Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В отличие от унитарного государства, под федерацией понимается форма государственного устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью. Отличительной особенностью данных видов является, то, что федерация имеет две системы высших органов власти: федеральные органы и соответствующие органы членов федерации. Примером федерации можно привести в первую очередь Российскую Федерацию, также США, Австрию, Австралию и так далее.
Последний элемент формы государства, но не последний в сфере значимости является форма государственно-политического режима. Так, данный термин означает систему средств и способов осуществления государственной власти.
В литературе выделяют демократический государственно-политический режим и антидемократический. Демократический режим по своей сути, означает власть народа, а антидемократический режим, характеризует, обратную строну (ущемления народа).
Демократическими режимами являются либерально-демократические и консервативно-демократические режимы. Либерально-демократический режим характеризуются тем, что отдает приоритет личности, ее правам и свободам и роль государства сводят к защите этих прав и свобод, собственности граждан, а консервативно-демократический режим опирается не столько на конституцию, сколько на политические традиции, которые являются основой данных режимов.
Антидемократические режимы можно подразделить на: авторитарный и тоталитарный.
Так, тоталитарный антидемократический режим означает, то, что в государстве существует абсолютный контроль со стороны государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.
Наиболее яркой формой тоталитарного режима может выступить фашизм, то есть при такой форме сама позиция государства основывалась на сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.
Авторитарный режим имеет следующие формы: деспотический, тиранический, военный и иные разновидности авторитарного режима. Деспотический режим, это такой режим при котором, есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.
Тиранический режим характеризуется единоличным правлением, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления.
Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается в результате военного переворота против осуществляющих управление гражданских лиц.
Таким образом, подводя итоги главы можно сделать вывод, что все вышеизложенное подтверждает многогранность понятия формы государства, потому как, оно не состоит из одного значения, а включает значения всех трех элементов, которые входят в его значение.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Форма правления в Российской Федерации
В процессе изучения данной курсовой работе было выяснено, что существует два вида формы правления: монархия и республика, которые в свою очередь имеют свои подвиды. Так, на данном этапе работы необходимо проанализировать, какую форму правления имеет Российская Федерация.
Так, если исходить из определений монархии и республики, которые были даны выше, можно сделать вывод о том, что Россия является государством с формой правления – республика. Данное утверждение объясняется не только на основании определения республики, но и ст. 1 Конституции РФ, где говорится о том, что «Россия есть…………….с республиканской формой правления». В связи с этим, спорных вопросов по -поводу основного вида не существует. Наибольший интерес представляет подвиды республики, то есть президентская, парламентарная и смешенная.
Так, на первый взгляд, можно сказать, что в России президентская форма правления, исходя из того, что главой государства является президент, однако это было бы ошибкой. Так, попробуем разобраться, к какому же подвиду относиться Российская Федерация.
Так, если президентская республика это государство, в котором верховная власть принадлежит президенту как главе государства, избираемому всенародным голосованием, то парламентарная республика выступает государство, в котором парламент формирует политически ответственное перед ним правительство и избирает президента, являющегося лишь главой государства.
Анализируя конституционно-правовые отношения между высшими органами государственной власти, порядка их образования, то можно сказать о том, что утверждения некоторых авторов о том, Россия является президентской республикой – верно. Однако, Российская Федерация по осуществлению власти, совсем не похожа на государства в которых имеется классическая президентская республика (США, Бразилия, Венесуэла, Аргентина). Считать, что Россия является в чистом виде парламентарной республикой, не верно, хотя некоторые авторы придерживаются именно этого мнения. Большинство правоведов склоняется к тому, что в Российской федерации существует смешенная форма республики. Данная позиция, считается наиболее правильной, потому как в России практически на равных взаимодействуют все органы власти (парламент-президент).
Данную позицию можно также подтвердить тем, что в России ответственность парламента и президентом одинаковая. Также можно сказать, что в смешанных республиках президент и парламент избираются гражданами на прямых выборах, и президент является главой государства. Министров и главу правительства президент назначает, учитывая соотношение политических сил в парламенте. Глава государства имеет право, председательствовать на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Законодательный орган также обладает возможностью влиять на деятельность правительства посредством одобрения бюджета страны, а также имеет право вынесения правительству вотума недоверия.
Так, считается, чтобы прийти к правильному выводу по поводу существующей формы правления в России, необходимо рассмотреть статус президента, относительно других ветвей власти.
Таким образом, в России существует четкое распределение власти на: законодательную, исполнительную и судебную. Однако упоминание о принадлежности Президента РФ, какой-либо ветви власти Конституция РФ не содержит. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», говорит о том, что «Президент Российской Федерации имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации и на заседаниях президиума Правительства Российской Федерации». Исходя из номы данного закона можно сказать, что, Президент не включен в структуру Правительства, однако функционально связан с его деятельностью и руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Особое положение Президента РФ отражается во многих нормативно – правовых актах. При их анализе, можно прийти к выводу, что Президент РФ, является основой власти в государстве, а парламент зависит от него. Президент фактически формирует, осуществляет руководство, контролирует и по своему усмотрению распускает Правительство как руководящую структуру исполнительной ветви власти, но при этом Президент формально не включен в состав исполнительной ветви власти и указывается Конституцией РФ как самостоятельный субъект власти наряду с другими тремя ветвями власти. Однако, за свои ошибки всю ответственность несет только Правительство, действуя фактически под руководством Президента, который является лицом неответственным и может быть лишь подвергнут критике со стороны общества.
Таким образом, на основании вышесказанного, создается вопрос о существовании республики как формы правления в России. Но, не смотря на это, под категорию монархии, при осуществлении власти в Российской Федерации, Россия не подходит. Этот факт связан с тем, что для монархии важна в первую очередь не выборность, а наследование, причем не важно об абсолютной монархии идет речь либо об ограниченной.
Некоторые авторы также выделяю такой вид республики как суперпрезидентская республика. Одним из таких авторов является Худолей К.М., который говорит о том, что в таких государствах президент является юридическим или фактическим главой исполнительной власти и обладает значительными полномочиями в законодательной и судебной ветви власти.
Таким образом, подводя итоги, можно сделать вывод о том, что вопрос о форме правления в Российской Федерации по сей день остается открытым. Проанализировав особый статус Президента РФ, можно говорить о том, что в нашем государстве существует президентская либо суперпрезидентская республика. Однако утверждать о том, какая именно позиция правильная не приходится по тому, как существует, множество позиций авторов, по поводу той или иной формой правления, которые по своим аргументом в той или иной степени верны.
2.2 Форма государственного устройства в Российской Федерации
В процессе исследования, было выяснено, что существуют несколько форм государственного устройства: унитарное, федерация, конфедераация. Так, исходя из ст. 1 Конституции РФ следует, что Россия является федеративным государством, соответственно формой государственного устройства – федерация.
Так, федерацией является форма государственного устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью.
При рассмотрении формы государственного устройства в РФ необходимо взять за основу такое понятие как федеративные отношения. Данное понятие является многоаспектным и отражает фактически все разновидности взаимоотношений между федерацией (как единым, общим государством) и его отдельными составными частями (субъектами федерации).
Федерация в качестве формы государственного устройства характеризуется определенными признаками. Так, федерация, в первую очередь характеризуется тем, что, ее территория состоит из территорий отдельных ее субъектов. Также для федерации характерно, что ее субъекты наделяются учредительной властью, то есть правом принятия собственных конституций. Одним из важных признаков выступает, то, что компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной конституцией. Еще одним признаком является то, что каждый субъект федерации имеет свои правовую и судебную системы. Помимо вышесказанного, необходимо отметь, что в большинстве федераций одновременно существуют единое союзное гражданство и гражданство союзных единиц, а также в союзном парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.
В литературе существует такое понятие, как федерализм, и авторы в своих научных работах не редко подменяют этим термином понятием федерации. Однако федерализм не является однородным понятием федерации, хотя и близко к нему. Так, проанализировав термины «федерация» и «федерализм» следует согласиться с утверждением ряда авторов, которые в своих научных работах, утверждали, о том, что эти две категории различны. Так, по их мнению, федерализм воплощается в идеологии и принципах государственного устройства территории, а федерация представляется как государственно-правовая оболочка данной идеологии. То есть, федерация и федерализм сосуществуют в соотношении «форма - содержание». При этом федерализм понимается как гармоничная концепция содействия разветвленной системы публичной власти, действующая на началах общности целей определенного государства, путем использования средств и методов, присущих достигнутому им уровню цивилизационного порядка. Помимо этого, главной отличительной особенностью данных категорий является, то, что федерализм характеризуется родовым понятием, означающим тип политико-правовой организации, а, федерация выступает в качестве основной разновидности федерализма. Иными словами термин федерализм является намного шире чем термин федерация.
Продолжая рассмотрение формы государственного устройства в России, можно отметить, что для федерации характерно четкое разделение предметов ведения. Этот факт подтверждает сказанное о том, что Россия является именно федерацией по форме государственного устройства.
Так, государственная власть осуществляется во всех сферах общественных отношений, которые поддаются нормативно-правовому регулированию. В связи с данным фактом существует федеративная система, которая определяет разграничение полномочий между различными уровнями власти.
Конституция Российской Федерации хотя и не устанавливает перечня предметов ведения Федерации и вопросов совместного ведения, но, тем не менее, данные вопросы определены сферой исключительного ведения субъектов Федерации.
Таким образом, полномочия Российской Федерации, исходя из анализа нормативно-правовых актов, а также юридической литературы вытекают природы суверенного государства. Иными словами можно сказать, что важнейшие вопросы компетенции сконцентрированы в ведении верховной государственной власти.
Полномочия совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вызывают наибольшее количество вопросов (проблем) федеративных отношений. Это связано с тем, что неопределенность границ регулирования ведет к конкуренции федеральных и региональных нормативных актов, а также создает напряженность в федеративных отношениях. Некоторые авторы высказывают, о том, что необходимо убрать сферу совместного регулирования и разделить на исключительное ведение, как Федерации, так и ее субъектов.