Файл: 1. Анализ показателей продукции туристских предприятий товарооборота, товарных запасов, выполнения условий договора поставки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Анализ показателей продукции туристских предприятий: товарооборота, товарных запасов, выполнения условий договора поставки

1.Понятие туристского предприятия

Туристское предприятие - это самостоятельно хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, который на основе использования имущества трудовым коллективом производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги.

Туристское предприятие осуществляет виды деятельности, направленные на организацию досуга, рекреации, отдыха и лечения населения и прочие цели, не запрещенные законодательством и соответствующие уставу. Туристские предприятия, как хозяйствующие субъекты являются юридическими лицами.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Главной задачей туристского предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества.

Туристское предприятие выполняет следующие функции:

  • продажа (сбыт);

  • маркетинг;

  • производство;

  • закупка и складирование товаров, сырья;

  • организация;

  • финансовая деятельность;

  • управление;

  • планирование;

  • координация деятельности;

  • мотивация и стимулирование;

  • контроль качества осуществляемых работ.

Туристское предприятие представляет собой относительно независимую составную часть национальной экономики. Являясь единицей общехозяйственного процесса, оно связано со своей экономической средой и находится с ней в отношениях обмена. Удовлетворение общественных потребностей в продуктах и услугах туристских предприятий регулируется экономическими методами: самофинансирования, планирования, прогнозирования, инвестирования, налогообложения, материального стимулирования и др.

Предприятия, производящие туристские товары и услуги
, осуществляют свою деятельность на основе специальных разрешений лицензий.

Основными предприятиями в сфере туризма являются туроператоры и турагенты, которые осуществляют разработку и реализацию туристского продукта, а также туробъединения и предприятия туристской индустрии

При системном подходе к туристской сфере или индустрии туризма мы можем отнести весь комплекс материально-вещественных, информационных, организационных и др. предпосылок, обеспечивающих для туриста условия, позволяющие ему удовлетворить свой интерес. Особая роль в этом принадлежит участвующих в этом комплексе предприятий и организаций. При самом общем рассмотрении в его составе можно выделить следующие основные объекты:

- оказывающие услуги по размещению (гостеприимству) туристов;

- осуществляющие туроператорскую и турагентскую деятельность;

- предприятия, выполняющие вспомогательные и обслуживающие функции при оказании туристских услуг (рекламные агентства, транспортные организации, предприятия, производящие сувениры и т.п. продукцию).

Объекты первой группы составляют материально-вещественную основу индустрии туризма. К ней относятся объекты размещения гостиничного типа (гостиницы, пансионаты, мотели) и дополнительные средства размещения (кемпинги, молодежные общежития, гостевые дома, туристические и спортивно-оздоровительные комплексы и базы и т.п.). В мире нет единой системы классификации объектов размещения. Даже объекты сравнительно однородного по составу гостиничного хозяйства в различных странах классифицируются по различным признакам (по типу и характеру назначения, по качеству предоставляемых услуг, по степени полноты предоставляемых услуг и т.д.).

Ко второй группе относятся фирмы – туроператоры и фирмы, осуществляющие агентскую деятельность.

К последней весьма многочисленной группе относятся предприятия, деятельность которых является по характеру вспомогательной и обслуживающей по отношению к процессу оказания основных туристских услуг. Здесь можно выделить рекламные агентства, автотранспортные предприятия, переводческие бюро, информационно-аналитические службы, предприятия по производству сувениров и товаров с символикой и т.п.

2. Понятие товарооборота и методика его анализа

Очевидно, что сложная структура туристского продукта при любой модели развития туризма предполагает наличие значительных различий между частными и общественными выгодами и убытка мы при организации туристского товарооборота.


Под товарооборотом понимается объем продаж товаров в стоимостном выражении во всех звеньях в процессе их экономического движения от производителя к конечному потребителю

Выделяют следующие направления статистического изучения товарооборота:

  1. оценка результатов деятельности торговой фирмы товарооборот используется как показатель выручки от реализации товаров;

  2. в статистике уровня жизни товарооборот используется для анализа размера денежных расходов населения на приобретение товаров и для оценки уровня индивидуального потребления;

  3. при расчете ВВП по направлениям конечного использования в макроэкономической статистике товарооборот будет базой при определении расходов домашних хозяйств на конечное потребление.

Структура товарооборота изучается по нескольким направлениям:

  1. по натурально-вещественному составу (по товарным группам);

  2. по экономическому назначению реализуемых товаров (товарооборот средств производства, товаров конечного потребления, объем закупок сельскохозяйственной продукции);

  3. по формам собственности;

  4. по территориальной составляющей.

Выделяют следующие категории товарооборота:

  1. оптовый – объем продаж товаров крупными партиями производителями и торговыми посредниками другим торговым посредникам для последующей их перепродажи, а также массовым потребителям;

  2. розничный – сумма продаж товаров населению за наличный расчет через различные каналы реализации;

  3. валовой – сумма всех продаж товаров за определенный период времени на пути их движения от производителя к потребителю. Стоит заметить, что он равен сумме оптового и розничного товарооборота;

  4. чистый – сумма конечных продаж, в результате кᴏᴛᴏᴩых товар уходит за пределы сферы товарного обращения региона или фирмы. Стоит заметить, что он равен сумме розничного товарооборота и оптовых продаж массовым покупателям и торговым посредникам.

Объем товарооборота рассчитывается по формуле:

S=Σpq,

где р – цены товаров;

q – количество проданных товаров.

Динамика товарооборота изучается с помощью индексного метода.

Общий индекс товарооборота определяется по формуле:




где p1, p0 – цены на товары в отчетном и базисном периодах;

q1, q0 – количество проданного товара в отчетном и базисном периодах.

Данный индекс характеризует изменение стоимости совокупности проданных товаров в среднем в одном периоде по сравнению с другим.

Общий индекс физического объема товарооборота определяется по формуле:



где р – сопоставимые цены товаров.

Данный индекс характеризует влияние изменения объема продажи товаров на динамику товарооборота.

Общий индекс товарооборота связан с общим индексом цен:



где IрП – общий индекс цен по Пааше.

Данный индекс демонстрирует влияние изменения цен на динамику товарооборота, т. е. показывает, на сколько в среднем повысились цены по совокупности товаров.

Взаимосвязь между общим индексом товарооборота, общим индексом физического объема товарооборота и индексом цен выражается равенством:

IS = Iq * IрП.

Далее рассмотрим сущность товарных запасов и методику их анализа.

3. Сущность товарных запасов и методика их анализа

Стоимость хозяйственных средств, отражаемая по статье "Запасы", складывается из стоимости сырья и материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, затрат в незавершенном производстве, запасов готовой продукции и др. Для многих предприятий, занятых в сфере туризма, характерным является сравнительно небольшой удельный вес запасов в составе их активов. Это обусловливается прежде всего принадлежностью туризма к непроизводственной сфере и специфическими особенностями продуктов туристской деятельности, туристских услуг. Однако ряд элементов запасов, таких, как сырье и материалы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, может быть весьма ощутим, например для объектов размещения (гостиниц, мотелей, турбаз, кемпингов и т.п.).

Товарные запасы - ϶ᴛᴏ часть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы в процессе движения ее из сферы производства к потребителю.

Товарные запасы образуются на всех стадиях движения товаров: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых и розничных торговых организаций, и предприятий.


В основе классификации товарных запасов лежат следующие признаки:

  • местонахождение (в оптовой или розничной торговле; в промышленности; в пути);

  • сроки (на начало и на конец периода);

  • единицы измерения (абсолютные — в стоимостном и натуральном выражении, относительные — в днях товарооборота);

  • назначение, в т.ч.:

-текущего хранения — для обеспечения повседневных нужд торговли,

- тезонного назначения — для обеспечения бесперебойной торговли в периоды сезонных изменений спроса или предложения,;

- досрочного завоза — для обеспечения бесперебойной торговли в отдаленных местностях на протяжении периода между сроками завоза товаров;

- целевые товарные запасы — для осуществления определенных целевых мероприятий.

К основным задачам статистики товарных запасов ᴏᴛʜᴏϲᴙтся:

  1. изучение размера и состава товарных запасов по различным признакам;

  2. изучение объема, уровня и структуры товарных запасов;

изучение обеспеченности товарооборота товарными запасами

Товарные запасы анализируются, планируются и учитываются в абсолютных и относительных показателях.

К основным показателям статистики товарных запасов ᴏᴛʜᴏϲᴙтся:

  1. показатель средних товарных запасов за месяц:



где ЗН, ЗК – запасы на начало и конец месяца;

  1. показатель средних товарных запасов за период времени более месяца:



где n – число дат или уровней;

  1. показатель запасоемкости:



где З – запасы на конец периода (или на начало следующего периода);

Т – товарооборот ϶ᴛᴏго периода (или предыдущего периода).

Показатель запасоемкости показывает, сколько товарных запасов в денежном выражении приходится на единицу товарооборота;

  1. показатель обеспеченности товарооборота товарными запасами:



где З – товарные запасы по видам на конец периода (или на начало следующего периода);

t – однодневный товарооборот данного (предшествующего) периода.