Файл: 1. Анализ показателей продукции туристских предприятий товарооборота, товарных запасов, выполнения условий договора поставки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Анализ показателей продукции туристских предприятий: товарооборота, товарных запасов, выполнения условий договора поставки
1.Понятие туристского предприятия
Туристское предприятие - это самостоятельно хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, который на основе использования имущества трудовым коллективом производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги.
Туристское предприятие осуществляет виды деятельности, направленные на организацию досуга, рекреации, отдыха и лечения населения и прочие цели, не запрещенные законодательством и соответствующие уставу. Туристские предприятия, как хозяйствующие субъекты являются юридическими лицами.
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Главной задачей туристского предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества.
Туристское предприятие выполняет следующие функции:
-
продажа (сбыт); -
маркетинг; -
производство; -
закупка и складирование товаров, сырья; -
организация; -
финансовая деятельность; -
управление; -
планирование; -
координация деятельности; -
мотивация и стимулирование; -
контроль качества осуществляемых работ.
Туристское предприятие представляет собой относительно независимую составную часть национальной экономики. Являясь единицей общехозяйственного процесса, оно связано со своей экономической средой и находится с ней в отношениях обмена. Удовлетворение общественных потребностей в продуктах и услугах туристских предприятий регулируется экономическими методами: самофинансирования, планирования, прогнозирования, инвестирования, налогообложения, материального стимулирования и др.
Предприятия, производящие туристские товары и услуги
, осуществляют свою деятельность на основе специальных разрешений лицензий.
Основными предприятиями в сфере туризма являются туроператоры и турагенты, которые осуществляют разработку и реализацию туристского продукта, а также туробъединения и предприятия туристской индустрии
При системном подходе к туристской сфере или индустрии туризма мы можем отнести весь комплекс материально-вещественных, информационных, организационных и др. предпосылок, обеспечивающих для туриста условия, позволяющие ему удовлетворить свой интерес. Особая роль в этом принадлежит участвующих в этом комплексе предприятий и организаций. При самом общем рассмотрении в его составе можно выделить следующие основные объекты:
- оказывающие услуги по размещению (гостеприимству) туристов;
- осуществляющие туроператорскую и турагентскую деятельность;
- предприятия, выполняющие вспомогательные и обслуживающие функции при оказании туристских услуг (рекламные агентства, транспортные организации, предприятия, производящие сувениры и т.п. продукцию).
Объекты первой группы составляют материально-вещественную основу индустрии туризма. К ней относятся объекты размещения гостиничного типа (гостиницы, пансионаты, мотели) и дополнительные средства размещения (кемпинги, молодежные общежития, гостевые дома, туристические и спортивно-оздоровительные комплексы и базы и т.п.). В мире нет единой системы классификации объектов размещения. Даже объекты сравнительно однородного по составу гостиничного хозяйства в различных странах классифицируются по различным признакам (по типу и характеру назначения, по качеству предоставляемых услуг, по степени полноты предоставляемых услуг и т.д.).
Ко второй группе относятся фирмы – туроператоры и фирмы, осуществляющие агентскую деятельность.
К последней весьма многочисленной группе относятся предприятия, деятельность которых является по характеру вспомогательной и обслуживающей по отношению к процессу оказания основных туристских услуг. Здесь можно выделить рекламные агентства, автотранспортные предприятия, переводческие бюро, информационно-аналитические службы, предприятия по производству сувениров и товаров с символикой и т.п.
2. Понятие товарооборота и методика его анализа
Очевидно, что сложная структура туристского продукта при любой модели развития туризма предполагает наличие значительных различий между частными и общественными выгодами и убытка мы при организации туристского товарооборота.
Под товарооборотом понимается объем продаж товаров в стоимостном выражении во всех звеньях в процессе их экономического движения от производителя к конечному потребителю
Выделяют следующие направления статистического изучения товарооборота:
-
оценка результатов деятельности торговой фирмы товарооборот используется как показатель выручки от реализации товаров; -
в статистике уровня жизни товарооборот используется для анализа размера денежных расходов населения на приобретение товаров и для оценки уровня индивидуального потребления; -
при расчете ВВП по направлениям конечного использования в макроэкономической статистике товарооборот будет базой при определении расходов домашних хозяйств на конечное потребление.
Структура товарооборота изучается по нескольким направлениям:
-
по натурально-вещественному составу (по товарным группам); -
по экономическому назначению реализуемых товаров (товарооборот средств производства, товаров конечного потребления, объем закупок сельскохозяйственной продукции); -
по формам собственности; -
по территориальной составляющей.
Выделяют следующие категории товарооборота:
-
оптовый – объем продаж товаров крупными партиями производителями и торговыми посредниками другим торговым посредникам для последующей их перепродажи, а также массовым потребителям; -
розничный – сумма продаж товаров населению за наличный расчет через различные каналы реализации; -
валовой – сумма всех продаж товаров за определенный период времени на пути их движения от производителя к потребителю. Стоит заметить, что он равен сумме оптового и розничного товарооборота; -
чистый – сумма конечных продаж, в результате кᴏᴛᴏᴩых товар уходит за пределы сферы товарного обращения региона или фирмы. Стоит заметить, что он равен сумме розничного товарооборота и оптовых продаж массовым покупателям и торговым посредникам.
Объем товарооборота рассчитывается по формуле:
S=Σpq,
где р – цены товаров;
q – количество проданных товаров.
Динамика товарооборота изучается с помощью индексного метода.
Общий индекс товарооборота определяется по формуле:
где p1, p0 – цены на товары в отчетном и базисном периодах;
q1, q0 – количество проданного товара в отчетном и базисном периодах.
Данный индекс характеризует изменение стоимости совокупности проданных товаров в среднем в одном периоде по сравнению с другим.
Общий индекс физического объема товарооборота определяется по формуле:
где р – сопоставимые цены товаров.
Данный индекс характеризует влияние изменения объема продажи товаров на динамику товарооборота.
Общий индекс товарооборота связан с общим индексом цен:
где IрП – общий индекс цен по Пааше.
Данный индекс демонстрирует влияние изменения цен на динамику товарооборота, т. е. показывает, на сколько в среднем повысились цены по совокупности товаров.
Взаимосвязь между общим индексом товарооборота, общим индексом физического объема товарооборота и индексом цен выражается равенством:
IS = Iq * IрП.
Далее рассмотрим сущность товарных запасов и методику их анализа.
3. Сущность товарных запасов и методика их анализа
Стоимость хозяйственных средств, отражаемая по статье "Запасы", складывается из стоимости сырья и материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, затрат в незавершенном производстве, запасов готовой продукции и др. Для многих предприятий, занятых в сфере туризма, характерным является сравнительно небольшой удельный вес запасов в составе их активов. Это обусловливается прежде всего принадлежностью туризма к непроизводственной сфере и специфическими особенностями продуктов туристской деятельности, туристских услуг. Однако ряд элементов запасов, таких, как сырье и материалы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, может быть весьма ощутим, например для объектов размещения (гостиниц, мотелей, турбаз, кемпингов и т.п.).
Товарные запасы - ϶ᴛᴏ часть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы в процессе движения ее из сферы производства к потребителю.
Товарные запасы образуются на всех стадиях движения товаров: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых и розничных торговых организаций, и предприятий.
В основе классификации товарных запасов лежат следующие признаки:
-
местонахождение (в оптовой или розничной торговле; в промышленности; в пути); -
сроки (на начало и на конец периода); -
единицы измерения (абсолютные — в стоимостном и натуральном выражении, относительные — в днях товарооборота); -
назначение, в т.ч.:
-текущего хранения — для обеспечения повседневных нужд торговли,
- тезонного назначения — для обеспечения бесперебойной торговли в периоды сезонных изменений спроса или предложения,;
- досрочного завоза — для обеспечения бесперебойной торговли в отдаленных местностях на протяжении периода между сроками завоза товаров;
- целевые товарные запасы — для осуществления определенных целевых мероприятий.
К основным задачам статистики товарных запасов ᴏᴛʜᴏϲᴙтся:
-
изучение размера и состава товарных запасов по различным признакам; -
изучение объема, уровня и структуры товарных запасов;
изучение обеспеченности товарооборота товарными запасами
Товарные запасы анализируются, планируются и учитываются в абсолютных и относительных показателях.
К основным показателям статистики товарных запасов ᴏᴛʜᴏϲᴙтся:
-
показатель средних товарных запасов за месяц:
где ЗН, ЗК – запасы на начало и конец месяца;
-
показатель средних товарных запасов за период времени более месяца:
где n – число дат или уровней;
-
показатель запасоемкости:
где З – запасы на конец периода (или на начало следующего периода);
Т – товарооборот ϶ᴛᴏго периода (или предыдущего периода).
Показатель запасоемкости показывает, сколько товарных запасов в денежном выражении приходится на единицу товарооборота;
-
показатель обеспеченности товарооборота товарными запасами:
где З – товарные запасы по видам на конец периода (или на начало следующего периода);
t – однодневный товарооборот данного (предшествующего) периода.