценными коллекциями графики и фотографий, а местная научная библиотека насчитывает в своих фондах до 24 тысяч томов. Здесь собрана коллекция программ и театральных афиш спектаклей, поставленных по произведениям Ф. М. Достоевского. К наиболее ценным коллекциям Музея Достоевского относятся современные иллюстрации к произведениям писателя: их насчитывается до 2 тысяч предметов, прижизненные издания Федора Михайловича — 117 экземпляров, и архив Александра Порецкого в виде рукописей — 272 предмета.

На первом этаже в выставочных залах проводятся современные выставки художников, музыкальные и литературные вечера, а в кинозале для посетителей организованы просмотры фильмов по произведениям писателя.


За многолетнее существование Музей превратился в научный и культурный центр, имея в своем штате до 50 сотрудников, 15 из которых – научные работники. В этих стенах устраиваются ежегодные международные чтения "Достоевский и мировая культура". Здесь есть театральный зал, где проходят спектакли по произведениям великого писателя. Неудивительно, что при такой колоссальной проводимой работе Музей Достоевского является членом и партнером Норвежского общества друзей музея Федора Достоевского.

Удобное расположение Музея Достоевского в центре города, интересные экскурсии привлекают сюда ежегодно до 35 000 туристов со всего мира. Тут в старинном районе Северной столицы как нельзя лучше можно ощутить, как по этим же улицам ходили, в этих же домах жили, любили, страдали, а порой совершали громкие преступления герои книг Достоевского.

Памятник Ф. М. Достоевскому в Петербурге

Памятник был торжественно открыт в Санкт-Петербурге 30 мая 1997 г. Его создали скульпторы — Л. М. Холина и П. П. Игнатьев и архитектор — В. Л. Спиридонов. На полутораметровом постаменте из розового полированного гранита Достоевский изображён сидящим и немного сгорбленным, задумчиво устремляясь взглядом вдаль.

Идея создания памятника человеку, творчество которого было неразделимо связано с Петербургом, давно искала своего воплощения. Ещё в 1956 году скульптор Любовь Михайловна Холина разработала первый макет, но тогда реализовать его так и не удалось. А всё потому, что 60 лет назад партийные руководители Ленинграда были категорически против увековечивания памяти реакционного писателя, каким он был, по их мнению.

Годы шли и времена менялись, а также мнения руководителей, которые уже более склонялись к мысли о том, что Достоевский был больше писателем, нежели реакционным деятелем. И в конце 1988 года огласили конкурсу на лучший проект памятника Достоевскому в городе на Неве. Скульптор Любовь Михайловна Холина приняла в нём участие и предложила свой вариант гранитного изваяния. Изначально планировалось установить его в месте слияния каналов Грибоедова и Крюкова. Таким способом Холина хотела создать иллюзию того, что трёхметровая фигура писателя вырастает из гранитной набережной города. Эта идея не получила одобрения у членов государственной комиссии.