Файл: 3. Подготовка рефератов 9 Тема Восприятие и познание людьми друг друга. Взаимодействие в общении 14 Составление таблицы нарушения общения 14.doc
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кто же прав? Попробуем разобраться.
2. Основная часть.
- Какие Вы знаете предубеждения, касающиеся компьютера?
- Почему компьютерные игры приносят удовольствие детям?
- Как компьютер содействует снятию нервно-психического напряжения ?
Предубеждений, касающихся компьютера, существует несколько. Одно из них следующее: частое пребывание в виртуальном мире наносит вред эмоциональному и интеллектуальному развитию. Ребёнок становится рабом сети Интернет, то есть он теряет интерес к саморазвитию, ручному труду и самостоятельному мышлению.
Но при всём этом компьютер всё-таки имеет немалое количество плюсов, значительно облегчающих человеческую жизнь. Помощь в выборе увлечения, различные обучающие программы, возможность получить любую информацию и т. д. - всё это помогает вашему ребёнку.
Конечно, ребёнок может случайно (а может, и нет) попасть на сайты, от которых вам бы хотелось его уберечь. Это может быть и сообщество националистической организации, и секта - всё, что угодно. Но ведь с этим можно столкнуться и в реальности. Наверное, тут противопоставить можно только интерес к жизни ребёнка и ваши с ним доверительные отношения.
Второе предубеждение заключается в том, что из-за компьютера ребёнок перестаёт общаться со сверстниками в реальности, ведь виртуальный мир кажется ему гораздо более интересной. Но это является заблуждением.
Если ваш ребёнок мало общается с одноклассниками, компьютер в этом не виноват. Наоборот, когда ребёнок необщителен, он проводит много времени, сидя за компьютером. И, благодаря такому времяпровождению, он может найти новых друзей со схожими вкусами и интересами.
Многие люди не одобряют компьютерные игры. Они считают, что игры отвлекают детей от учёбы, формируют жестокость и так далее. Но есть люди, одобряющие такую форму детских развлечений.
Во-первых, компьютерные игры приносят удовольствие детям. Во-вторых, во время прохождения какой-либо игры, у ребёнка формируются качества, которые не раз пригодятся ему в жизни. Он учиться добиваться определённых целей, доводить дело до конца, улучшать свои результаты. Проявляя настойчивость, ребёнок, тем самым, развивает её. Также игры способствуют интеллектуальному развитию, ведь во многих из них нужно выбирать между несколькими вариантами решения и проявлять смекалку. В-третьих, игры бывают не только развлекательными, но и обучающими и развивающими. Вы можете приобрести своему ребёнку игры, способствующие стремительному развитию логического мышления, памяти и пространственного мышления.
Стоит отметить, что компьютерные игры имеют ещё одно немаловажное значение - снятие нервно-психического напряжения. Сражаясь с драконами, играя в гонки, ребёнок быстро успокаивается, так как в то время, когда он играет, он выплёскивает все отрицательные эмоции.
- Как компьютер вредит здоровью?
- Что думают учёные об уровне излучения от жидкокристаллических мониторов ?
Конечно, все родители заботятся о своих детях и пытаются сохранить их здоровье от различных внутренних и внешних факторов. В том числе и от компьютера. Обычно компьютер вредит зрению и от него исходит излучение.
Учёные считают, что уровень излучения от жидкокристаллических мониторов ниже, чем у обычных телевизоров. Имеется в виду электромагнитное излучение. Другие же виды, среди которых рентгеновское, ультрафиолетовое и инфракрасное, ничтожно малы.
- Что необходимо делать, чтобы зрение не ухудшалось?
- Что делать, чтобы ребёнок не получил сколиоз?
А вот нагрузка на зрение действительно является большой проблемой. И всё же телевизор и компьютер одинаково влияют на зрение. Чтобы зрение не ухудшалось, не стоит забывать о гимнастике для глаз и небольших перерывах. Время от времени посещайте офтальмолога.
Также, сидя за компьютером, ребёнок может получить сколиоз - искривление позвоночника. Контролируйте его, следите, чтобы он держал осанку, приучайте его к этому.
- Что такое пассивный образ жизни?
И последняя, очень важная информация. Следите за тем, чтобы ваш ребёнок вёл не пассивный, а активный образ жизни.
- Кто может помочь вылечиться от компьютерной зависимости?
Иначе, если он слишком много времени будет проводить за компьютером, у него может выработаться компьютерная зависимость. Это болезнь не принесёт никакой пользы ни вам, ни вашему ребёнку, так что остерегайтесь её. Помочь вылечиться от компьютерной зависимости могут психотерапевты и психологи.
3. Завершение беседы.
Заканчивая разговор, был сделан комплимент собеседнику: «Вы умеете разбираться в ситуации, наша беседа была успешной». Рекомендую встретиться со специалистом, почитать необходимую литературу».
Анализ беседы.
Цель встречи с точки зрения её педагогической значимости для родителей состояла в том, чтобы показать достоинства и недостатки компьютера в жизни ребенка. Беседа проводилась по запросу родителей.
Встреча оказалась удачной. Родители были активны. Высказывали свое мнение при ответах на вопросы. У родителей имеется свое мнение по данному вопросу.
В ходе беседы используется простой, доступный язык, желательно без оценочных фраз (случилось, беспокоит, произошло и т.д.) и без научных терминов.
Очень важно уметь держать паузу, чтобы собеседник смог разобраться в своем переживании, осмыслить сказанное.
Заканчивая разговор, был сделан комплимент собеседнику: «Вы умеете разбираться в ситуации, наша беседа была успешной». Рекомендую встретиться со специалистом, почитать необходимую литературу».
Тема 2.2. Конфликты: причины, динамика, способы разрешения
Задания для самостоятельного выполнения
1. Исследование «способы урегулирования педагогических конфликтов»
Мудрые говорят, что из двух спорящих виноват тот, кто умнее. Это не означает, что надо избегать конфликтов. Неразрешенный своевременно конфликт, так же, как и вовремя не излеченная болезнь, через определенный период времени может дать серьезные осложнения, поэтому надо своевременно вскрывать назревшие противоречия, ставить правильный диагноз «болезни» и находить способы «выздоровления».
Если конфликт не удается урегулировать своевременно, в него могут быть вовлечены новые участники, например, администрация ДОУ, которая может занять либо позицию арбитра в конфликте, либо стать на защиту одной из сторон, и тогда число возможных вариантов развития конфликтов значительно увеличится.
При любом варианте развития конфликта задача педагога состоит в том, чтобы превратить противодействие сторон во взаимодействие, деструктивный конфликт – в конструктивный.
Для этого необходимо проделать ряд последовательных операций:
1. Добиться адекватного восприятия оппонентами друг друга.
Конфликтные люди, как правило, недружелюбны к оппоненту. Эмоциональное возбуждение мешает им адекватно оценивать ситуация и реальное отношение оппонента к ним лично. Контролируя свои эмоции, педагогу необходимо снизить эмоциональное напряжение в отношениях с родителем, коллегой. Для этого можно использовать следующие приёмы:
- не отвечать агрессией на агрессию;
- не оскорблять и не унижать оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом;
- дать возможность оппоненту высказаться, внимательно выслушать его претензии;
- стараться выразить своё понимание и соучастие в связи с возникшими у оппонента трудностями;
- не делать скоропалительных выводов, не давать поспешных советов – ситуация всегда бывает гораздо сложней, чем кажется на первый взгляд;
- предложить оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке. Если обстоятельства позволяют, то попросить дать время, чтобы лучше обдумать полученную информацию. Пауза также будет способствовать снятию эмоционального напряжения.
Если в результате перечисленных действий удалось убедить оппонента, что вы ему не враг и готовы к равноправному сотрудничеству, то можно переходить к следующему этапу урегулирования конфликтов.
2. Диалог.
Его можно рассматривать и как цель, и как средство.
На первой стадии диалог – способ налаживания коммуникаций между оппонентами. На второй стадии – средство для обсуждения спорных вопросов и поиска взаимоприемлемых способов урегулирования конфликта.
Мы все привыкли к монологам, особенно в педагогическом процессе. Каждый стремится высказать своё, наболевшее, но при этом, как правило, не слышит другого. В диалоге главное – не только говорить и слушать, но и услышать и быть услышанным.
Во время диалога важно придерживаться некоторых правил:
- соблюдать такт, корректность по отношению к оппоненту. Это должен быть разговор равного с равным;
- не перебивайте без надобности, сначала случайте, а потом говорите;
- не навязывайте свою точку зрения, ищите истину вместе;
- отстаивая свои позиции, не будьте категоричны, умейте усомниться в самом себе;
- в своих доводах опирайтесь на факты, а не на слухи и чужие мнения;
- старайтесь правильно задавать вопросы, они являются основным ключом в поисках истины;
- не давайте готовых «рецептов» решения проблемы, постарайтесь построить логику рассуждений, чтобы оппонент сам находил нужные решения.
В ходе диалога оппоненты уточняют отношения, позиции, намерения, цели друг друга. Они становятся более информированными и лучше представляют сложившуюся конфликтную ситуацию. И если удалось выявить и обозначить конкретные источники и причины спора, то можно переходить к завершающему этапу урегулирования конфликтов.
3. Взаимодействие.
По сути, этот этап включает и восприятие, и диалог и прочие виды совместной деятельности общения. Но здесь под взаимодействием понимается совместная деятельность всех оппонентов, направленная на разрешение конфликта.
Итак, адекватность восприятия конфликта, готовность ко всестороннему обсуждению проблем, создание атмосферы взаимного доверия и совместной деятельности по разрешению существующих проблем способствуют превращению деструктивного конфликта в конструктивный, а вчерашних оппонентов – в сотрудников. Кроме того, успешно разрешенный конфликт способствует
улучшению психологического климата в коллективе, росту взаимопонимания. Опыт, приобретенный в ходе разрешения конфликта, может быть успешно использован и в других конфликтных ситуациях.
Конфликты можно не только предупреждать, разрешать, но и прогнозировать. Для этого требуется анализ и осмысление основных компонентов конфликта:
- проблемы;
- конфликтной ситуации;
- участников конфликта;
- инцидента, провоцирующего конфликт.
Прогнозирование даёт возможность предотвратить негативное развитие конфликтной ситуации и превратить его в позитивное. Хорошее владение технологиями управления и разрешения конфликтов даёт возможность педагогу создавать направленные конфликты.
Рассмотрим некоторые средства воздействия, которые могут применяться воспитателями при разрешении конфликтов.
1. «Возврат эмоций».
Важным средством предупреждения и успешного разрешения конфликтов может быть прием «возврат эмоций».
Осознание своей профессиональной позиции, познание мотивов поступка ученика помогают воспитателю выйти из плена собственных эмоций (что не так легко и просто) и откликнуться на переживания другого.
2. Приглашение «третьего».
Для разрешения конфликта, когда отношения между принимают характер противостояния, иногда приглашают «третьего». При выборе «третьего» следует учесть, что он должен иметь возможность включиться в разрешение ситуации не по служебной обязанности. Он должен иметь и искреннее желание помочь каждому оппоненту, и глубоко понять причины конфликта.
Таким «третьим» могут быть и родители, и кто-то из воспитателей. Главное, чтобы «третий» был значимым для конфликтующего человеком. Часто в разрешение конфликта вынужденно включается заведующий ДОУ или кто-то из администрации.
Конечно, такой алгоритм носит примерный характер – ведь каждый конфликт неповторим и требует своих средств разрешения. Но, несмотря на это, воспитатель должен беспрекословно соблюдать правила, которые приведены в этом пункте. Оттого, насколько удачно разрешен конфликт, зависит и авторитет педагога в глазах родителей, коллег, и изменение отношения оппонента, с которым был конфликт, с окружающими его людьми.
2. Работа с дополнительными источниками по теме «Конфликт»
1. Анцупов А.Я. Конфликтология: Учеб. для вузов / А.Я. Анцупов.. – М.: ЮНИТИ, 1999.– 551 c.