Файл: Практическое задание 3, Модуль Психологопедагогическая диагностика и коррекция лиц с нарушениями речи слушатель Островская Надежда Дмитриевна Преподаватель Шацкова Виктория Николаевна.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы
Программа профессиональной переподготовки
Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы по устранению различных нарушений речевой деятельности с дополнительной специализацией в области дошкольной дефектологии (1340)_new
Дисциплина: Психология лиц с нарушением речи (логопсихология)
Практическое задание 3, Модуль 3. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция лиц с нарушениями речи
Выполнил:
слушатель Островская Надежда Дмитриевна
Преподаватель:
Шацкова Виктория Николаевна
г.о. ГОРОД-ГЕРОЙ ВОЛГОГРАД – 2023
Практическое задание 3
Цель: сформировать умение подбирать задания для развития высших психических функций при нарушениях речи; составлять конспекты психокоррекционных занятий.
Задание 1. Составьте картотеку заданий по развитию высших психических функций (восприятие, воображение, память, мышление и речь) не менее 3 заданий по каждому направлению с обязательным указанием возрастной категории.
Психическая функция | Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 |
Восприятие | «Белый лист» Цель: Развитие восприятия формы предметов Возраст: 3 – 5-лет Оборудование: лист бумаги с нарисованными фигурами, часть закрашена зелёным цветом, набор фигур белого цвета, идентичных фигурам на листе бумаги. Ход игры: Предложить детям закрыть белыми фигурами зелёные фигуры на листе бумаги. При правильном расположении фигур в результате должен получиться белый лист бумаги. Для детей 5 лет можно несколько усложнить, поместив наклеенные на листок картона фигурки в полотняный мешочек. А затем просим ребёнка на ощупь отыскать нужную «заплатку», чтобы закрыть ту или иную зелёную фигурку. | Угадай, кто зовёт» Цель: Развитие слухового восприятия Возраст: 5-7 лет Дети стоят в кругу. Выбирается водящий, который встает в центр круга. Ему завязывают глаза. Дети по очереди зовут водящего по имени, а тот должен догадаться, кто именно его зовёт. | «Яблоко» Цель: Развитие зрительного восприятия Возраст: 5-7 лет Дидактический материал: три похожих яблока. Описание игры. Воспитатель: «Когда люди собирают урожай? (Осенью.) А какое сейчас время года? (Осень.) Вот яблоко. Постарайся внимательно рассмотреть его, запомнить его цвет, пятна, прожилки. Потом я возьму твое яблоко, перемешаю его с другими, а ты должен будешь найти свое яблоко». На изучение яблока ребенку дается 3 мин. После этого воспитатель перемешивает яблоки. Затем ребенок ищет свое яблоко. После того как ребенок найдет свое яблоко, воспитатель дарит его ребенку. |
Воображение | «Сказочная путаница» Цель: Развитие воображения Возраст: 6-7 лет Ход игры. Предложите ребёнку ответить подробно на предложенное задание. Сначала детям предлагают распутать клубок из сказок: «Жили-были дед да баба. Была у них курочка-репка. Дед ел, ел, не съел. Баба ела, ела, не съела. Покатилась репка дальше. Катится, а на встречу ей избушка на курьих ножках. «Избушка, избушка, кто в тереме живет? Выгляни в окошко - дам тебе корытце…» и т.д. После того, как дети справятся с заданием, им предлагают придумать сказку-путанку собственного сочинения. Можно задавать любую тему сказки. Содержание придуманной сказки дети при желании могут проиллюстрировать с помощью рисунков. Наиболее интересные сюжеты можно обыграть с помощью кукол или ролей. | «Шкатулка со сказками» Цель: Развитие воображения и речи Возраст: 6-7 лет Оборудование. 8 – 10 кружков разных цветов, коробка, прикрытая платком. Ход игры. Предложите ребёнку сочинить вместе с вами сказку. Тот, кто начинает, вытаскивает из шкатулки цветной кружок. Надо придумать, кто это или что это будет в сказке. После этого как первый играющий сказал 2-3 предложения, следующий вытаскивает другой кружок, говорит кто это или что это такое. И продолжает сказку. Затем кружок вытаскивает следующий играющий и т.д. Важно, чтобы получилась законченная история и чтобы ребёнок про один и тот же кружок в разных ситуациях придумывал разные варианты ответов. | «Что произойдёт, если…» Цель: Развитие воображения Возраст: 5-7 лет Ход игры. Предложите ребёнку ответить подробно на предложенные вопросы. Например. Что будет, если оживут все сказочные герои? Что будет, если все животные начнут говорить человеческим голосом? Что произойдёт, если дождь будет лить не переставая? |
Память | «Запомни рассказ» Цель: развитие памяти Возраст: 5-7 лет Прочитать детям рассказ. Затем попросить ребёнка воспроизвести прослушанное как можно ближе к тексту. Слушая рассказ ребёнка, обязательно обратить внимание на точность воспроизведения, последовательность событий. Очень важно, чтобы ребёнок понял смысл рассказа. Если он с рассказом не справляется, следует задавать ему вопросы или же использовать иллюстрации к этому тексту. | «Гуляем по саду» Цель: Развитие зрительной памяти и наблюдательности Возраст: 5-7 лет Ход игры. Гуляя с ребёнком по саду, обратить его внимание на то что можно увидеть в саду, какие деревья, кустарники, овощи. Задание 1. Попросите ребёнка перечислить эти растения. Задание 2. Покажите ребёнку карточки с различными растениями и попросите его выбрать картинки тех растений, которые он знает. Задание 3. Уберите карточки и попросите ребёнка перечислить растения в том порядке, в котором он их называл. | «Добавь слово» Цель: Развитие слуховой памяти Возраст: 5-7 лет Ход игры. Игра проводится с группой ребят. Один ребёнок называет какой- нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет кокое - либо своё. Третий ребёнок повторяет два слова и называет третье. Четвёртому придётся повторять уже три слова, а потом называть своё и т.д. Эту игру целесообразно проводить неоднократно. От раза к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, т.е. будет увеличиваться объём памяти. |
Мышление | «Все пригодится» Цель: Упражнять в установлении причинно-следственных зависимостей. Возраст: 5-7 лет Дидактический материал: картинки с изображениями самых разных предметов, таких как игрушки, продукты, одежда, кухонная утварь и т. д Ход игры. Педагог предлагает ребенку отправиться в путешествие, например, на воздушном шаре, на поезде, на корабле. Уточните и конечную цель вояжа, допустим, необитаемый остров или морское побережье, а может, это просто домик в деревне? Теперь надо запастись всем необходимым: поочередно берите из стопки по одной из подготовленных картинок и предлагайте варианты использования того или иного предмета. Версии могут быть самыми неожиданными: «Этой кастрюлей мы будем вычерпывать воду, если в нашем судне образуется пробоина» и т. п. | «Разложи предметы» Цель: Развитие логического мышления Возраст: 5-7 лет Оборудование: набор из 8 игрушек и предметов различных по назначению, но одни – деревянные, а другие – пластмассовые: машинки, пирамидки, грибочки, тарелочки, бусы, кубики, домики, елочки по 2; две одинаковые коробочки. Ход игры: Педагог рассматривает с ребенком все игрушки по одной, а затем говорит: «эти игрушки надо разложить в 2 коробочки так, чтобы в каждой коробке оказались игрушки – чем-то похожие между собой». В случае затруднения педагог первую пару игрушек – елочки ставит их рядом и просит ребенка сравнить: «чем эти елочки различаются между собой?». Если ребенок не может найти основное отличие, педагог обращает внимание ребенка на материал, из которого сделаны эти игрушки. Затем ребенок действует самостоятельно. В конце игры надо обобщить принцип группировки: «в одной коробке – все деревянные игрушки, а в другой – все пластмассовые». | «Плавает или тонет» Цель: Упражнять в установлении причинно-следственных зависимостей. Возраст: 5-7 лет Оборудование. Набор парных предметов: карандаш и гвоздь, деревянный и металлический шарики, деревянная и металлическая линейки. Ход игры. Педагог рассматривает с детьми предметы, нужные для игры. Затем сообщает, что сегодня они будут отгадывать, что плавает, а что нет. Детям дают предметы в случайном порядке. А не попарно, и они отвечают заранее, поплывёт предмет или нет. Затем они опускают предметы по одному в воду и наблюдают за ними. |
Речь | «Выполни задание» Цель. научить ребенка выполнять задание по словесной инструкции взрослого. Возраст: 3-4 года Материал. различные игрушки и предметы, окружающие ребенка Ход игры. Педагог дает одному из детей задание, например, взять куклу и положить ее в коляску. Остальные дети должны сидеть тихо и не подсказывать. Ребенок выполняет задание, а затем комментирует свои действия: «Я положил(а) куклу в коляску». Постепенно расстояние от детей до стола взрослого увеличивается, а задания слегка усложняются: например, найди на нижней полке красный (зеленый, желтый и т. д.) мяч (кубик) или большую (маленькую) книгу и принеси его (ее) мне (положи на стол). Ответ ребенка: «Я нашел красный мяч и положил его на стол (около стола)» | «Скажи наоборот» Цель: Расширение и активизация словарного запаса. Упражнение в употреблении слов-антонимов. Возраст: 5-7 лет Материал. Мяч. Ход игры Педагог предлагает детям закончить предложение, словом с противоположным значением. Например: - Берет новый, а платок … - У ботинок широкие носы, а у туфель … - Брюки грязные, а комбинезон … - Блузка светлая, а пальто … - Чешки на тонкой подошве, а кроссовки … | «Создаем слова» Цель: Упражнение в образовании имён прилагательных от имён существительных. Расширение и активизация словарного запаса. Возраст: 4-5 лет Материал. Мяч. Ход игры. Педагог произносит словосочетание и даёт образец образования прилагательного. Затем просит детей изменить словосочетания по предложенному образцу. - Пиджак из шерсти. Он какой? – Шерстяной. - Платье из шёлка. Оно … - Футболка из трикотажа. Она … - Куртка из кожи. Она … - Шуба из меха. Она … - Сапоги из резины. Они … - Брюки для мужчин. Они … - Майка для детей. Она … - Сарафан для лета. Он … |
Задание 2. Используя Приложение 1, составьте план-конспект психокоррекционного занятия по развитию личности (для лиц с различными речевыми нарушениями с обязательным указанием возраста и речевого дефекта).
Схема конспекта:
1. Тема занятия
2. Цель
3. Задачи
4. Оборудование
5. Ход занятия:
- Орг. момент (вводная часть)
- Основная часть (обязательно указывать цель каждого задания)
- Заключительная часть (подведение итогов)
Психокоррекционное развивающее занятие
для детей с ОНР старшего дошкольного возраста «Волшебный мир»
1.Тема занятия
«Волшебный мир» – для детей, Развитие навыков межличностного общения у детей с ОНР – для специалистов.
2. Цель
Формирование умений и навыков межличностного общения ребёнка со сверстниками, взрослыми людьми.
3. Задачи
- Образовательные:
1. Закрепить с детьми речевые формулы этикета: приветствие, прощание, благодарность;
2. Упражнять детей в умении общаться в различных формах и ситуациях;
3. Закрепить навык употребления простого распространенного предложения.
- Развивающие:
1. Развивать самоконтроль поведения, эмоциональную устойчивость в ходе общения;
2. Развивать умение принимать ведущую роль в общении, не ущемляя прав собеседника (тон общения, дистанция между партнёрами, особенности мимики и жестикуляции).
- Воспитательные:
1. Воспитывать у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;
2. Воспитывать уважительное отношение к собеседнику.
4. Материалы и оборудование
Демонстрационный:
- Картинки с изображением персонажей из сказок (Золотая рыбка, цветик-семицветик, волшебная палочка, скатерть самобранка, старик Хоттабыч Змей Горыныч, Баба Яга, Кащей Бессмертный);
- Сосуд в виде кувшина;
- Музыкальное сопровождение: аудиозапись голоса Джина из сосуда; песня «Буги-Вуги»; аудиозапись со спокойной, расслабляющей музыкой.
Продолжительность занятия 25 – 30 минут. Проводится занятие в подгруппе, состоящей из 4 – 6 детей
5. Ход занятия
Содержание игр, упражнений, этюдов, используемых на занятии, их организация и методика проведения направлены на преодоление замкнутости, скованности, нерешительности, развитие языка жестов, мимики, пантомимики, понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения. Дети учатся осознавать свои эмоции, распознавать эмоциональные реакции других людей. Формируется умение адекватно выражать свои эмоции, используя при этом вербальные и невербальные средства.
На занятии формируется доброжелательное отношение друг к другу, умение говорить и принимать комплименты, развивается произвольность поведения и психических процессов, уверенность в себе.
Структура занятия состоит из четырёх этапов:
- приветствие,
- разминка,
- основная часть,
- заключительная часть.
Приветствие представляет собой ритуал начала занятия. Здесь используется художественное слово, различные формы приветствия, улыбка, закрепляется умение устанавливать зрительный контакт с собеседником. Приветствие вызывает у детей положительное эмоциональное состояние, настраивает на доброжелательное отношение друг к другу.
Разминка. В этой части занятия используются пальчиковые игры, речедвигательные игры и упражнения, мимические, пантомимические, кинезиологические упражнения, направленные на преодоление пассивности, скованности, на развитие мелкой и общей моторики, внимания; проводится подготовка к основной части занятия - тренинга (напоминаются правила: говорить по очереди, слушать друг друга, соблюдать очерёдность при выборе ведущего в игре).
В основной части занятия используются следующие методический приёмы:
Игры и упражнения, направленные на обучение детей речевым этикетным формулам (приветствие, прощание, благодарность), развитие умения понимать настроение окружающих, понимать своё эмоциональное состояние и умение с ним справляться, говорить и принимать комплименты, на воспитание гуманных отношений между детьми.
- Использование художественного слова.
- Беседы по сказкам и рассказам.
- Проигрывание ситуаций, которые дают возможность детям не просто рассуждать о той или иной проблеме, а эмоционально проживать её.
В заключительной части занятия детям предлагаются упражнения на релаксацию и развитие воображения, продуктивный вид деятельности - рисование. В этой части занятия мы обязательно используем музыку.
Цель заключительной части – снятие психоэмоционального напряжения, мышечное расслабление.
Особенность занятия такова, что проводится оно в кругу, и каждый ребёнок в равной степени участвует в каждой игре, в каждом упражнении. На занятии вводятся правила: говорить по очереди; слушать друг друга; соблюдать очерёдность при выборе ведущего в игре. Ребёнок принимает участие в играх добровольно, то есть имеет право отказаться от выполнения того или иного упражнения. На занятиях делается акцент на создание атмосферы доверия и безопасности. Не существует неправильного или ошибочного выполнения упражнений. Дети побуждаются к рефлексии процессов, происходящих в группе на доступном данному возрасту уровне.
Сценарий:
1. Приветствие
Дети стоят в кругу. Педагог:
«Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в родном краю –
Всех я вас приветствую!»
(Педагог здоровается с каждым ребёнком. Дети отвечают на приветствие).
2. Разминка
Пальчиковая игра “Дружба”.
«Дружат в нашей группе девочки и мальчики
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять мы закончили считать.
Раз, два, три, четыре, пять начинай считать опять».
Речедвигательное упражнение “Яблочки”.
«Веточки на яблоньке поникли от печали.
Яблочки на веточках висели и скучали.
Мальчики и девочки ветки раскачали,
Яблочки о землю громко застучали!»
(Движения педагог придумывает сам).
Кинезиологическое упражнение «Думающая шляпа»
(Потереть ладони друг о друга, «чтобы стало горячо». Представить, что между ладонями маленький мячик. Покатать его. Развести ладони слегка в стороны, представляя, что это шляпа. Поднять её над головой и надеть. Сделать массаж ушной раковины, начиная вверху и заканчивая мочкой уха (на счёт 8 повторить три раза).
3. Основная часть
Дети сидят на стульчиках в кругу.
- Дети, вы знаете сказки? (Ответы детей). А каких представителей добрых сил из сказок вы знаете? (Золотая рыбка, цветик-семицветик, волшебная палочка, скатерть самобранка, старик Хоттабыч). Назовите злых персонажей. (Змей Горыныч, Баба Яга, Кащей Бессмертный).
- Ребята, давайте поиграем в сказку.
Педагог берёт в руки сосуд, напоминающий амфору, и читает стихотворение:
«…Случайно амфору я взял и приоткрыл сосуд.
Он силой страшной обладал, и Джин мне крикнул вдруг:
Что хочешь, повелитель мой? Исполню приговор любой.
Лишь пожелай - я сотворю, изменим в миг судьбу твою!».
- Ребята! И тут мне стало страшно: Джин беспрекословно подчиняется своему повелителю. А что, если его повелителем окажется злой, жестокий человек? Что он может попросить у Джина? (Ответы детей). Дети, а что, если амфора со всемогущим джином попадёт в руки к вам? Что вы попросите его сделать? Какие три желания попросит его выполнить каждый из вас? Сейчас вы по очереди будете брать в руки амфору и загадывать своё желание, а затем передавать другому ребёнку».
С детьми оговорить, что желать можно что-то себе, близким людям, родным, друзьям.
Игра зависит от того, как взрослый начнёт общение, будут ли дети с желанием выражать своё отношение к предлагаемому разговору. Взрослому следует исключить поучения или высказывания типа: «Верно» или «Я с тобой не согласен».
После того, как дети проговорили три желания, побеседовать с ними о том, каковы были их желания, не будет ли плохо другим людям от этих желаний. Как будет чувствовать себя тот человек, кому было предназначено желание.
Физкультурная пауза. Игра “Буги-вуги”.
«Руку правую вперёд и немного потрясём, а потом её назад и немного потрясём. Мы танцуем буги-вуги, поворачиваясь в круге, и в ладоши хлопаем, друзья. Буги-вуги! Окей! Руку левую вперёд… и т. д.».
- Дети, вы загадали свои желания. Джин – волшебник, и он постарается помочь вам в том, чтобы ваши желания исполнились. А теперь давайте сами попробуем стать волшебниками.
Игра «Волшебники».
- Кандидату в волшебники мы завяжем глаза и предложим догадаться, кто из детей будет подходить к нему, ощупывая кисти рук этого ребёнка. Посмотрим, кому действительно удастся стать настоящим волшебником.
Педагог подводит к «кандидату в волшебники» ребёнка. Затем выбирают другого «кандидата в волшебники». После завершения игры обсудить, как детям удавалось правильно догадаться, на какие признаки они ориентировались.
4. Заключительная часть
- Дети, а сейчас я предлагаю вам отдохнуть и увидеть волшебный сон.
Упражнение на релаксацию «Волшебный сон», выполняется под спокойную, расслабляющую музыку.
Дети находятся в состоянии покоя (лёжа на ковриках). Даётся установка: «Сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глаза. Начинается «Волшебный сон». Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова с закрытыми глазами. «Волшебный сон» закончится, когда я скажу: «Всем открыть глаза и встать».