Файл: Занин Дмитрий Сергеевич.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Деятельностный подход. Он основывается на принципе деятельности. –
програмно-ролевой подход и модель соц-перцепции процессов совместной деятельности. Успешность реализации деятельности очень важна для группы.
(
стратометрическая концепция групповой активности Петровского: 1 страта – непосредственные отношения между людьми (симпатия) 2 – межличностные отношения, которые связаны непосредственно с деятельностью. 3 – отношение членов группы к предмету деятельности (к задачам, целям). Единство проявляется тогда, когда присутствуют все 3 страты. Также он выделял: 1) диффузные
группы (нет совместной деятельности, продукта деятельности), изуч-е групповой интеракции (Донцов) и эффективности (Немов) ,руководства и лидерства
(
Кричевский, Дубовская), межгрупповых отношений (Агеев).
2. Социометрич напр-е - использование специалистами в конкретной эмпирической работе в качестве основных методических средств вариантов социометрического теста. Коломинский - конструирование различных социометрических процедур, включил эмпирический метод в содержательный теоретический контекст (рассматривается как тупиковый многими авторами).
3.
Параметрич. конц-я. Создатель - Уманский, в 1960–70-е годы; разработал концепцию групповой активности. Идея подхода - поэтапное развитие малой
(контактной, по Л.И. Уманскому) группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров (содержание нравствен.
направленности группы – цели, ценности, мотивы, организацион. единство
группы - подготовленности в сфере собств деятель-ти, психологич единство

14
Тема 1. Малая группа как социально-психологический феномен
межличн. контакты, познание, взаимопоним-е). В завис от выраженности кажд. параметра, группа располагается в континууме
(антиколлектив, группа–
конгломерат, группа–ассоциация, номинальная группа, кооперация, группа-
автономия, коллектив.
Группа–кооперация – успешно действ организационная струк-ра, высок ур-нь сотруднич-ва. Группа-автономия – груп идентификация, обособленность, слитность.
Корпорация – элем-ты корпоративности. Коллектив – система отношений с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления, то есть, "...объединенная единой целью, единым действием, организованная, снабженная органами управления, дисциплины и ответственности. Антиколлектив – замкнутые извне, межличн. эгоцентризм, конфликтность, агрессив-ть.
Уманский: «параметрическая концепция»
(1 – общественный блок
(организованность, подготовленность группы) 2 – личностный (единство групп: эмоциональное, волевое и др.) 3 – общих качеств (климат, лидерство, сплоченность).
Выделяются
6 уровней развития групп: 1) конгломерат
(люди на остановке) 2) номинальная (группа получает цели деятельности) 3) ассоциация
(начальный этап МЛО, интеграция) 4) кооперация (сильно выражен первый блок, хорошо налажены формальные и неформальные отношения) 5) автономия
(выражены 3 блока) 6) коллектив (высший уровень развития группы).
4.
Организационно-управленческий
подход. Относящиеся к рассматриваемому направлению
(психологи ленинградской школы:Китов,Кузьмин) исследования групп и коллективов носят прикладной характер и ориентированы на решение конкретных управленческих задач, задач психологического обеспечения в сфере промышленного производства.
5. Тренингово-терапевтическое направление сложилось в 70— 80-е годы преимущественно усилиями ученых Москвы [Петровская, 1982] и Ленинграда
(ныне Санкт-Петербурга) [Емельянов, 1985; Либих, 1974] в основном как прикладная область групповой психологии, ставившая своей целью развитие психологической компетентности личности и осуществление комплеса психотерапевтических воздействий на нее в условиях пребывания в малой группе.
Малые группы: понятие, размер группы, классификация.


15
Тема 1. Малая группа как социально-психологический феномен
Сущность и содержание понятия «малая группа» в отечественной и зарубежной социальной психологии даются различные определения малой группы.
Одно из «синтетических» определений малой группы звучит так: «малая группа—
это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей
социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном
взаимодействии и общении, что является основой для возникновения эмоци-
ональных отношений, групповых норм и групповых процессов».
Под группой понимают психологически единую социальную ячейку, члены которой целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга. Важно отметить, что каждый член группы признает эту свою зависимость от других ее членов.
Критерии к описанию малой группы: частота и продолжительность взаимодействия индивидов в группе;число; роли, общность целей и др.
Существенным является вопрос о количественных характеристиках малой группы. Малая группа «начинается» либо с диады, либо с триады.Верхний пределел
- определяется эмпирически, важно только, чтобы группа была единицей предписанной ей совместной деятельности.
Характеризуя малую группу в целом, можно сказать, что ей присущи
следующие признаки:
Интегративность мера единства, слитности, общности членов группы.
Противоположное качество — разобщенность, дезинтеграция.
Микроклимат — психологическое самочувствие каждого индивида в группе, его удовлетворенность группой, комфортность пребывания в ней.
Референтность принятие членами группы общих эталонов.
Лидерство степень влияния тех или иных членов группы на группу в целом ради осуществления общих целей.
Интрагрупповая активность мера внутригрупповой активности ее членов.
Интергрупповая активность степень активности группы в целом и ее членов с внешними группами.
Направленность группы социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентации и групповых норм.
Организованность реальная способность группы к самоуправлению.
Эмоциональность межличностные эмоциональные взаимосвязи членов группы; преобладающий эмоциональный настрой группы.

16
Тема 1. Малая группа как социально-психологический феномен
Интеллектуальная
коммуникативность характер межличностного восприятия и уст-я взаимопонимания, нахождения единого языка общения.
Волевая коммуникативность - способность группы противостоять трудностям и препятствиям; ее надежность в деят-ти и поведении в экстриме.
Есть разные основания для классификации малых групп. По порядку
возникновения:
первичные
и вторичные. Первичные: в них существуют непосредственные контакты. Вторичные: члены группы не связаны интимностью отношений. В социальной психологии есть другая трактовка малых групп как первичных и вторичных. Первичные — ограниченные группы типа семьи, компании друзей, ближайших соседей. Для них характерна непосредственность контактов, в них происходит культуризация индивида, с очень тесными межличностными отношениями и взаимодействиями. Вторичные — большие по размеру группы, отношения в которых формализованы.
По общественному статусу: формальные (официальные) и неформальные
(неофициальные).
Официальные, формальные — реальные или условные социальные общности, имеющие юридически фиксированный статус; члены их в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью.
Неофициальные, неформальные— реальные социальные общности, не имеющие юридически фиксированного статуса, добровольно объединенные на основе интересов, дружбы и симпатий либо на прагматической основе.
По непосредственности взаимосвязей: реальные (контактные) и условные.
Реальные (контактные) — ограниченные в размерах коллективы людей, существующие в общем пространстве и времени и объединенные реальными отношениями. Пример: учебный класс, производственная бригада.
Условные — объединенные по определенному признаку общности людей, включающие субъектов, не имеющих прямых или косвенных объективных взаимоотношений. Люди, составляющие эти общности, могут вообще ничего не знать друг о друге и при этом находиться в определенных, более или менее одинаковых, отношениях с другими членами своих групп, уже реальных. Эти общности объединяются по различным основаниям: роду деятельности, полу, возрасту, уровню образования, национальности и др.
По уровню развития: низкого уровня и высокого развития.
Уровень группового развития — характеристика сформированно-сти межличностных отношений, выражающаяся в группообразовании.


17
Тема 1. Малая группа как социально-психологический феномен
Фазы развития малой группы(умансий) 1.Группа-конгломерат. Каким то интересом объеденены.2. Номинальная группа (студенты 2 курса)3. Группа-
Ассоциация. есть правила, стр-ра.возникают неформальные группы на основе потребностей.4. Группа – Кооперация. Высокий уровень группового сотрудничества
5.
Группа – Автономия. Мы –чувство.единство в деловой и эмоц.деятельности.
Из 5: а. Коллектив. б.Группа-корпорация. Противопоставление др.группам. замкнутая система.Авторитарность руководства, централизация власти. Из нее может организоваться культовая организация.
По
значимости: референтные и группы
членства. Референтные
(эталонные) — группы, определяемые по степени сознательности отношения к ним индивидов.это реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на чьи нормы, мнения, ценности и оценки ориентируется в своем поведении и самооценке. Референтная группа выполняет две важные функции. Нормативная функция проявляется в мотивационных процессах.
Референтная группа выступает при этом как источник норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации индивида. Сравнительная функция проявляется в процессах социального восприятия (социальной перцепции). Референтная группа выступает здесь как эталон, посредством которого индивид оценивает себя и других.
Референтные группы могут быть в представлении индивида как
«положительными», так и «отрицательными». К «положительным» относятся те, с которыми индивид идентифицирует себя и членом которых он хотел бы стать. К
«отрицательным» референтным группам относятся те, которые вызывают у индивида неприятие.
Группы членства это группы, в которых индивид не противопоставлен самой группе, и где он соотносит себя со всеми другими членами группы, а они себя
— с ним.
Кроме перечисленных, можно выделить множество других социально- психологических критериев для дифференцирования малых групп,например:естественные: семья;: классы, партии, секты, движения; по общности проф.интересов: клубы; организованные и стихийные;долговременные и кратковременные; устойчивые и нестабильные; открытые и закрытые; развивающиеся и уже сложившиеся;
В современных условиях образование и формирование малых групп имеет, как минимум, три источника: 1) разделение труда, производственная необходимость: бригады, участки, цеха, отделы, классы, курсы; 2) потребности человека в общении,


18
Тема 1. Малая группа как социально-психологический феномен принадлежности, помощи другим и самому себе: клубы по интересам, группы общения; 3) вынужденное сосуществование: воинские подразделения, осужденные к лишению свободы, детские дома, больницы, группы некратковременного (более недели) отдыха и др.
Классификация малых групп
Один из вариантов классификации групп, изучаемых в социальной психологии задана в дихотомической шкале, предполагающей выделение групп по нескольким, различающимся между собой основаниям.
Обилие малых групп в обществе предполагает их огромное разнообразие, и по϶ᴛᴏму для целей исследований необходима их классификация. Неоднозначность понятия малой группы породила и неоднозначность предлагаемых классификаций. В принципе допустимы самые различные основания для классификации малых групп: группы различаются по времени их существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т.д. Сегодня известно около пятидесяти различных оснований классификации.

19
Тема 1. Малая группа как социально-психологический феномен
1.
По наличию взаимоотношений между членами группы: условные и реальные, лабораторные и естественные.
Условные группы – искусственно выделяемые исследователем объединения людей по какому-то объективному признаку. Эти люди, как правило, не имеют общей цели и не взаимодействуют между собой.
Реальные группы – действительно существующие объединения людей. Они характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями.

20
Тема 1. Малая группа как социально-психологический феномен
Лабораторные группы – специально создаваемые группы для выполнения заданий в экспериментальных условиях и экспериментальной проверки научных гипотез.
Естественные группы – группы, функционирующие в реальных жизненных ситуациях, образование которых происходит независимо от желания экспериментатора.
2.
По характеру взаимодействия: первичные - вторичные группы.
Впервые выделение первичных групп было предложено Ч. Кули, который причислял к ним такие группы, как семья, группа друзей, группа ближайших соседей.
Позднее Кули предложил определенный признак, который позволил бы определить существенную характеристику первичных групп - непосредственность контактов. Но при выделении такого признака первичные группы стали отождествлять с малыми группами, и тогда классификация утратила свой смысл. Если признак малых групп - их контактность, то нецелесообразно внутри них выделять еще какие-то особые группы, где специфическим признаком будет эта самая контактность. Поэтому по традиции сохраняется деление на первичные и вторичные группы (вторичные в этом случае те, где нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные "посредники", например, в виде средств связи), но по существу исследуются в дальнейшем именно первичные группы, так как только они удовлетворяют критерию малой группы. Практического значения эта классификация в настоящее время не имеет.
3.
По форме организации: формальные и неформальные.
Формальной называется группа, возникновение которой обусловлено необходимостью реализации определенных целей и задач, стоящих перед организацией, в которую включена группа. Формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. В ней также строго распределены и роли всех членов группы, в системе подчинения так называемой структуре власти: представление об отношениях по вертикали как отношениях, определенных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д.
Неформальные группы складываются и возникают стихийно как в рамках формальных групп, так и вне их как результат взаимных психологических предпочтений. В них нет внешне заданной системы и иерархии статусов, предписание ролей, заданной системы взаимоотношений по вертикали. Однако в неформальной


21
Тема 1. Малая группа как социально-психологический феномен группе существуют свои групповые эталоны приемлемого и неприемлемого поведения, а также неформальные лидеры. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда (например, в школьном классе) возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом. Таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений. Но неформальная группа может возникать и сама по себе, вне организованных групп: люди, случайно объединившиеся для игр в футбол, волейбол где-нибудь на пляже, или во дворе дома. Иногда в рамках такой группы (скажем, в группе туристов, отправившихся в поход на один день), несмотря на ее неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа приобретает некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли. В реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникали в рамках формальных. Поэтому в социальной психологии родились предложения, снимающие эту дихотомию: введены понятия формальная и неформальная структуры группы (или структура формальных и неформальных отношений), и различаться стали не группы, а тип, характер отношений внутри них; было введено более радикальное различие понятий "группа" и "организация" (хотя достаточно четкого различения этих понятий не существует, так как всякая формальная группа в отличие от неформальной обладает чертами организации).
4.
По степени психологического принятия со стороны личности: группы членства и референтные группы.
Данная классификация была введена Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена "референтной группы". В экспериментах Хаймена было показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это были студенческие группы) разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, Хаймен назвал референтными группами. Дж. Келли выделил две функции референтной группы: сравнительная функция - состоит в том, что принятые в группе стандарты поведения, ценности выступают для личности в качестве своеобразных "систем отсчета", на которые она ориентируется в своих решениях и оценках; нормативная функция - позволяет человеку выяснить, в какой мере ее поведение соответствует нормам группы. В настоящее время под референтной группой понимается группа людей, в