Файл: Учебное пособие (практикум) история государства и права россии специальность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.03.2024
Просмотров: 406
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопросы для обсуждения:
-
Предмет истории государства и права России.
Место истории государства и права России в системе наук.
Периодизация курса.
Методы исследования истории государства и права России.
Историография истории государства и права России.
Задания для развития и контроля владения компетенциями:
Задание 1. Составить схему: «Периодизация истории государства и права России».
Задание 2. Написать доклад на тему: «Проблемы периодизации истории права России».
Задание 3. Составьте таблицу: «Основные направления историко-правовой науки в конце ХIХ – начале ХХ в.»
Задание 4. Составьте план ответа на вопрос: «Историческая преемственность в развитии государства и права. Методология и методика».
Задание 5. Составьте схему: «История отечественного государства и права как учебная дисциплина, ее соотношение с другими правовыми дисциплинами, ее теоретическое и практическое значение для подготовки юристов высшей квалификации».
Задание 6. Законспектируйте основные положения современного направления научного изучения правовой истории России.
Задание 7. Составьте схему: «Периодизация истории государства и права России в соотношении с этапами развития социально-экономического уклада».
Практическое занятие №2
Общественный строй древних славян, первые формы общественной власти. Возникновение древнерусского государства.
Цель: изучить общественный строй древних славян, выявить первые формы общественной власти, проследить процесс возникновения Древнерусского государства.
В результате изучения темы студент должен:
знать: нормы права, общественную структуру и особенности организации общества военной демократии древних славян;
уметь: самостоятельно анализировать различные социальные, политические, правовые явления Древней Руси, выявлять закономерности в развитии государства и права России.
владеть: знаниями о нормах права, структуре общества и системе органов государственной власти в эпоху возникновения Древнерусского государства (ОК-2, ОПК-1).
Организационная форма занятия: практическое занятие в традиционной форме.
Актуальность темы: необходимо изучить истоки общественного строя и государственности Древней Руси.
Теоретическая часть:
Изучить вопрос о восточных славянах, их происхождении и древнейшей истории. Рассмотреть возникновение государственности у восточных славян. Выявить образование древнерусского феодального государства с центром в Киеве. Обратиться к норманнской и антинорманнской теориям образования Древнерусского государства.
Вопросы для обсуждения:
-
Возникновение государственности у восточных славян. -
Первые формы общественной власти. -
Возникновение Древнерусского государства.
Задания для развития и контроля владения компетенциями:
Задание 1. Охарактеризуйте особенности становления и развития Древнерусского государства (IX - XII вв.).
Задание 2. Рекомендуется написание докладов на следующие темы:
1. Объединение славянских земель вокруг Киева (государственно-правовые предпосылки).
2. Роль варягов в древнерусской истории – версии. Критика норманнской теории по вопросу государственности и права России.
3. Крещение Руси и его значение для становления древнерусской государственности и права.
4. Государственно-правовая деятельность Ярослава Мудрого.
Задание 3. Выделите и обоснуйте проблемы государства и права периода формирования феодализма.
Задание 4. Сформулируйте особенности политического образования восточных славян.
Задание 5. Составьте презентацию: Рабовладельческие государства на территории нашей страны.
Задание 6. Составьте схему «Организация власти и управления в Киевской Руси (дворцово–вотничная система управления)».
Задание 7..Составьте схему «Судебных органов Древнерусского государства».
Задание 8. О.И. Чистяков писал, что «древнерусское право, как и всякое право, рождается вместе с древнерусским государством». Согласны ли Вы с такой точкой зрения?
Задание 9. В Древней Руси были известны такие процедуры, как свод и гонение следа. Каковы были основания для проведения этих процедур и механизм их осуществления?
Практическое занятие №3
Государственный строй Древнерусского государства
(Киевской Руси)
Цель: изучить общественный строй Киевской Руси; охарактеризовать Древнерусское государство по форме правления, выявить системы центрального и местного управления.
В результате изучения темы студент должен:
знать: основные этапы развития государства и права Киевской Руси;
уметь: давать четкие определения основных понятий, присущих данному периоду;
владеть: навыками анализа историко-правовых источников периода Киевской Руси (ОК-2, ОПК-1).
Организационная форма занятия: практическое занятие в диалоговом режиме.
Актуальность темы: обусловлена значением формирования государства Киевская Русь для дальнейшего развития отечественного государства и права.
Теоретическая часть:
Изучить общественный строй Древней Руси (феодалы и феодально-зависимое население; городское население).
Рассмотреть Древнерусское феодальное государство как раннефеодальную монархию. (Высшие органы власти и управления: великий князь, совет при великом князе, вече и т.д. Отношения сюзеренитета-вассалитета. Местные органы управления: наместники и волостели. Десятичная система управления. Возникновение дворцово-вотчинной системы управления. Система «кормления». Появление и развитие феодальных иммунитетов. Военное устройство. Развитие великокняжеской юрисдикции. Суд великого князя. Вспомогательные должностные лица с судебными функциями: мечники, вирники и др. Суд посадников и волостелей. Общинный суд).
Изучить положение церкви в государстве и ее юрисдикцию.
Вопросы для обсуждения:
-
Общественный строй Киевской Руси. -
Государственный строй древнерусской раннефеодальной монархии (Киевской Руси). -
Дворцово-вотчинная система управления. -
Военное устройство Киевской Руси как государства эпохи военной демократии.
Задания для развития и контроля владения компетенциями:
Задание 1. Охарактеризуйте общественный и государственный строй Древнерусского государства (IX –XII вв.).
Задание 2. Рекомендуется написание докладов на следующие темы:
1. Договор Руси с Византией (правовое содержание).
2. Древнерусское государство и право (история их возникновения и становления).
3. Правовое положение отдельных социальных групп: князей, бояр, дружинников, духовенства; городского населения (купцов, ростовщиков, ремесленников); смердов, закупов, рядовичей и других категорий зависимого населения.
Задание 3. Составьте таблицу: Государственный строй Древней Руси.
Задание 4. Дайте определения терминов «вира»; «урок»; «варяг»; «вервь»; «видок»; «задница»; «закуп»; «бояре»; «извод»; «мытник»; «покон»; «ряд»; «свод»; «смерд»; «тать»; «челядин».
Задание 5. Составьте рассказ о жителе Константинополя, побывавшем в Киеве в 1050 г. Как он оценил бы местные порядки в сравнении со своей столицей?
Задание 6. В сборнике «Российское законодательство X-XX веков» (т. 1) отмечается: «Как и всякое феодальное право, древнерусское право было правом-привилегией…». Какие положения и нормы Русской Правды подтверждают данную точку зрения?
Практическое занятие №4
Правовая система Киевской Руси
Цель: изучить общественный строй Киевской Руси; охарактеризовать Древнерусское государство по форме правления, выявить системы центрального и местного управления; изучить происхождение древнерусского права, появление Русской Правды, выявить нормы и основные институты права по Русской Правде.
В результате изучения темы студент должен:
знать: основные этапы развития права Киевской Руси;
уметь: давать четкие определения основных понятий, присущих данному периоду;
владеть: навыками анализа историко-правовых источников периода Киевской Руси (ОК-2, ОПК-1).
Организационная форма занятия: практическое занятие в диалоговом режиме.
Актуальность темы: обусловлена значением правового источника «Русская Правда» для дальнейшего развития отечественного государства и права.
Теоретическая часть:
Осветить проблемы источников права Киевской Руси, необходимо дать общую характеристику «Русской правды», основных источников Русской правды, времени ее создания и записи; выявить уровень систематизации нормативного материала; структуру и форму изложения правовых норм. Осветить объекты преступления и объективной стороны преступления