Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 245
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЗАДАНИЕ 1
Решите предложенные ситуационные задачи:Ситуационная задача 1. Вы – воспитатель в дошкольной образовательной организации. В рамках своей педагогической деятельности, организовали творческий открытый проект для воспитанников средней группы «Дружба нас сближает». Участниками проекта были созданы коллажи из фотографий своих друзей и близких с применением продуктивной деятельности (рисование, аппликация, лепка). По итогам конкурса, одна из родительниц сказала вам, что очень недовольна результатами проекта, поскольку считает, что их совместный проект с дочерью достоин лучшей оценки, чем была получена.Подумайте, при помощи каких компонентов конфликтоустойчивости педагога можно решить подобную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Ответ необходимо представить в таблице, представленной ниже. Необходимо указать компонент конфликтоустойчивости, раскрыть содержание компонента, рассмотреть применение компонента в решении конфликтной ситуации, представленной выше в задании.
№ п/п | Компонент конфликтоустойчивости | Содержание компонента конфликтоустойчивости | Способы применения компонента конфликтоустойчивости |
1 | Мотивационный компонент | Мотивационный компонент создает у человека готовность к деятельно-сти, поддерживает интерес к ней в ходе ее выполнения, направляет и регулирует профессиональную активность человека. Операциональный компонент осуществ-ляет исполнительную часть профессио-нальной деятельности, обеспечивает по-лучение необходимого результата и вклю-чает в себя знания, умения, навыки, спо-собности и опыт субъекта деятельности. | Если убедить родителя так и не получилось,то нужно предложить другое решение данной проблемы. Например, зная, что девочка хорошо делает подделки, предложить маме подготовить ребенка к «Самая креативная подделка года», где девочка гарантировано получит грамоту за участие. |
2 | Познавательный компонент | Познавательный компонент базируется на обобщенных знаниях о мире и представляет собой универсальную (обобщенную) картину мира, систематизированные результаты индивидуального и общественного сознания, характерного для конкретной эпохи, конкретной социальной группы. Именно благодаря своему познавательному компоненту мировоззрение предстает как обобщенная картина мира. | Воспитателю необходимо спокойно и внимательно выслушать претензии данной родительницы. Необходимо также похвалить маму и девочку за проделанную работу и отметить конкретные моменты, которые были сделаны очень хорошо. Затем аргументированно, уверенно объяснить, почему их проект оценили не так высоко, как ожидала мама девочки. |
Ситуационная задача 2. Проанализируйте содержание открытого творческого проекта «Дружба нас сближает» для воспитанников средней группы (4 – 5 лет). Опишите собственные действия по организации проекта с детьми и отразите его обязательные элементы:
1.Цель проекта – ознакомить с понятием «дружба»; показать важность истинных друзей в жизни человека; создать условия для формирования таких качеств, как умение дружить и беречь дружбу;
2.Актуальность проекта
Дружба - личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. На сегодняшний день проблема жестокости и равнодушия в молодежной среде становится все более очевидной. Основа гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию - проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении, а прежде всего нравственные чувства.
3.Задачи проекта:
Образовательные:
- формировать представления детей о дружбе между людьми;
- учить детей дружеским формам взаимодействия;
- учить считаться с желаниями сверстников, ограничивая свои желания;
- расширять и систематизировать знания о культуре поведения и взаимоотношениях между людьми.
Развивающие:
- развивать социально-коммуникативные качества;
- развивать эмоциональную сторону детской личности;
- развивать творческие и речевые способности детей.
Воспитательные:
- воспитывать потребность проявлять доброту, заботу, внимание, сочувствие, оказывать взаимопомощь;
- воспитывать здоровый дух соперничества и способствовать сплочению коллектива.
4.Условия реализации открытого творческого проекта (в том числе, взаимодействие с воспитателями других групп);
-заинтересованность детей;
-совместная работа и взаимопомощь.
5.Содержание проекта:
-подборка аудио и видео материала по теме проекта;
-подбор пословиц, поговорок по теме проекта;
-оформление стенгазеты по теме проекта с использованием фотографий друзей;
6.Этапы проекта:
-
Просмотр мультфильма по мотивам сказки В.Сутеева «Кораблик»; -
Прослушивание песенки «Настоящий друг»; -
Прочитывание вслух пословиц и поговорок о дружбе и совместное обсуждение их; -
Совместное оформление стенгазеты «Дружба нас сближает».
7.Планируемые результаты проекта- сплочение коллектива, проявление доброты, заботы, внимания, сочувствия, оказание взаимопомощи.
ЗАДАНИЕ 2
Решите предложенную ситуационную педагогическую задачу:
Вы – воспитатель средней группы детей 4-5 лет в ДОУ. К Вам обратилась мама мальчика и говорит о том, что ребёнок не хочет ходить в детский сад. Ребёнок рассказывает маме о том, что его постоянно обзывают, смеются над ним, отбирают игрушки, ребята не играют с ним. Мальчик достаточно крепкого телосложения, высокий, но при этом застенчивый, спокойный. Родительница уведомила вас о том, что работа не проводится в группе, и она будет обращаться в вышестоящие органы по решению данного вопроса.
Вопросы:
1. Определите, какое явление описывается в ситуации.
2. Предложите варианты решения ситуаций со стороны воспитателя для гармонизации отношений в коллективе, в том числе с детьми и родителями.
3. Заполните таблицу, которая отражает характеристику отверженных, предпочитаемых и изолированных детей, опишите методы и игры со стороны воспитателя, способствующие гармонизации отношений в группе.
№ п/п | Тип детей в группе | Характеристика | Методы и игры, направленные на гармонизацию в коллективе |
1 | «Звезды» (популярные) | это внешне привлекательные дети, которые достаточно уверены в себе, пользуются авторитетов в группе сверстников. Такие дети зачастую являются лидерами в играх и детской деятельности, с ними охотно дружат и общаются другие дети из группы. | |
2 | Лидеры | это дети, которые отдают предпочтение в играх и общении одним и тем же детям, то есть определенному ограниченному кругу друзей или одному постоянному другу. Несмотря на явные предпочтения, дети не конфликтуют с другими детьми группы, а в своем кругу они признаются безоговорочными лидерами. | |
3 | Предпочитаемые | это дети, которые достаточно хорошо общаются и взаимодействуют практически со всеми детьми в группе, с ними хотят дружить и играть большинство детей. | |
4 | Пренебрегаемые | то дети, которых в группе попросту не замечают, их как бы нет. В основном к таким детям относятся очень тихие и малоактивные, предпочитающие играть в одиночке и не стремятся устанавливать взаимоотношения и контакты со сверстниками. Как показывает практика, чаще всего это дети, которые недавно поступили в группу, редко посещают детский сад вследствие частых болезней. | |
5 | Изолированные | это дети, которых сверстники отвергают, не принимают в игры и совместную деятельность. Очень часто это дети внешне малопривлекательные, имеющие выраженные физические дефекты, нервозные, чрезмерно конфликтные и негативно настроенные по отношению к другим детям группы. | Упражнение «Как меня зовут» Дети называют свое имя: краткое, полное, ласковое, самое любимое (за основу можно взять беседу «Как можно назвать человека по имени») Игра «Виноградная гроздь» Под спокойную музыку дети рассаживаются на ковре вокруг выложенного в виде круга каната, берутся за руки, закрывают глаза. В это время в середину кладётся гроздь винограда на тарелке. По звонку колокольчика дети открывают глаза и опускают руки. Педагог просит одного ребёнка взять в руки гроздь винограда, рассмотреть её и передать своему соседу. После того, как гроздь прошла целый круг, педагог просит передать её по второму кругу, отрывая «ягодки», при этом дети представляются, т.е. должны назвать себя. Внимание обращается на то, что как гроздь состоит из ягодок, так и группа состоит из разных детей. Ягодки висят на веточке все вместе, крепко держась за неё. Так и ребята всегда должны и вместе и крепко дружить. Пластический этюд «Солнышко» От ласковых имен стало тепло, как от солнышка. Все мы сейчас станем солнышками и согреем друг друга. Игра «Дотронься до...» Сегодня мы ближе знакомились друг с другом, узнали любимые имена каждого, согрели друг друга солнечным теплом, а теперь хорошо рассмотрите друг друга, кто, во что одет и какого цвета одежда. Воспитатель предлагает: «Дотронься до... синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участника. Этюд «Скажи хорошее о друге» По желанию выбирается ребенок, его сажают в круг, и каждый говорит о том, что ему нравится в этом ребенке. Воспитатель обращает внимание детей на то, чтобы они не повторялись, дает образец. В своих высказываниях дети отмечают внешние и внутренние достоинства ребенка, приводят примеры любых жизненных ситуаций. На одном занятии выбирать более двух детей. Периодически возвращайтесь к этому этюду на других занятиях. Игра «Найди друга» Детей делят на две группы, одной из которых завязывают глаза и дают возможность походить по помещению. Им предлагают подойти и узнать друг друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями. Игра «Мяч в руки» Воспитатель по очереди бросает мяч каждому ребенку в кругу, а поймавший должен ответить на вопрос: «Что ты любишь больше всего?» или «Что тебе не нравится больше всего?», или «Чем ты любишь заниматься?», или «Чего ты больше всего боишься?» Игра «Ветер дует на... » Со словами «Ветер дует на... » воспитатель начинает игру. Чтобы все участники игры больше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» – все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого есть сестра... брат... кто больше всего любит сладкое... и т. д. ». Варианты можно взять из предыдущего занятия (игра «Мяч в руки»). Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому. Этюд «Сочиним историю» Воспитатель начинает историю. «Жили-были дети старшей группы одного детского сада...», следующий участник продолжает, и гак далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он корректирует сюжет истории, делает более осмысленным, и упражнение продолжается. Игра «Дракон» Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник «голова», последний – «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватит «хвост», она становится «хвостом». Желательно, чтобы большее количество участников побывали в двух ролях. |
ЗАДАНИЕ 5
Предлагается для решения следующая педагогическая задача.Выделяют три основных стиля воспитания детей:авторитарный,либеральный и демократический. Внимательно прочитайте примеры приведенных стилей воспитания, которые представлены ниже.
1. Девочка (6 лет) застенчива, не проявляет инициативы, боится оценки в свой адрес, в играх очень тихая, остро реагирует на участие в мероприятиях (может заплакать, боится выступать), боится сделать что-то не так без одобрения взрослого.
2. Мальчик (6 лет) проявляет интерес ко всем видам деятельности, участвует и раскрывает себя в различных мероприятиях, если что-то не получается – обращается к воспитателю с просьбой о помощи, родители с интересом и вниманием спрашивают ребёнка – как прошёл день, что больше всего понравилось в этот день, с какими трудностями столкнулся.
3. Девочка (5 лет) не проявляет инициативы, нет интереса к мероприятиям, не выполняет посильных действий, потому что «неинтересно», хочет делать только то, что интересно ребёнку.
На основании приведенных выше примеров заполните таблицу с определением стиля воспитания, характерные действия выбранного стиля воспитания, способы взаимодействия с ребёнком и родителями.
Номер примера | Стиль воспитания | Характерные действия | Способы взаимодействия |
1 | Авторитарный | Авторитарному стилю воспитания недостает теплоты, для него характерна строгая дисциплина, общение в режиме “родитель- ребенок”превалирует над общением ребенок-родитель, ожидания таких родителей в отношении их детей весьма велики. Все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. | При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение ребенка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим. |
2 | Демократический | Подразумевает общение и поддержание дружеских отношений между членами семьи. Взрослые при этом требуют дисциплины и правил поведения, но все их требования реалистичны. Такие родители проявляют внимание и заботу, справедливы в отношении поступков ребенка, дают ему право выбора и обосновывают свои требования. Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, при демократическом стиле общения, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Они видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания воспитать детей такими, какими являются сами. | |
3 | Попустительский | В отношениях родителей и детей присутствуют принятие, теплота, проявления любви, всепрощение и бесконечное доверие друг другу. Не хватает только очень важных составляющих: истинной заботы родителей о детях и разумных психологических и поведенческих границ, то есть правил, четко установленных родителями с учетом мнения ребенка для его же безопасности и комфорта. По сути, такие родители отказываются брать на себя ответственность. Воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют неуверенность. Для такого свободного стиля характерны низкая дисциплина либо ее полное отсутствие, родители не возлагают на своих детей больших ожиданий, и иногда при рассмотрении таких отношений со стороны не понятно – кто из членов семьи является родителем, а кто – ребенком? Ребенок не получает направления, ограничений, при попытке родителей дать какие-то указания не слушается. Верный спутник либерального семейного воспитания – плохая успеваемость ребенка в школе, так как родителей не интересует и процесс образования ребенка. В либеральной семье дети приобретают ложное ощущение контроля над своими родителями, а затем пытаются управлять и окружающими их людьми, что приводит к попыткам манипулирования окружающими. | Выросшим в таких семьях детям, так же, как и их сверстникам, воспитанным в авторитарных семейных системах, часто не удается развить чувство самоуважения, поскольку их тоже не научили управлять собой самостоятельно. Недостаток здоровой дисциплины в семье вызывает у них желание самим установить контроль над родителями и попытаться добиться от них контроля над собой. Такие дети во взрослом возрасте очень уязвимы, мучительно ищут хотя бы какую-то опору всеми доступными средствами: вступают в секты, попадают в зависимые партнерские отношения, увлекаются самыми экзотическими системами питания, пытаясь установить контроль хоть над чем-нибудь в своей жизни… Это, в свою очередь, препятствует их социальному развитию, формированию чувства собственного достоинства и позитивной самооценки, ответственности, умения устанавливать прочные эмоциональные связи. Разновидность попустительского стиля воспитания – «эмоциональное отвержение». В этом случае ребенок тяготит родителей и постоянно чувствует это, особенно если в семье есть другой любимый ребенок. |
Задание 6
«Всемирный день общения» ежегодно отмечается 5 мая. Рассмотрите предложенный план мероприятий (в том числе подвижных и двигательных игр) на день, посвященный этому празднику. Выберите самостоятельно возрастной период детей. Заполните таблицу, где отразите основные обязательные элементы планирования подобного мероприятия.
Таблица 4 – Планирование мероприятий «День общения»
№ п/п | Время и продолжительность | Название мероприятия | Цель мероприятия | Средства мероприятия | Содержание мероприятия | Результат мероприятия |
1 | 15-20минут | Пальчиковый театар. | Развитие детского речевого творчества дошкольников через теотральную деятельность | Пальчиковые куклы из бумаги хороши тем, что очень проста в изготовлении. Ее можно сделать с детьми, потратив совсем немного времени. Ее можно использовать просто для игры с детьми или для постановки в домашнем кукольном театре. Пальчиковая кукла может быть – человечком или животным, птицей, мультяшкой или придуманным персонажем. Шаблон куклы нужно нарисовать на картоне. Вырезать и отдать раскрашивать ребенку. Куклу можно украсить бисером, тесьмой, ленточками, пуговицами, блестками. Из меха и ниток сделать волосы. Сделав несколько разных кукол, вы можете очень легко и просто сделать маленький домашний кукольный театр. И ставить в нем постановки. Распечатайте на принтере и раскрасьте. Не забудьте вырезать дырочки для пальчиков. Театр готов! | Сказка про курочку рябу | Способствует развитию речи,внимания,памяти. Формирует простраснственные представления,развивает лорвкость,точность.помогает справиться со страхами,переживаниями. |
2 | для старшего дошкольного и младшего школьного возраста 10 мин | Инопланетяне | развитие навыков невербального общения. | Желательно использовать внешнюю атрибутику: шлемы для инопланетян, картонный макет корабля или летающей тарелки и т. п. которые можно сделать дома вместе с родителями или в группе с детьми. | Межпланетный корабль совершает вынужденную посадку на незнакомой планете. Это Земля. Инопланетяне ступают на чужую землю и видят группу ребят. Но как наладить контакт? Ведь никто не знает язык друг друга. И тут на помощь приходят жесты. «Инопланетяне» показывают рукой на какой-нибудь предмет (например, стул, кровать, стол и т. д., а земляне, называя этот предмет, должны жестами показать его функциональное назначение. Игра сопровождается музыкой. | В ходе игры застенчивые дети должны добиться понимания со стороны сверстников, что требует от них активности и уверенности. |