Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К сфере ведения субъектов соответственно относятся те полномочия, которые не принадлежат Российской федерации. В соответствии со ст. 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Так, можно сказать что, субъекты Российской Федерации обладают значительным объемом полномочий, за исключением тех вопросов, которые находятся в ведении Федерации и в совместном ведении. Но, тем не менее, исходя из анализа практического применения, следует отметить, что вышесказанное не является действительным, а сфера действия субъектов незначительна.
Также следует отметить, что вопросы о разграничении полномочий различных уровней государственной власти отражаются не только в Конституции Российской Федерации, но и в ряде иных нормативно-правовых актах. Например, таких как: Федеральной закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Также данные вопросы могут быть урегулированы в различных договорах о разграничении полномочий и соглашениями.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в России распределение государственно-властных полномочий основывается на принципе обособления предметов ведения.
Федеративное устройство в России также отражается в организации государственной власти в субъектах Российской Федерации. Этот факт связан с тем, что субъекты Российской Федерации являются квазигосударственными образованиями, т.е. по формальным характеристикам максимально соответствуют государственной модели, что и объясняет характер организации государственной власти на этом уровне. Так, на уровне субъектов Федерации существует принцип разделения властей. Данный принцип характеризуется тем, что система органов государственной власти подразделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти.
Важной особенностью федерации, по мнению Сюткиной Н.С. является принцип верховенства Основного Закона РФ над остальным законодательством, как федеральным, так и региональным. Данный принцип отражен в ст.15 Конституции. Так, Конституционный Суд РФ вправе признать юридически недействительным любой нормативный акт субъекта РФ, противоречащий Конституции, иному федеральному закону, и принятый в пределах исключительного ведения Российской Федерации или в пределах совместного ведения Федерации и ее субъектов.
Федерализм выступает в качестве способа распределения властных полномочий по вертикали между федеральным центром и его субъектами на основе Конституции, договоров или соглашений. То есть, под этим следует понимать, что федерализмом понимается форма государственного устройства, предполагающая осуществление одних государственных полномочий федеральным центром, а других - региональными органами, являющимися вторым уровнем органов государственной власти.
Многие авторы в своих научных работах выделяют, что особенностью российского федерализма является то, что полномочия государственной власти реализуются в первую очередь исполнительной властью, по причине чего зачастую российский федерализм именуется исполнительным. При этом стоит отметить, что, поскольку в ст. 72 Конституции РФ предусмотрены предметы совместного ведения Федерации и се субъектов, и деятельность органов государственной власти субъектов РФ в названной сфере не должна противоречить федеральному законодательству, Россия не может считаться в чистом виде исполнительной федерацией.
Подводя итоги вышесказанному, проводя анализ, можно сделать вывод о том, что федерализм в Российской Федерации, который закрепляется в Конституции Российской Федерации, проявляется не в чистом виде. И этот факт объясняется тем, что федерализм в России имеет ряд отличительных особенностей.
Еще одним подтверждением тому, что Россия является именно федерацией является, то что она является многонациональным государством, которое на своей территории умещает множество народов и национальностей, однако подавляющее большинство, являющееся ядром многонационального федеративного государства, составляет русский народ, вокруг которого складывается объединение других народов.
Таким образом, Россия, как федеративное государство, имеет ряд признаков, составляющих ее конституционно-правовой статус. Во-первых- Российская Федерация является суверенным государством, которое провозглашает не только государственный суверенитет, но и равноправие его субъектов, определяемые Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ. Данное высказывание означает, то, что в компетенцию субъектов входят только те положения, которые не относятся к исключительному ведению РФ, совместному ведению РФ и субъектов РФ.
Так, подводя итог вышесказанному можно сказать, что проблемы в определении формы государственного устройства в России не существует, потому, как Россия носит в себе все признаки и особенности федерации, что
отражает ее система государственного управления, а также основные принципы федерализма, что как было сказано выше является «содержанием» федерации.
2.3 Форма государственного политического режима в Российской Федерации
Государственно-политический режим подразумевает под собой совокупность методов и средств закрепления, легитимации и осуществления государственной власти, характеризующий ту или иную страну с точки зрения ее соответствия принятом в мировом сообществе стандартам современного цивилизационного государства.
Так, ранее было выяснено, что государственно-политический режим подразделяется на демократический и антидемократический. В Конституции РФ прямо указано, что Россия является демократическим государством, но так ли это на самом деле. Если на предыдущих этапах исследования данной курсовой работы при рассмотрении элементов формы государства острых вопросов не возникало, то по поводу демократичности России, на сегодняшний день существует очень много споров среди правоведов.
Так, если демократия в дословном переводе звучит как власть народа, то так ли это на практике. В Основном законе, то есть Конституции РФ, отражены различные права и свободы граждан (право на образование, право на труд и так далее), но на практике, данные права по большей части являются фикцией. С одной стороны, например человек, имеет право на труд, но откуда тогда берется безработица, тем более в огромных масштабах.
Демократия основывается на отличительных принципах существенных только ей. Например, принцип равноправия, то есть недопущения дискриминации. В последнее время в России существует тенденция издавать законы и подзаконные акты, которые с одной стороны защищают права одних и нарушают права других. Например, Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», который запретил курить практически везде. Помимо запрета на курение в общественных местах, курильщикам на сегодняшний день трудно найти работу, потому как работодатель отказываются брать такого сотрудника. Считается не справедливым запрещать людям то, что сформировалось еще при Петре 1. Государство тем, самым нарушает права и свободы курильщиков и подвергает их дискриминации как нечто отвратительное, и к кому не стоит приближаться.
Так, можно заметить, что Россия на современном этапе развития больше отражает авторитарные признаки государственно-политического режима.
Авторитаризм характеризуется сосредоточением власти в руках одного человека или правящей элиты, фактически не контролируемых и не избираемых населением, но при этом сохраняется внешние признаки конституционного правления.
Таким образом, авторитаризм является средней формой между демократией и тоталитаризмом. При данном режиме существуют ветви власти, но их роль существенно снижена государством, либо подчинена государству.
Авторитаризм имеет свои особые признаки. И так, одним из главных признаков является монополизация власти и политики, что соответственно ведет к сведению на нет значение электоральной борьбы, к резкому ограничению политической оппозиции и конкуренции либо к их полному недопущению. Данный признак характеризуется тем, что в странах с таким режимом попросту отсутствует выбор нового руководителя. При избирании нового правителя данный выбор ограничивается одним претендентом, либо выборы подстраиваются и всем заранее известно кто победит. Также существуют страны, в которой избирательная система отсутствует вообще.
Признак формально определены ветви власти, однако игнорируется принцип разделения властей, роль представительных органов сведена к законодательному закреплению решений реальных носителей власти характеризуется тем, что формально при таком режиме существует система управления присущая демократическим государством, но данные органы ограничены в правах или подчинены государственным решениям всецело.
Для авторитаризма так же характерен такой признак как решения политического руководства воплощаются в жизнь по средствам командно – бюрократических методов управления с акцентом на принуждения к исполнению воли правящего лица и его окружения.
Анализируя данные принципы можно сделать вывод о том, что авторитаризм является более мягким режимом, и отношением к народу. При авторитаризме существуют некоторые задатки на права не только правящей элиты, но и на права народа. Также существует система управления свойственная для демократических государств.
Авторитаризм является наиболее распространенным видом, который существует в современном обществе. Хотя большинство государств позиционируют себя в качестве государства с демократическим режимом, но на самом деле они далеки от этого. Этот факт обуславливается тем, что на данный момент тяжело добиться полного соблюдения прав и свобод человека, установить идеальную систему управления страной и так далее.
Сущностью авторитаризма выступает сочетание политической системы тоталитарного государства и экономической системы присущей демократическому государству. Данная сущность характеризуется тем, что государство осуществляет тотальный контроль в политической системе, но предлагает народу экономические права и свободы, и также оставляет народу формы частной собственности не национализируя их.
В юридической науке авторы выделяют огромное многообразие разновидностей авторитаризма. Существуют такие виды как: традиционный режим, соревновательная олигархия, авторитарно – бюрократический режим, эгалитарно – авторитарный, авторитарно – инэгалитарный, либеральная демократия, теократическо – авторитарный.
При авторитаризме идеология государства не играет существенной роли она может как присутствовать так и отсутствовать. Это означает то, что при авторитаризме граждане имеют право на формирования своих ценностей общественной жизни. Также следует отметить, что при авторитарном государстве нет тотального контроля за сферами общественной жизни народа. Государство не контролирует или ограничивает свой контроль такие сферы как культура и образования. Методы для управления государством более лояльны, нет террора, а также практически отсутствуют массовые репрессии.
Таким образом, подводя итоги можно сделать вывод о том, что Российской Федерации больше подходит авторитарный государственно-политических режим нежели демократический. На сегодняшний день государство лишь прячется под маской демократического государства, хотя и не является таковым. Противоречия и пробелы в законодательстве, нарушения прав и свобод человека, дискриминация, все это не может отражать демократию в стране. В СССР существовал авторитарный государственно-правовой режим, но с появлением Российской Федерации власти заявили о формировании и движении по пути демократического государства. На сегодняшний день, хотя и видны изменения России в сторону демократии, но они не являются существенными, а в последнее время вообще произошел регресс в становлении демократии в российском обществе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении данной курсовой работы можно сделать вывод о том, что тема «Форма государства в Российской Федерации» полностью изучена, а цель достигнута путем решения поставленных задач.
Так, первой задачей бала дача определения понятию формы государства. Таким образом, исходя из исследования данного вопроса, можно сделать вывод о том, что данное понятие многоаспектно и включает в себе определения трех элементов входящих в его сущность: форма правления, форм государственного устройства, форма государственно-политического режима. Так, под формой государства понимается совокупность способов организации и устройства публичной власти, отражающие особенности развития страны, уровень демократической зрелости общества, культуры и национальной самобытности народа.