Файл: Самостоятельная работа по теме 4 Задание Ответьте на вопросы, вписав ответ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самостоятельная работа по теме 3.4

Задание 1. Ответьте на вопросы, вписав ответ.

1. Процесс приобретения и развития знания, обусловленный общественно- исторической практикой – познание.

2. Субъективный образ объективного мира, которым осознанно располагает человек, идеальное воспроизведение действительности – сознание.

3. Раздел философии, изучающий общественную природу познания, его возможности, границы, отношение знания к действительности, выявляющий условия достоверного знания – теория познания (гносеология).

4. Какая эпоха характеризуется как «гносеологический поворот» в философии? Философия нового времени.

5. Воспроизведите формулировку основного вопроса гносеологии, данную И. Кантом.

К основным положениям в кантовской гносеологии относится убеждение в активности субъекта в познавательном процессе, посредством использования трех способностей: чувственности, рассудка и разума. Объект познания одновременно предстает явлением (то есть тем, что реализуется в опыте) и «вещью в себе» (то есть тем, что не отражается в опыте и составляет границу познания).

6. Сомнение в достоверности добытых знаний – скептицизм.

7. Древнегреческий мыслитель, стоящий у истоков такой гносеологической установки – Гераклит.

8. Учение, согласно которому человек не способен познать сущность вещей – агностицизм.

9. Способ теоретического освоения действительности – метод.

10. Всеобщие понятия, в которых человек осознает мир носят название категорий, к которым относятся: бытие, материя, сознание, движение, пространство, время отношение, причина и следствие, необходимость и случайность, часть и целое, сущность и явление, общее, особенное, единичное, свобода и другие.

11. Направление в гносеологии, полагающее чувственные восприятия основой и главной формой достоверного знания – сенсуализм.

12. Система принципов и способов организации и построения познавательных действий, а также учение об этой системе – методология.

13. Форма знания в виде научного предположения, требующая экспериментальной проверки – гипотеза
.

14. Источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической и познавательной деятельности – субъект.

15. Отображение мира в духовных образах – духовная реальность.

16. Постижение действительности с помощью теоретических средств – познание.

17. Виды духовно-познавательной деятельности обыденное познание, мифологическое, художественно-образное (через искусство), религиозное, философское, научное.

18. Знание, соответствующее какому-то моменту действительности – истина.

19. Выделение определенных связей, отношений за счет отвлечения от всех остальных, главная особенность абстрактного познания – абстрактное мышление.

20. Способность к рациональному мышлению называется – интеллект.

21. Философское учение и метод, содержащие принципы рассмотрения явлений действительности в их взаимосвязи, изменении, развитии, единстве противоположностей – диалектика.

22. Способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения – интуиция.

23. Наука о законах и формах мышления – логика.

24. Сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация истинного знания о действительности – наука.

25. Свойственная человеку способность к абстрактным размышлениям о природе, собственном бытии, отношении к другим людям и Богу – философствование.

Задание 2. Заполните таблицу

Решение вопроса о возможностях и границах познания в истории философии

Гносеологическая установка

Сущность

Авторы и эпоха

Скептицизм

Познание относительно и недостоверно; познание абсолютно недоступно

М. Монтень, П. Бейль

Агностицизм

Отрицает возможность истинного знания. Мир познать невозможно

И. Кант, Д. Юм

Гносеологический оптимизм

Человек способен познать вещи такими, какими они являются на самом деле и границ познанию не существует

Аристотель, Ф. Бэкон, Г.В. Гегель

Критицизм

Познавательные возможности человека носят ограниченный характер. С целью контроля необходимо устанавливать границы или пределы познающему разуму, выйдя за которые тот не способен производить достоверные знания

И. Кант


Задание 3. Заполните таблицу

Суть споров между рационалистами, эмпириками и иррационалистами

Гносеологическая позиция

Представители

Суть спора

Сила аргументов

Слабость аргументов

Эмпиризм

Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Э.Б. де Кондильяк

Настаивают на возможности чувственного опыта как основном методе познания. «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Чем больше человечество накопило опыта, тем ближе оно к истинному знанию

Чувственный опыт нагляден и понятен

Вероятностный характер выводов

Рационализм

В. Декарт, Г. В. Лейбниц, Б. Спиноза

Настаивают на верховенстве разума в жизни человека.

Именно в разуме сосредоточены основные нити управления человеческим поведением; разум способен постигать всеобщее и необходимое

Разум лишь часть человеческой сущности, соответственно, предполагать главенство разума над человеком сродни главенству левой ноги над всем телом

Иррационализм

А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, В. Дильтей

Отвергают верховенство разума в жизни человека. Окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеющий закономерностей и не подчиняющийся разуму человека

Выдвигает на первый план внерациональные аспекты духовной жизни человека:тволю (волюнтаризм), социальное бытие; ни одно действие не может быть осуществлено без воли

Именно в разуме сосредоточены основные нити управления человеческим поведением; разум способен постигать всеобщее и необходимое.

Задание 4. Как вы относитесь к пониманию автором роли интуиции в познании? Можно ли абсолютно разделять познание самих вещей и отношений между ними?


Роль интуиции непосредственно схватывается сущность вещи, ее глубинные состояния и противоречия. Роль интуиции с точки зрения разрешения давнего теоретического спора по поводу противопоставления интуитивного и рассудочного познания и многочисленных попыток в этом противопоставлении всячески подчеркнуть преимущества интуитивного типа познания, целесообразнее рассматривать их как целостный процесс. Такой подход дает возможность объяснить сам механизм принятия интуитивных решений.

Приведу слова Эйнштейна про интуицию: «Интуиция – это священный дар, а рациональный ум - верный слуга. Мы создали общество, которое воздает почести слуге и забыло о даре», «Я никогда не сделал бы своих открытий в процессе рационального мышления». Что касается познания вещей, мы познаем не сами вещи, явления, а свои реакции на них, свое отношение. Их познание зависит напрямую от наших свойств.