Файл: Реферат цифровое образование направление 44. 03. 05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Русский язык и Иностранный язык(английский).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Министерствонауки и образования Российской Федерации

ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова

Филологический факультет

Кафедра «Методика преподавания русского языка и литературы»

РЕФЕРАТ
ЦИФРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Направление 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями

подготовки) Русский язык и Иностранный язык(английский)


Выполнил: студентка 1-го курса

Группы БА-ПО-РИЯ22

Горохова Альбина Александровна

Якутск, 2023


Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Цифровая компетенция и компетентность……………………………..4

Глава 2. Цифровая культура………………………………………………………5

Глава 3. Цифровая грамотность…………………………………………………..6

Глава 4. Цифровые навыки………………………………………………………..7

Глава 5. Цифровая безопасность………………………………………………….8

Заключение…………………………………………………………………………9

Список использованной литературы…………………………………………….10

Введение

Цифровое образование – форма образовательной деятельности цифровой эпохи, дополняющая традиционное классно-урочное школьное образование, сформированное за последние три века. Школа как социальный институт отражает новые тенденции развития общества.20 век, как век кибернетики открыл новые пути развития человечества, которые ведут в цифровой мир. Как будет устроено школьное образование в цифровую эпоху, как новые технологии, основанные на искусственном интеллекте, повлияют на цифровую трансформацию образования – это вопросы 21 века.

Цифровизация образования и дистанционное онлайн-образование — это разные понятия. Понятие цифровизации включает в себя использование различных программ и других цифровых ресурсов для получения электронного обучения в удалённом виде или при получении знаний в школе или вузе. Например, это могут быть такие задания, которые выполняются в классе с использованием электронных средств — как компьютера или планшета. Цифровизация включает в себя не только непосредственно учебные процессы, а также организационные моменты. Это могут быть электронные дневники и журналы, возможность связаться с учителем дистанционным образом и прочее.


Особенно явной тенденция к цифровизации образования стала в связи с началом пандемии коронавируса. Школы и вузы повсеместно перешли на дистанционное обучение, и это коснулось почти всех учащихся, их родителей и учителей.

Цифровизация образования приобретает всё большие масштабы. О них свидетельствует размер рынка образовательных технологий (EdTech). Он стремительно развивается и, по оценке Всемирного экономического форума, к 2025 году его размеры достигнут 342 млрд долларов США. Начало 2020 года вновь заставило весь мир обратиться к вопросу цифровизации образования. Данный интерес связан с существенным научно-техническим прогрессом в цифровой области, а также с появлением коронавирусной инфекции «COVID-19», которую в кратчайшие сроки признали пандемией, распространяющейся по экспоненте. В связи с данным событием многие страны объявили карантин и полную самоизоляцию, при которой не подразумеваются очные занятия в учебных заведениях, перемещение внутри городов серьезно ограничено. Актуальность цифровизации различных сфер жизни человека заметно возросла: мир сильно изменился, поэтому и требуются новые решения.

Важно отметить и тот факт, что разные страны и государства по-разному продвигают идею цифровизации образования и других сфер жизни своих граждан. Это связано с социальными, экономическими, научными и техническими возможностями конкретных стран, - то, что в одной стране можно легко реализовать, может быть неосуществимо для другой страны по целому ряду причин. В данной работе я хочу проанализировать реалии всеобщей цифровизации, остановившись именно на цифровизации образования, так как эта тема на данный момент мне ближе всего.

Глава 1. Цифровая компетенция и компетентность.

Впервые в 1997 году понятие «цифровая компетентность » ввел Пол Гилстер, американский писатель и журналист. «Цифровая компетентность – это умение понимать и использовать информацию, предоставленную во множестве разнообразных форматов и широкого круга источников с помощью компьютеров». По мнению П.Гилстера, постоянное нахождение в Интернете, в поле гипертекста, дающего возможность быстрой навигации с одного ресурса на другой, формирует новые паттерны поведения человека, приемы поиска информации, особенности общения. Это приводит к формированию сетевого мышления, основная черта которого – высокая степень информационно-коммуникационной активности. Цифровая компетентность акцентирует социокоммуникативные аспекты в деятельности человека. П.Гилстер выделяет в качестве критериев достижения цифровой компетентности следующие навыки:


1. критерии достижения медиакомпетентности;

2. навыки поиска нужной информации и инструментов работы с ней, умение быстро освоить эти инструменты (информационная компетентность);

3. навыки общения с другими пользователями (коммуникативная компетентность);

4. навыки производства информации в ее разнообразных формах и форматах (креативная компетентность).

Под цифровыми компетенциями следует понимать знания и навыки, позволяющие в условиях цифровизации экономики и социальной сферы применять для решения задач или достижения требуемого результата информационно-коммуникационные технологии. ЦК-то комплекс компетенций по работе в цифровой среде и с цифровыми продуктами, включая активность по созданию и сбору данных, их обработке и анализу, а также по автоматизации процессов с помощью компьютерных технологий.

По мнению разработчиков, она предполагает уверенное и критическое использование технологий информационного общества для всех сфер жизни. В основе цифровой компетенции лежат базовые навыки в области информационно-коммуникационных технологий (использование компьютеров для поиска, оценки, представления, хранения и обмена информацией, общения через электронные средства и интернет). С декабря 2010 года научным центром Евросоюза была начата разработка модели цифровых компетенций населения, известная как DigComp. Цифровая компетенция определяется как уверенное, критическое и творческое использование ИКТ для достижения целей, связанных с работой, обучением, досугом, участием в жизни общества .

Существенная роль в процессе формирования цифровых компетенций студентов и обеспечения необходимой для этого цифровой образовательной среды в вузах отводится преподавателю, в содержании труда которого происходят серьезные изменения. Современные преподаватели должны уметь работать в электронной информационно-образовательной среде, применять различные ИК-средства, использовать ресурсы сети Интернет для организации работы обучающихся на занятиях и за их пределами.

«Компетентность» — это факт наличия знаний, опыта и навыков для эффективной деятельности в определённой сфере («высокая компетентность», «уровень компетентности»).

А вот «компетенция» — это круг вопросов и задач, которые готов решать компетентный специалист («Какая у тебя компетенция?»). Кроме того, компетенция — это набор полномочий какого-либо должностного лица или учреждения («На этом моя компетенция заканчивается», «Решение вопроса находится в компетенции школы»


Глава2. Цифровая культура

Цифровая культура — термин современной культурологии для обозначения формирующегося этапа культуры, соответствующего цифровому обществу, ведущие черты которого видятся в цифровой экономике, преодолении аналоговой экономики как выражения прежних общественных устоев.

В своей основе цифровая культура соответствует общему представлению о культуре как системе ценностей, сплачивающих общество в определенную эпоху и при определенном уровне развития в нем общественных отношений. Очевидно, что трактовки цифровой экономики и цифрового общества определяют специфику цифровой культуры.

Становление и развитие цифровой культуры отражает переплетение стратегий научно

технологического развития, политических решений, философских дискурсов (от Нового времени до постмодернизма), влияния протестных движений на трансформацию ценностей (движение

контркультуры, психоделическая революция, молодежные протестные движения 2-ой пол. ХХ в.). Периодизация развития цифровой культуры включает этапы:

– 60–70-е гг. ХХ в. (создание технологической инфраструктуры для осуществления

проекта информационного общества — персональных компьютеров и компьютерных

сетей);

– 80—90-е гг. — развитие цифровых технологий, характеризующих дигитализацию как

ключевое направление развития многообразия практик в культуре;

– 2000-е гг. — настоящее время — антропологическая революция как изменение

«природы культурного потребления» и природы человека.

Среди подходов к анализу цифровой культуры можно выделить две основные тенденции: рассмотрение цифровой культуры в рамках движения трансгуманизма, в котором цифровая культура определяется как тотальность, сформированная технологиями NBICS-конвергенции, в основе которых лежит процесс дигитализации человека и окружающей среды, превращения культуры и техносферы в искусственный мир. Более взвешенный подход рассматривает цифровую культуру как многообразие концептуальных моделей и их практическую реализацию в различных областях культуры с учетом адаптационных возможностей культуры и природы человека (на основе закона техно-гуманитарного баланса). В анализе развития цифровой культуры Р. Гир, один из основателей данного направления исследований, исходит из принципов неомарксизма и теорий постиндустриального (информационного) общества как методологических оснований анализа. Гир определяет дигитальность как маркер культуры информационного общества, включающий артефакты, означивания и коммуникации, отличающие современный образ жизни от других форм культуры.


В университетском сообществе цифровая культура формируется под влиянием информатизации и медиатизации образовательного процесса и является частью корпоративной культуры. Воздействие электронной среды на человека усилено включением студентов и преподавателей в системы семантических сетей, Интернета, онлайновых курсов, медийных интерактивных технологий как способов организации образовательного процесса, научно-исследовательской работы и организации досуга. Погруженность в электронную среду изменяет сам характер мышления, принципы обоснования знания (машинное мышление, компьютерное сознание). Как отмечает А.Ю. Алексеев, в электронной культуре «духовная и материальная составляющая форматируются искусственным интеллектом — технологией извлечения, репрезентации, хранения, обработки, передачи “знаний” и, в целом, “управления” ими».

Глава 3. Цифровая грамотность.

Цифровая грамотность — это не только умение использовать свой компьютер или смартфон для просмотра видео в интернете. Понятие цифровой грамотности включает в себя большой спектр компетенций: от использования цифровых технологий и программирования до защиты от взлома и хищения персональных данных .ЦГ— это набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых инструментов и технологий, а также ресурсов интернета. Основами компьютерной грамотности являются цифровое потребление, цифровые компетенции и цифровая безопасность.

В чем отличие цифрового чтения от печатного чтения? В печатном, в привычном формате, мы читаем слева направо, из верхнего угла в правый нижний т.е. последовательно. Когда мы что- то читаем в Интернете, если это не просто оцифрованная копия бумажной книжки, как правило у нас путь чтения будет более ветвистый.Мы можем свернуть вправо, можем свернуть влево, можем углубиться в какой –то один кусочек. И здесь тоже нужно ориентироваться,выбирать, а куда пойти, что больше нужно в эту вот минуту. Помимо этого, в цифровом тексте больше вариантов вкраплений информации, которая не текстовая, а мультимедийная (картинки, видео). Когда мы читаем текст традиционным способом, мы в первую очередь понимаем, что происходило и в каком порядке 1,2,3 ,4 предисловие, пролог, эпилог. Когда мы видим изображение, то видим много всего сразу, а также видим , что тут главное и как это главное связано с элементами, которые его окружают т.е. в принципе другое восприятие. И в этом смысле цифровая среда позволяет совмещать два этих типов информации. Чтобы мы в цифровой среде могли выполнять различные манипуляции с текстом и с изображениями, нам нужно владеть инструментами для восприятия информации, инструментами для того, чтобы мы могли создавать информацию, и инструментами, чтобы добираться до этой информации.