Файл: Самостоятельная работа по теме 1 Задание Заполните таблицу Типология личности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самостоятельная работа по теме 3.1

Задание 1. Заполните таблицу

Типология личности

Тип личности

Сущностные характеристики

Примеры

Деятели

Это специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, представляющая собой способ человеческого бытия, для которого характерны следующие сущностные черты, конституирующийся в процессе его развёртывания: предметность, неравнодушность, преобразующая активность, целесообразность, укоренённость в потребностях, информативность, разумность, осознанность, орудийность и коллективность

В.А. Моцарт, М.Ф. Ломоносов, В. Гюго

Мыслители

Это люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать, а смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощавшего в себе традиции рода и его историческую память (летописание), всегда пользовался огромным авторитетом

Моисей, Пифагор, Соломон и Лао-цзы

Люди, живущие чувствами и эмоциями

Остро чувствуют, как «трещина мира» проходит через их сердца. Это деятели литературы и искусства, чьи гениальные прозрения зачастую опережают самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов

Деятели литературы и искусства (Л.Н. Толстой, Ф.Н. Достоевский)

Люди, сделавшие своим делом милосердие

Такие личности обостренно чувствуют душевное состояние другого человека, как бы «вчувствуются» в него, облегчая его страдания. Их сила – в вере в свое предназначение, в любви к людям и всему живому

Альберт Швейцер, Ф.П. Гааз, Анри Дюнан и мать Тереза

Задание 2. Ответьте на вопросы


1. Раздел философии, исследующий общие начала человеческой деятельности, социальных действий людей – праксеология.

2. Специфически человеческая форма отношения к миру, активность людей, способ самореализации, обусловленный их потребностями, интересами, целями – деятельность.

3. Целеполагающая, предметно-преобразующая деятельность людей называется практика.

4. Деятельность, связанная с освоением и преобразованием внешнего мира в сознании человека – духовная деятельность.

5. Субъектом деятельности выступают деятели, осуществляющие познавательные и практические действия в соответствии с необходимостью и своими целями.

6. То, на что направлена деятельность человека – объект.

7. Избирательное, направленное отношение человека к объекту, стимулирующее его практическую и духовную деятельность, подкрепленное положительным эмоциональным настроем – интерес.

8. Нужда в чем-либо, сознательно обусловленная, осознанная необходимость духовной и практической деятельности человека – потребность.

9. Мотивом человеческой деятельности выступает конкретная потребность.

10. Идеальное, мысленное предвосхищение результата, ради которого человек предпринимает те или иные действия – цель.

11. Главный вид человеческой деятельности – это труд.

12. Социальные действия (умственные или практические), в результате которых рождается новое – творчество.

13. Постановка цели, планирование в соответствии с ней результата, выбор соответствующих форм и видов деятельности, направленных на достижение цели – целеполагание.

14. Какое из философских направлений особое место отводит практике? Психоаналитическое.

15. Способность человека в соответствии со своими интересами и целями действовать ответственно – свобода.

16. То, что представляет для человека, группы людей особую значимость, называется ценность.

17. Кто автор афоризма: «Цель оправдывает средства»?

Часто приписываемая к авторству Макиавелли, но, согласно другим источникам, эта цитата могла принадлежать и Томасу Гоббсу (1588-1679) и Игнатию де Лойоле (но официально принято считать, что эта цитата была принята иезуитами уже после высказывания Макиавелли).

18. Превалирование ценностей в деятельности людей, безоговорочное подчинение однажды выбранным поведенческим клише ведет к тому, что ценности становятся фрагментами иллюзорного, ложного сознания, идеологии, где идеи превращаются в первичную силу по отношению к земным источникам их происхождения, к действительным интересам людей. Любые изменения реальности оказываются враждебными таким ценностям.


19. Дискредитация ценностей ведет к уничтожению идеи.

20. Социальное отношение к общественным ценностям, отражение субъектом социальной необходимости и понимания смысла совершаемых действий – ответственность.

21. Утверждение первичной, универсальной движущей силой бытия воли, индивидуальной или мировой, игнорирование объективных законов есть воля.

22. Представителями этой мировоззренческой позиции были Демокрит, Парменид.

23. Мировоззренческая установка, полагающая, что деятельность человека не решает проблем, так как его поступки, действия, жизнь и весь мировой процесс предопределены роком, судьбой, высшей божественной силой, называется фатализм.

24. Есть два типа деятельности. Назовите их. Практическая и познавательная.

25. Способность человека к реализации усилий, деятельность, направленная на достижение цели, а также способность к достижению цели, реализующаяся в деятельности – мотивация.

Задание 3. Вы знаете, что является объективным критерием прогресса человека? Какие критерии прогресса называют авторы приведенных высказываний? Согласны ли Вы с их точкой зрения? Аргументируйте свой ответ.

Основным объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил. Именно оно образует основу единства и связи в мировой истории, представляет собой ту непрерывную линию подъема, которая проходит через все общественные процессы.

Критерии общественного прогресса, названные автором: способ производства материальных благ (экономический); положение человека в обществе (общефилософский).

Не названный автором критерий, например: развитие разума, степень разумности общественного устройства (французские просветители); состояние общественной нравственности (А. Сен-Симон); степень сознания свободы (Г.В.Ф. Гегель); условия для удовлетворения потребностей человека (современные обществоведы).

Одна из существующих ныне точек зрения состоит в том, что высшим и всеобщим объективным критерием общего прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Также согласно другой точке зрения: критерием общего прогресса является мера свободы
, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы.

Задание 4. Проанализируйте каждый из этих тезисов. С чем можно согласиться, а что принципиально неприемлемо?

1. «Понятие «жизнь» очень трудно целиком и полностью определить, с какой бы стороны мы не пытались к нему подойти, всегда остается ощущение, что оно ускользает от нас». (Фолсом К. Происхождение жизни: Маленький теплый водоем).

Я согласна с этим тезисом. Потому что наши знания окружающего нас мира неполные, а в некоторых местах ошибочные. Существует как минимум два направления, химико-биологическое и философское определения понятия жизни. А когда есть большой выбор, тяжело выбрать тот что тебе по душе, потому как каждый проживает свою жизнь и видит ее по-своему.

2. «Жизнь - это экологическое свойство, она лишь на короткий миг проявляется как средство индивидуума».

Экологические процессы отражают единство разнообразных сложных биологических систем, непрерывно вступающих друг с другом в самые различные, чрезвычавно сложные взаимоотношения; их объединяет общая тенденция: как можно полнее использовать то, что окружающая среда предоставляет им в виде сырья и энергии.

3. «Жизнь есть свойство материи, приводящее к сопряженной циркуляции биоэлементов в водной среде, движимой в конечном счете энергией солнечного излучения по пути увеличения сложности» (Гарольд Моровиц. Новое открытие разума)

Представленное выше определение меня совершенно не удовлетворяет, поскольку оно построено на проекциях человеческого ума в ракурсе научных достижений. Лично я двумя руками за физический научный подход, я против мистики и религиозных догм.

4. «Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел». Однако, такая «...дефиниция жизни... весьма недостаточна, поскольку она далека от того, чтобы охватить все явления жизни, а ...ограничивается самыми общими и самыми простыми среди них». (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.20.С82,84).

Данное определение относится к осени 1874 года. Оно приводится в критических замечаниях Энгельса по поводу взглядов Ю. Либиха и Г. Гельмгольца, считавших, что жизнь вечна, как сама материя, и распространяется путем переноса ее зародышей с одних космических тел на другие. Определение Энгельса было направлено против попыток снять таким образом проблему происхождения жизни и ориентировало на поиск конкретных закономерностей перехода от неживого к живому.


Несколько позже, в период работы над «Анти-Дюрингом», Энгельс находит в этом определении логический изъян. Если признавать, что обмен веществ имеет место и в неживой природе, то определяя жизнь, следует говорить не просто об обмене, но об особой, специфической его форме, об органическом обмене веществ. Но такая постановка вопроса ведет к тавтологии. Поэтому я не согласна с данным тезисом.

5. «Нам не остается ничего другого, как признать, что жизнь пришла на Землю из мирового пространства, то есть из прежде населенных миров, что она подобно материи и энергии – вечна» (Леонид Поспелов. Размышляя об истоках жизни)

Я считаю, что нельзя отождествлять материю и живую материю.