Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность наказаний, не связанных с лишением свободы
2. Альтернативные виды наказания
2.3 Ограничение по военной службе
3. Основные и дополнительные виды наказания, не связанные с лишением свободы
3.2 Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
3.3 Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград
В ч.1 и 5 ст.53 УК РФ перечислены категории осужденных, которым запрещено назначать ограничение свободы: военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации. Ограничение свободы как вид наказания обладает значительным потенциалом для достижения целей наказания без изоляции виновного от общества.
2.5 Принудительные работы
Одним из важных элементов правового поля, вносимым законопроектом по третьей "волне" либерализации УК и УПК РФ является введение нового вида наказания - принудительных работ.
Статья 44 Уголовного кодекса России дополняется пунктом "з1", которым в систему наказаний для лиц, преступивших закон, вводятся принудительные работы. Данный вид наказания ранее не применялся в российской юридической практике. Ближайшим аналогом принудительных работ была так называемая "химия", практиковавшаяся в советское время.
Данный вид наказания предусмотрен статьей 53.1 УК РФ. Согласно закону, принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые.
Если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами. При назначении судом наказания в виде лишения свободы на срок более пяти лет принудительные работы не применяются.
Принудительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, и назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет. Из заработной платы осужденного к принудительным работам производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, и в пределах от пяти до двадцати процентов.
В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ они заменяются лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ.
Принудительные работы не назначаются несовершеннолетним, лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, женщинам,
достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим.
В соответствии с частью 1 статьи 45 УК РФ данный вид наказания применяется только в качестве основного вида наказания, поэтому согласно части 4 статьи 47 УК РФ к принудительным работам может быть назначено в качестве дополнительного наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В этом случае дополнительное наказание, то есть лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, распространяется на все время отбывания принудительных работ, но при этом срок отбытия дополнительного наказания исчисляется с момента отбытия принудительных работ. При частичном или полном сложении наказаний по совокупности преступлений и совокупности приговоров один день принудительных работ соответствует одному дню лишения свободы.
Согласно положениям статья 72 УК РФ, при назначении данного вида наказания сроки принудительных работ исчисляются в месяцах и годах, однако при замене наказания или сложении наказаний, сроки могут исчисляться и в днях. При этом с учетом положения части первой статьи 71 УК РФ двести сорок часов обязательных работ соответствуют одному месяцу принудительных работ.
Время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в сроки принудительных работ из расчета один день за один день. На лицо, отбывающее принудительные работы, в полной мере распространяются положения статья 79 УК РФ об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, а также положения статья 80 УК РФ о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания. При этом при замене неотбытой части наказания суд может избрать любой более мягкий вид наказания в соответствии с видами наказаний, указанными в статье 44 УК РФ, в пределах, предусмотренных для каждого вида наказания.
В частности, предусмотрено отбывание наказание в виде принудительных работ в специальных учреждениях - исправительных центрах, расположенных в пределах
территории субъекта Российской Федерации, в котором проживали осужденные или были осуждены. К месту отбывания данного наказания осужденные следуют за счет государства, при этом те осужденные, которые к моменту вступления приговора в законную силу находились на свободе, следуют самостоятельно, а содержавшиеся под стражей - под конвоем.
Срок принудительных работ исчисляется со дня прибытия осужденного в исправительный центр. При этом время содержания под стражей засчитывается в срок принудительных работ.
В случае уклонения осужденного к принудительным работам от получения предписания или неприбытия к месту отбывания наказания в предписанный срок, осужденному объявляется розыск. После задержания, такому осужденному суд в порядке ст.397 УПК РФ заменяет принудительные работы на лишение свободы.
Положениями статей 60.4 - 60.21 УИК РФ предусмотрены порядок отбывания принудительных работ, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение таких осужденных, их трудоустройство, условия труда, удержания из заработной платы, меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным, обязательное социальное страхование.
В соответствии со ст.60.17 УИК РФ, в отношении уклоняющихся от отбывания принудительных работ, начальник исправительного центра направляет в суд представление о замене данного вида наказания лишением свободы. Со дня направления такого представления и до решения суда осужденный водворяется в помещение для нарушителей.
3. Основные и дополнительные виды наказания, не связанные с лишением свободы
3.1 Штраф
Штраф является самым древним видом наказания и распространен во всех государствах мира. Среди общего количества назначаемых видов наказания в некоторых странах он занимает первое место, а в других - уступает лишь тюремному заключению1.
Штраф - это первый вид наказания в перечне наказаний УК РФ.
Согласно ч.1 ст.46 УК РФ штраф есть денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных Уголовным Кодексом, в размере от двух тысяч пятисот до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет. Штраф в размере от пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше трех лет может назначаться только за тяжкие и особо тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного Кодекса.
Штраф является универсальным видом наказания.
В качестве дополнительного вида наказания штраф может назначаться только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК (ч.4 ст.46 УК).
В случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, он заменяется иным наказанием, за исключением лишения свободы. Указанное положение не распространяется на осужденных к наказанию в виде штрафа за преступления, предусмотренные статьями 204, 290, 291, 291.1 УК РФ.
Один из основных подходов российской уголовно-правовой политики к проблеме наказания заключается в стремлении законодателя к максимальному разнообразию его видов.
По числу предусмотренных в УК наказаний мы действительно опережали и продолжаем "обгонять" едва ли не каждое цивилизованное государство. Что же, вполне справедливо заключить: большое количество видов наказания способствует его индивидуализации и, соответственно, расширяет рамки для свободного выбора более действенного наказания при осуществлении правосудия. Но правда содержится в том, что несмотря на предусмотренное уголовным законодательством разнообразие видов наказания, реальная судебная практика всегда его отвергала, ограничиваясь в основном назначением лишения свободы, тем или иным видом условного осуждения (включая отсрочку исполнения приговора) и штрафом.