Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Психология детства Тема Изучение особенностей развития самооценки у старших.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»

ГУМАНИТАРНО-ПЕДагогический институт

(институт)

Кафедра «Дошкольная педагогика, прикладная психология»

(кафедра)

КУРСОВАЯ РАБОТА (КУРСОВОЙ ПРОЕКТ)
по учебному курсу «Психология детства»
Тема: Изучение особенностей развития самооценки у старших

дошкольников



Студент

И.К. Зольникова







(И.О. Фамилия)




Группа

ДФОбд-1901б













Преподаватель

С.В. Анфисова







(И.О. Фамилия)





Тольятти 2022

Содержание

Введение…………………………………………………………………………......2

Глава I. Теоретические аспекты формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………….....7

    1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования

    2. самооценки у детей старшего дошкольного возраста………………………….7

    3. Особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста …………14

Вывод по первой главе……………………………………………………………..19

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию естественной самооценки у детей старшего дошкольного возраста
……….21

2.1. Методы изучения самооценки у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...21

2.2. Практика формирования самооценки у старших дошкольников в процессе игры…………………………………….……………………………………………27

Заключение ……………………………………………………………………..49

Список литературы ………………………………………………………….…...51

Приложение А……………………………………………………………………....40

Приложение Б…………………………………………………………………….....41

Введение
Актуальность проблемы. «Одним из самых важных и актуальных вопросов педагогики я могу считать проблему развития самоосознания, самооценки человека. Самооценка дошкольника очень важна для того, чтобы дальнейшее развитие личности и осознанное усвоение норм поведения, следования положительным образцам, поэтому в этот период важно заложить основы для формирования адекватной самооценки. Всё это позволит ребёнку правильно оценивать себя, реально рассматривать силы для задач и требований социального окружения, в зависимости от этого самостоятельно поставлять перед собой цели и задачи. Важность формирования самооценки для детей возникает из-за того, что на стадии развития современного общества возрастают роли общественно значимых активностей личности, которая предполагает ее высокий сознательный и требовательный в отношении других людей и самого себя. Особое значение приобрела проблема формирования самооценки ребёнка. Правильное формирование самооценки представляет собой не только знание себя, а сумму отдельных особенностей, но и определенное отношения к себе, предполагает осознание личности как какого-то устойчивого предмета. Самооценка позволяет сохранять устойчивость человека независимо от изменяющихся ситуаций и обеспечивать возможность остаться самим себе. Психологам и педагогам все более явно влияет самооценка дошкольников на поведение и межличностные отношения» [17, с. 134].

У дошкольников, как известно, очень большая потребность в внешних оценках, но они не всегда полностью удовлетворяются. По словам Л.И.Божович, ребенок стремится стать тем, что взрослый видит. Таким образом, одной из сторон понимания тенденций развития, а также прогнозирования динамики изменений в самооценке, включая развитие общего и частного самооценки детей, может быть изучение отношений к нему в социальной среде и, прежде всего, в отношениях с родителями.


Возраст старшего детства характеризуется как зарождение корней самооценки ребенка, а при этом ребенок испытывает преддверие новой социальной роли – роли ребенка, важнейшими качествами которой являются умение анализировать, самоконтролировать, оценивать себя, других, умение оценивать себя, других, умение оценивать себя, других. В связи с этим особо важно выяснить, какой методический подход наиболее оптимальный и эффективный, а также как он повлияет на процесс формирования самооценки старшего дошкольника. Принято понимать самооценку как оценку себя, свои качества и место среди окружающих. В психологических исследованиях убедительно установлено, что особые качества самооценки оказывают влияние на эмоциональные состояния, на уровень удовлетворения своей работе, учебе, жизни и на отношениях с окружающими людьми [38, с. 79].

«Изучению самооценки у детей дошкольного возраста посвящены исследования Т.А. Репиной, Г.А. Урунтаевой, Л.И. Божович, Р. Бернса, М.И. Лисиной, А.И. Сильвестру, Е.Е. Кравцовой, О.А. Белоборыкиной и других. Данные работы описывают динамику развития самооценки, механизмы ее формирования на каждом возрастном этапе, роль взрослых и сверстников в формировании самооценки. Применительно данным исследованиям, под самооценкой понимают оценку личностью себя, своих качеств и места среди других людей. Психологические исследования А.К. Болотовой доказывают, что особенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние, и на степень удовлетворенности своей работой, учебой, жизнью, и на отношения с окружающими» [24, с. 199].

«Под самооценкой принято понимать оценку личностью себя, своих

качеств и места среди других людей. Исследования психологов, занимавшихся этой проблемой убедительно доказывают, что особенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние, и на степень удовлетворенности своей работой, учебой, жизнью, и на отношения с окружающими. Однако мнения психологов разделились, часть из них Э. Эриксон, А. И. Липкина, И. С. Кон и другие считают, что сензитивным периодом формирования адекватной самооценки является младший школьный возраст, Якобсон С. Г., Мухина В. С., Лисина М. И., Репина Т. А., и напротив, в своих исследованиях доказывают, что формировать самооценку необходимо начинать у детей старшего дошкольного возраста» [10, с. 56].

Следовательно, дошкольный возраст, это период, который является во многом решающим для развития самооценки ребенка.


Цель: обосновать и экспериментально опробовать психолого-педагогические условия становления самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Объект: процесс становления самооценки у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Предмет: психолого-педагогические условия становления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: предположим, что становление самооценки у детей старшего дошкольного возраста будет проходить более эффективно при следующих услових:

-педагогическое взаимодействие с семьей по формированию самооценки дошкольников будет реализовано при учете типа семьи и стиля семейного воспитания;

-содержательное взаимодействие с ребенком будет направлено на повышение статуса в группе сверстников;

-обеспечение профессиональной компетентности педагогов по формированию адекватной самооценки дошкольников.

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу поформированию самооценки детей старшего дошкольного возраста.

2. Определить особенности самооценки старших дошкольников (5-6 и 6-7 лет) с помощью методики В.Г.Щур.

3. Определить особенности оценки детей воспитателем и родителями.

4. Дать сопостовительный анализ результат самооценочных и оценочных суждений.

База исследования: Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении— детский сад № 53 «Чайка» г.Тольятти.

Методы исследования: теоретический метод, эмпирический метод,метод обработки полученных данных.

Этапы:

Первый этап аналитико-теоретического исследования проблемы формирования самооценки старших дошкольников на базе образовательных учреждений проводился аналитико-теоретически, подобран и изучен философский, философский, психолого-педагогическая литература, что позволило сформулировать исходные позиции работы. На данном этапе были обобщены и анализированы опыт работы педагогов образовательных учреждений по проблемам исследования, определены рабочие гипотезы.

На второй стадии эмпирического исследования была разработана программа исследований, проводилась наблюдение развития образовательной деятельности в детском саду и участников процесса образования. Определены цели и задачи, а также отбор методик для работы с ребенком и диагностики. Прошел констатационный этап исследования - обработка первичной информации. Основным этапом эксперимента была апробация программы, получены контрольные результаты. Анализировались полученные результаты с результатами первых и контрольных срезов, математической обработкой экспериментальных данных, интерпретацией, статистическим расчётом, использованием полученных данных для подтверждения или опровергания предложенной гипотезы, формулируются выводы исследований.


«Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих друг друга методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, сбор эмпирических данных (методика «Лесенка» В.Г.Щур; методы качественной, количественной и статистической обработки результатов и графического анализа данных)» [8, с. 40].

«Методологическую основу исследования составили положения современной психолого-педагогической науки о формировании самооценки старших дошкольников (Н. Авдеева, О.А. Белобрыкина, Л.И. Божович, Е.А. Костицина, М.И. Лисина, Л.И. Уманец)» [21, с. 96].

Практическая значимость: предложенные методики помогут специалистам и педагогам детских садов определить самооценку у детей старшего дошкольного возраста. А набор игр и упражнений помогут привести её в норму.

Структура работы: работа состоит из введения, теоретической и экспериментальной глав, заключения, приложений.

Глава I. Теоретические аспекты формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста
«Самооценка - это оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей» [11, с. 56]. Если говорить о ядре личности, то самооценка – важнейший регулятор поведения ее. В частности именно самооценка зависит от отношений человека к окружающим, его критики, требовательности к себе, отношения к успеху и неудаче.

В работах отечественных психологов (Дульнеев Г.М., Ушакова И.П., Божович Л.И., Липкина А.И., Лисина М.И., и др) показаны влияния самооценки в познавательной деятельности человека – восприятия, представления, решения интеллектуальной задачи, определены способы формирования соответствующей самооценки и, в случае деформации – преобразование посредством воспитательных воздействий на человека.

«В различных словарях понятие самооценка трактуется по-разному так, в кратком психологическом словаре «самооценка» - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей» [15, с. 98]. «В большом энциклопедическом словаре самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди др. людей; один из важнейших регуляторов поведения личности» [7, с. 45]. «В психологическом словаре самооценка – ценность, которая прописывается индивидом себе или отдельным своим качествам» [9, с. 54].