Файл: Самостоятельная работа по теме 4 Задание Ответьте на вопросы, вписав ответ.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самостоятельная работа по теме 3.4
Задание 1. Ответьте на вопросы, вписав ответ.
1. Процесс приобретения и развития знания, обусловленный общественно- исторической практикой – познание.
2. Субъективный образ объективного мира, которым осознанно располагает человек, идеальное воспроизведение действительности – сознание.
3. Раздел философии, изучающий общественную природу познания, его возможности, границы, отношение знания к действительности, выявляющий условия достоверного знания – теория познания (гносеология).
4. Какая эпоха характеризуется как «гносеологический поворот» в философии? Философия нового времени.
5. Воспроизведите формулировку основного вопроса гносеологии, данную И. Кантом.
К основным положениям в кантовской гносеологии относится убеждение в активности субъекта в познавательном процессе, посредством использования трех способностей: чувственности, рассудка и разума. Объект познания одновременно предстает явлением (то есть тем, что реализуется в опыте) и «вещью в себе» (то есть тем, что не отражается в опыте и составляет границу познания).
6. Сомнение в достоверности добытых знаний – скептицизм.
7. Древнегреческий мыслитель, стоящий у истоков такой гносеологической установки – Гераклит.
8. Учение, согласно которому человек не способен познать сущность вещей – агностицизм.
9. Способ теоретического освоения действительности – метод.
10. Всеобщие понятия, в которых человек осознает мир носят название категорий, к которым относятся: бытие, материя, сознание, движение, пространство, время отношение, причина и следствие, необходимость и случайность, часть и целое, сущность и явление, общее, особенное, единичное, свобода и другие.
11. Направление в гносеологии, полагающее чувственные восприятия основой и главной формой достоверного знания – сенсуализм.
12. Система принципов и способов организации и построения познавательных действий, а также учение об этой системе – методология.
13. Форма знания в виде научного предположения, требующая экспериментальной проверки – гипотеза
.
14. Источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической и познавательной деятельности – субъект.
15. Отображение мира в духовных образах – духовная реальность.
16. Постижение действительности с помощью теоретических средств – познание.
17. Виды духовно-познавательной деятельности обыденное познание, мифологическое, художественно-образное (через искусство), религиозное, философское, научное.
18. Знание, соответствующее какому-то моменту действительности – истина.
19. Выделение определенных связей, отношений за счет отвлечения от всех остальных, главная особенность абстрактного познания – абстрактное мышление.
20. Способность к рациональному мышлению называется – интеллект.
21. Философское учение и метод, содержащие принципы рассмотрения явлений действительности в их взаимосвязи, изменении, развитии, единстве противоположностей – диалектика.
22. Способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения – интуиция.
23. Наука о законах и формах мышления – логика.
24. Сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация истинного знания о действительности – наука.
25. Свойственная человеку способность к абстрактным размышлениям о природе, собственном бытии, отношении к другим людям и Богу – философствование.
Задание 2. Заполните таблицу
Решение вопроса о возможностях и границах познания в истории философии
Гносеологическая установка | Сущность | Авторы и эпоха |
Скептицизм | Познание относительно и недостоверно; познание абсолютно недоступно | М. Монтень, П. Бейль |
Агностицизм | Отрицает возможность истинного знания. Мир познать невозможно | И. Кант, Д. Юм |
Гносеологический оптимизм | Человек способен познать вещи такими, какими они являются на самом деле и границ познанию не существует | Аристотель, Ф. Бэкон, Г.В. Гегель |
Критицизм | Познавательные возможности человека носят ограниченный характер. С целью контроля необходимо устанавливать границы или пределы познающему разуму, выйдя за которые тот не способен производить достоверные знания | И. Кант |
Задание 3. Заполните таблицу
Суть споров между рационалистами, эмпириками и иррационалистами
Гносеологическая позиция | Представители | Суть спора | Сила аргументов | Слабость аргументов |
Эмпиризм | Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Э.Б. де Кондильяк | Настаивают на возможности чувственного опыта как основном методе познания. «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Чем больше человечество накопило опыта, тем ближе оно к истинному знанию | Чувственный опыт нагляден и понятен | Вероятностный характер выводов |
Рационализм | В. Декарт, Г. В. Лейбниц, Б. Спиноза | Настаивают на верховенстве разума в жизни человека. | Именно в разуме сосредоточены основные нити управления человеческим поведением; разум способен постигать всеобщее и необходимое | Разум лишь часть человеческой сущности, соответственно, предполагать главенство разума над человеком сродни главенству левой ноги над всем телом |
Иррационализм | А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Дильтей | Отвергают верховенство разума в жизни человека. Окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеющий закономерностей и не подчиняющийся разуму человека | Выдвигает на первый план внерациональные аспекты духовной жизни человека:тволю (волюнтаризм), социальное бытие; ни одно действие не может быть осуществлено без воли | Именно в разуме сосредоточены основные нити управления человеческим поведением; разум способен постигать всеобщее и необходимое. |
Задание 4. Как вы относитесь к пониманию автором роли интуиции в познании? Можно ли абсолютно разделять познание самих вещей и отношений между ними?
Роль интуиции непосредственно схватывается сущность вещи, ее глубинные состояния и противоречия. Роль интуиции с точки зрения разрешения давнего теоретического спора по поводу противопоставления интуитивного и рассудочного познания и многочисленных попыток в этом противопоставлении всячески подчеркнуть преимущества интуитивного типа познания, целесообразнее рассматривать их как целостный процесс. Такой подход дает возможность объяснить сам механизм принятия интуитивных решений.
Приведу слова Эйнштейна про интуицию: «Интуиция – это священный дар, а рациональный ум - верный слуга. Мы создали общество, которое воздает почести слуге и забыло о даре», «Я никогда не сделал бы своих открытий в процессе рационального мышления». Что касается познания вещей, мы познаем не сами вещи, явления, а свои реакции на них, свое отношение. Их познание зависит напрямую от наших свойств.