Файл: Сибирское отделение международного центра логистики бухгалтерский учет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.03.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТУРИЗМА И СЕРВИСА
СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ЦЕНТРА ЛОГИСТИКИ
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ЧАСТЬ 1.
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии
43.02.11 «ГОСТИНИЧНЫЙ СЕРВИС»
Красноярск 2022

Бухгалтерский учет Рабочая тетрадь для студентов Часть 1
Страница 2
Демченко Галина Анатольевна
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА
2.
ХАРАКТЕРИСТИКИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА
3.
ПРИНЦИПЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА
4.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО
УЧЕТА В РОССИИ
5.
ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА
6.
МЕТОДЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА
7.
ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК
8.
УЧЁТНЫЕ РЕГИСТРЫ И ФОРМА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
9.
КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ СЧЕТОВ
10.
ОБОРОТНЫЕ ВЕДОМОСТИ
11.
ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Бухгалтерский учет Рабочая тетрадь для студентов Часть 1
Страница 3
Демченко Галина Анатольевна
Основы бухгалтерского учёта
Согласно статье 1
Федерального закона РФ «О бухгалтерском учёте»
,
БУХГАЛТЕРСКИЙ
УЧЁТ
— это формирование документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учёта (фактах хозяйственной жизни, активах, обязательствах, источниках финансирования, доходах, расходах и иных объектах) экономического субъекта, в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (упорядочной системы сбора, регистрации, обобщения информации в денежном измерении путём сплошного, непрерывного и документального учёта), и составление на её основе бухгалтерской отчётности (информации о финансовом положении, финансовом результате и движении денежных средств экономического субъекта за отчётный период).
БУХГАЛТЕР
должен быть грамотным специалистом в области административного, гражданского, налогового, трудового и финансового права. Знать законы, положения, стандарты, инструкции, методические рекомендации по учёту тех или иных объектов бухгалтерского учёта. Поэтому перед каждым бухгалтером возникает необходимость самостоятельно и на регулярной основе изучать нормативные документы, статьи
Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекс РФ, Международные стандарты учёта и т.д.

Бухгалтерский учет Рабочая тетрадь для студентов Часть 1
Страница 4
Демченко Галина Анатольевна
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЁТ
— это система выявления, измерения, сбора, регистрации, интерпретации, обобщения, подготовки и предоставления важной для принятия решений по деятельности организации информации и показателей для внутренних пользователей — топ менеджмента. Основной задачей управленческого учёта является ответ на вопрос, в каком состоянии находится организация, как необходимо распределить имеющиеся ресурсы, чтобы повысить эффективность деятельности.
НАЛОГОВЫЙ УЧЁТ
— это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым законодательством
Характеристики бухгалтерского учёта
СПЛОШНОЙ УЧЁТ — учёт, при котором каждый хозяйственный факт находит своё отражение в бухгалтерском учёте.
НЕПРЕРЫВНЫЙ УЧЁТ — учёт, который ведётся постоянно, с момента регистрации предприятия.
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ УЧЁТ — учёт, при котором все хозяйственные факты подтверждаются документально. Для бухгалтерского учета хозяйственный факт совершается только в том случае, если имеется первичный учётный документ
, имеющий юридическую силу.
Все ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ
(ФАКТЫ) оформляются соответствующими документами, которые лежат в основе бухгалтерских расчетов (учётных действий).
Принципы бухгалтерского учёта
Бухгалтерский учёт формируется на принципах (исходных, базовых положений):


Бухгалтерский учет Рабочая тетрадь для студентов Часть 1
Страница 5
Демченко Галина Анатольевна
1.
ПРИНЦИП АВТОНОМНОСТИ
(имущественной обособленности), который предполагает, что то или иное предприятие существует как единое самостоятельное юридическое лицо; его имущество строго обособлено от имущества его совладельцев, работников и других организаций.
Данные учёта представляют единую систему, отвечающую задачам управления имуществом, обязательствам и хозяйственным операциям, осуществляемые предприятием в процессе его функционирования. Элементы учёта, не оказывающие влияния на хозяйственные процессы,
должны быть изъяты из системы учёта как излишние. В бухгалтерском учёте и балансе отражается только имущество, которое признаётся собственностью именно этого конкретного предприятия.
2.
ПРИНЦИП ДЕЙСТВУЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ
(непрерывной деятельности), который предполагает, что предприятие нормально функционирует и сохраняет свои позиции на рынке в обозримом будущем, погашая обязательства перед поставщиками и потребителями и иными
партнёрами в установленном порядке. Этот принцип обусловливает необходимостью увязки активов предприятия с его будущей прибылью, которая может быть получена при помощи этих активов. Ведение бухгалтерского учета начинается с момента государственной регистрации предприятия и прекращается при его ликвидации.
3.
ПРИНЦИП ОСМОТРИТЕЛЬНОСТИ
(достоверности), которая предполагает, что есть информация, получаемая в результате ведения бухгалтерского учета, не должна содержать существенные ошибки и искажения, предполагает определённую степень осторожности в процессе формирования суждений, необходимых при расчётах, производимых в условиях неопределённости, позволяющую избежать завышения активов или доходов, и занижения обязательств, или расходов.
Соблюдение принципа осмотрительности предотвращает возникновение скрытых резервов и
чрезмерных запасов, сознательное занижение активов или доходов, либо преднамеренное завышение обязательства, или расходов. Пренебрежение указанным принципом приведёт к тому, что финансовая отчётность перестанет быть нейтральной и, следовательно, утрачивает надёжность.
4.
ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ (принцип последовательности (постоянства)), который предполагает, что принятые предприятием методы ведения бухгалтерского учета будут применяться последовательно из года в год. В случае необходимых внесений существенных изменений в ведении учёта, проводятся изменения в прошлых периодах так, что данные изменения существовали всегда.
5.
ПРИНЦИП НАЧИСЛЕНИЙ (принцип временной определенности), который предполагает, что все операции записываются по мере их возникновения, а не в момент оплаты, и относятся к тому отчётному периоду
, когда была совершена операция. Этот принцип условно можно разделить на:

ПРИНЦИП РЕГИСТРАЦИИ ДОХОДА (
ВЫРУЧКИ
) — доход отражается в том периоде, когда он получен, а не когда произведена оплата.

ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ — доходы отчётного периода должны быть соотнесены с расходами, благодаря которым эти доходы были получены. Расходы (доходы), относящиеся к соответствующим доходам (расходам), признанные в другом отчётном периоде, учитываются отдельно.
6. ПРИНЦИП ОБЪЕКТИВНОСТИ, который предполагает, что все хозяйственные операции
должны находить отражение в бухгалтерском учёте, быть зарегистрированными на протяжении всех этапов учёта, если подтверждаются наличием оправдательных документов, на основании которых и ведётся бухгалтерский учёт.
7. ПРИНЦИП ПЕРИОДИЧНОСТИ, который предполагает регулярное, периодически повторяющееся балансовое обобщение — составление баланса и отчётности за год, полугодие, квартал, месяц. Принцип обеспечивает сопоставимость отчётных данных, позволяет по истечении определённых периодов времени исчислить финансовые результаты.
8. ПРИНЦИП ДЕНЕЖНОГО ИЗМЕРЕНИЯ (стоимостной оценки), который предполагает, что есть количественное измерение и исчисление фактов хозяйственной деятельности и производственных процессов; в качестве единицы измерения выступает валюта страны. Регистрируются только те факты хозяйственной деятельности, которым можно дать стоимостную оценку, в денежном измерении.
9.
ПРИНЦИП ДВОЙНОЙ ЗАПИСИ,
который учитывает двойное непрерывное отражение хозяйственных явлений, фактов и операций, предопределённое использованием двойной записи на счетах, то есть одновременно и на одинаковую сумму по дебету одного счёта и кредиту другого бухгалтерского счёта.


Бухгалтерский учет Рабочая тетрадь для студентов Часть 1
Страница 6
Демченко Галина Анатольевна
Заполнить таблицу:
№ п.п.
Принципы бухгалтерского учёта примеры применения принципов бухгалтерского учёта
1
ПРИНЦИП
АВТОНОМНОСТИ (имущественной обособленности)
2
ПРИНЦИП ДЕЙСТВУЮЩЕГО
ПРЕДПРИЯТИЯ (непрерывной деятельности)
3
ПРИНЦИП
ОСМОТРИТЕЛЬНОСТИ (достоверности)
4
ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
5
ПРИНЦИП НАЧИСЛЕНИЙ
6
ПРИНЦИП ОБЪЕКТИВНОСТИ
7
ПРИНЦИП ПЕРИОДИЧНОСТИ
8
ПРИНЦИП ДЕНЕЖНОГО ИЗМЕРЕНИЯ
9
ПРИНЦИП ДВОЙНОЙ ЗАПИСИ
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Бухгалтерский учет Рабочая тетрадь для студентов Часть 1
Страница 7
Демченко Галина Анатольевна
Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в России
Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учёта в России включает в себя нормативные акты и документы четырёх уровней
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
I уровень —
Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте»
Документы этого уровня носят обязательный характер.
II уровень —
Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в
Российской Федерации
,
Положения по бухгалтерскому учёту
, ФСБУ,
План счетов и
Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы
Документы этого уровня носят обязательный характер.
III уровень —
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств
Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учёта для субъектов малого предпринимательства
О формах бухгалтерской отчётности организаций
Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию
Указания об отражении в бухгалтерском учёте организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом
Указания об отражении в бухгалтерском учёте операций по договору лизинга
Документы этого уровня в общем носят рекомендательный характер, но носят обязательных
характер в случае отсутствия на предприятии утвержденных аналогичных документов,
соответствующие законодательным нормам.
IV уровень — документы предприятия, формирующие его
Учётную политику
(Приказ о формировании учётной политики организации, Рабочий план счетов бухгалтерского учёта, Формы первичных документов, График документооборота и технология обработки учётной информации,
Порядок инвентаризации имущества и обязательств, Должностные инструкции, Положение об оплате труда и так далее).


Бухгалтерский учет Рабочая тетрадь для студентов Часть 1
Страница 8
Демченко Галина Анатольевна
Документы этого уровня должны соответствовать законодательным нормам и обязательны
к исполнению предприятием.
С даты вступления в силу
Федерального закона от 18 июля 2017 года № 160-ФЗ
все действующие
Положения по бухгалтерскому учёту считаются
Федеральными стандартами бухгалтерского учёта.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Организация бухгалтерского учёта
Согласно статье 6 ФЗ «О бухгалтерском учёте»
ПРЕДПРИЯТИЕ ОБЯЗАНО ВЕСТИ
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ, а ответственность за её организацию несёт согласно ст.7
руководитель предприятия.
А в случае отсутствия ведения бухгалтерского учета или его грубого нарушения согласно статье
15.11 КоАП РФ
«влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5
тысяч до 10 тысяч рублей».
Руководитель предприятия имеет право учредить бухгалтерскую службу, ввести в штат должность бухгалтера, а также возложить на себя ведение бухгалтерского учёта
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Бухгалтерский учет Рабочая тетрадь для студентов Часть 1
Страница 9
Демченко Галина Анатольевна
Также ст.7 ФЗ «О бухгалтерском учёте»
регулируется возникновение разногласий в отношении ведения бухгалтерского учёта между руководителем предприятия и главным бухгалтером.
Данные, содержащиеся в первичном учётном документе, принимаются и отражаются главным бухгалтером по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несёт ответственность за созданную в результате этого информацию.
Методы бухгалтерского учёта
Бухгалтерский учёт имеет свой специфический набор методов получения информации о наличии и состоянии объектов, источников формирования имущества и результатов деятельности предприятия.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Методы бухгалтерского учёта — совокупность всех приёмов и способов, с помощью которых в бухгалтерском учёте отражаются движение и состояние хозяйственных средств и их источников:
1) документирование;
2) оценка;
3) инвентаризация;
4) калькулирование;
5) система бухгалтерских счетов;
6) двойная запись;


Бухгалтерский учет Рабочая тетрадь для студентов Часть 1
Страница 10
Демченко Галина Анатольевна
7) составление баланса и бухгалтерской отчётности.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
№ п.п.
Методы
бухгалтерского учёта
характеристика методов бухгалтерского учёта
1
Документирование
это совокупность процедур первичного отражения (регистрации) хозяйственных фактов в специальных документах учета (первичных учетных документах), являющихся основанием для бухгалтерских записей.
Где первичный учетный документ
— это письменное свидетельство о совершении определенного хозяйственного факта (операции), имеющего юридическую силу и не требующего дальнейших пояснений и детализации (определено ответственное должностное лицо). огласно ст. 9. ФЗ «О бухгалтерском учёте»
первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, в которой должны содержаться следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дата составления; наименование предприятия; содержание хозяйственной операции; натуральный и/или денежный размер операции с указанием единиц измерения; наименование должности лица, совершившего сделку и ответственного за её оформление; подписи лиц, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
А согласно Графику документооборота, принятому на предприятии, производится создание, порядок и сроки передачи первичных учетных документов в учёт, а также происходит согласование видов работ со временем их осуществления, производится опись

Бухгалтерский учет Рабочая тетрадь для студентов Часть 1
Страница 11
Демченко Галина Анатольевна
№ п.п.
Методы
бухгалтерского учёта
характеристика методов бухгалтерского учёта
документов и регламентация процесса их создания, движения и получения от других подразделений или контрагентов, принятия их к учету, их передачи в архив.
2
Оценка
это способ стоимостного измерения имущества, обязательств и хозяйственных операций и их отражение в денежном выражении согласно п. 23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ
Денежным измерителем объектов в бухгалтерском учете в РФ является рубль.
Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путём суммирования фактически произведенных затрат на его покупку, а полученного безвозмездно, определяется по рыночной стоимости на
дату оприходования.
3
Инвентаризация
это проверка наличия имущества организации и состояния её финансовых обязательств на определённую дату путём сличения фактических данных с данными бухгалтерского учёта.
Это основной способ фактического контроля за сохранностью имущественных ценностей и средств.
С помощью инвентаризации выявляются документально неоформленных хозяйственных операций.
Сплошное документирование операций не исключает возможности возникновения в хозяйственной деятельности незарегистрированных фактов (естественная убыль, недостача, порча имущества, сверхнормативный расход, ошибки, злоупотребления, хищения).
Обязательность проведения инвентаризации закреплено в п.26
Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ
Инвентаризация позволяет отследить уровень и достоверность учета, обеспечивает контроль за достоверностью данных бухгалтерского учета и отчетности предприятия с помощью выявления фактического наличия имущества (или обязательств), сопоставления фактического наличия имущества (или обязательств) с данными бухгалтерского учета, проверки полноты отражения в учете обязательств организации.
Правила проведения инвентаризации установлены
Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств
4
Калькулирование
способ определения себестоимости продукции или услуги, а также себестоимости производственных ресурсов.
Калькулирование производится на основе учётных и расчётных затрат и на основе структуры этих затрат.
Затраты представляют собой денежную (стоимостную) величину оттока (выбытия) средств предприятия в результате производства и реализации продукции.
В свою очередь расходы согласно
ПБУ 10/99
— это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников
(собственников имущества).
При этом не признаются расходами предприятия выбытие активов: в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т.п.); вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не в целях перепродажи; в порядке предварительной оплаты материально