Файл: Задания по суммативному оцениванию за 2 четверть по предмету Русский язык и литература 9 класс Суммативное оценивание за раздел История и личность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.03.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задания по суммативному оцениванию за 2 четверть
по предмету «Русский язык и литература»
9 класс
Суммативное оценивание за раздел «История и личность»
Цель обучения | 9.1.1.1Понимать основную и детальную информацию сообщения, продолжительностью до 5-8 минут, определяя подтекст, цель высказывания и отношение говорящего к событиям и героям и делая выводы; 9.2.2.1Пересказывать содержание текста, демонстрируя собственное понимание проблематики, оценивая позицию автора. |
Критерии оценивания |
|
Уровень мыслительных навыков | Знание, понимание, применение. |
Время выполнения | 20 минут |
Слушание
Прослушайте текст статьи «Султан Бейбарс» , выполните предложенные задания.
Источник: http://emirsaba.org/velikie-lichnosti-v-istorii-kazahstana.html?page=2
Бейбарс родился предположительно в 1225 году в кыпчакском роду Елбарлы или Берш в междуречье Едиля и Жайыка. Отец его Жамак и мать Айнек были из знатного рода. Имя, данное при рождении, -Махмуддин. Султаном Бейбарсом он станет в зрелые годы. В период
молниеносных вторжений монгольских орд 1239-1240 годов возрасте 14 -15 лет Бейбарс попал в плен. Замеченному султаном Аюбом умному и смекалистому рабу суждено было взойти на трон предводителя мамлюков.
Наперекор казахской пословице «Плебею ханом не быть», кипчак Бейбарс семнадцать лет правил неродной страной, оставив яркий след в истории и памяти народа. Взяв власть, Бейбарс навсегда покончил с междоусобицами, которые имели место во дворце. В его владениях, куда входили земли Египта, Шама (современная Сирия, Ливан, Иордания, Израиль, Палестина, Ирак до Евфрата), средиземноморские крепости до Рума (современная Турция), утвердился строгий порядок. В
каждом городе появились мечеть и базар, внедрена канализационная система. Бейбарс с одинаковым успехом проявил себя в разных сферах деятельности, и мамлюкское государство процветало. На печати султана был изображен гордый барс.
В империи начинается подъем исторической литературы, создаются энциклопедии, реставрируются мечети, открываются учебные заведения.
Наивысшего расцвета достигает развитие ремесла и торговли. К мамлюкам стали приезжать купцы из разных стран.
Бейбарс – учредитель института государственной заботы о детях –сиротах, освободитель этнических тюрков на невольничьих рынках, почитатель ученых и богословов. Он не любитель сидеть на одном месте, потому его резиденции располагались в Шаме, Димашке и Халабе. Он часто выступал в походы, на поле брани бывал беспримерным храбрецом, имел обычай справедливо делить между воинами захваченную добычу. Во время маршей народ непременно выказывал ему свою горячую любовь и поддержку.
Современники, поданные султана и более поздние соотечественники оставили разноаспектные оценки. И, кроме образа мудрого политика, виртуозного дипломата и блистательного менеджера, в них раскрываются такие теплые грани, как, например, верный друг и заботливый отец.
В 1277 году Бейбарса отравил его визирь кыпчак Калауын, подсыпав яду в кумыс. Согласно последней просьбе султана, его похоронили в городе Дария. Как утверждают биографы, Бейбарс хотел закончить свои дни на родине, земле предков.
Президент Казахстана Н.А.Назарбаев проявил живой интерес к делу реставрации мечети Бейбарса в Каире.
В 2000 году в городе Атырау был воздвигнут памятник легендарному Султану Бейбарсу.
(По Б.Г. Нугману)
Задание 1. Заполните таблицу
1)Определите основную информацию текста.
2)Определите детальную информацию текста.
3)Определите подтекст.
Основная информация | Детальная информация | Подтекст |
| | |
| | |
| | |
Задание 2. Определите, истина или ложь содержится в данных утверждениях.
Утверждения | Истина | Ложь |
1. Имя данное при рождении- Бейбарс. | | |
2. Султан Бейбарс был кипчаком. | | |
3.Мамлюкское государство, которым управлял Бейбарс, занимало территорию современного Египта. | | |
4. На печати Султана Бейбарса был изображен лев. | | |
5.В 2000 году памятник Султану Бейбарсу установлен в Каире. | | |
Задание 3. Как вы понимаете следующее выражение: «Бейбарс – учредитель института государственной заботы о детях –сиротах, освободитель этнических тюрков на невольничьих рынках, почитатель ученых и богословов.»? Дайте развернутый ответ.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Говорение
Задание 4. Перескажите содержание текста, используя данные выражения. Оцените отношение автора к его герою. Выразите собственное отношение к личности Султана Бейбарса и его поступкам. При ответе пользуйтесь таблицей.
Правил неродной страной; оставив яркий след в истории и памяти народа; навсегда покончил с междоусобицами; утвердился строгий порядок; появились мечеть и базар; проявил себя в разных сферах деятельности; мамлюкское государство процветало; начинается подъем исторической литературы; создаются энциклопедии; реставрируются мечети; открываются учебные заведения; наивысшего расцвета достигает развитие ремесла и торговли;не любитель сидеть на одном месте; часто выступал в походы; имел обычай справедливо делить между воинами захваченную добычу; народ непременно выказывал ему свою горячую любовь и поддержку; мудрого политика, виртуозного дипломата и блистательного менеджера; верный друг и заботливый отец.
Черты характера | Отношение автора | Мое отношение |
| | |
| | |
| | |
| | |
Схема выставления баллов
Критерий оценивания | № задания | Дескриптор | Балл | |
Обучающийся | ||||
Демонстрирует понимание прослушанного текста продолжительностью до 5-8 минут, определяя основную и детальную информацию и подтекст. | 1 2 | Находит основную информацию. | 1 | |
Находит детальную информацию. | 1 | |||
Определяет подтекст. | 1 | |||
Определяет истинность 1 утверждения. | 1 | |||
Определяет истинность 2 утверждения. | 1 | |||
Определяет истинность 3 утверждения. | 1 | |||
Определяет истинность 4 утверждения. | 1 | |||
Определяет истинность 5 утверждения. | 1 | |||
Выявляет цель высказывания и отношение говорящего к событиям и героям, делая выводы. | 3 | Даёт развёрнутый ответ на вопрос. | 1 | |
Объясняет значение выражения. | 1 | |||
Определяет отношение автора к герою. | 1 | |||
Делает выводы. | 1 | |||
Пересказывает содержание текста, демонстрируя собственное понимание проблематики, оценивая позицию автора | 4 | Пересказывает содержание текста, используя словосочетания. | 1 | |
Определяет отношение автора к герою, демонстрируя достаточный словарный запас. | 1 | |||
Выражает собственное отношение к герою. | 1 | |||
Всего баллов | 15 |
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «История и личность»
Критерий оценивания | Уровень учебных достижений | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Демонстрирует понимание прослушанного текста продолжительностью до 5-8 минут, определяя основную и детальную информацию и подтекст. | Затрудняется в определении основной и детальной информации, истинных и ложных утверждений, демонстрирует непонимание содержания. | Допускает ошибки в определении основной и детальной информации, истинных и ложных утверждений. | Верно определяет основную и детальную информацию, истинные и ложные утверждения. |
Определяет цель высказывания и отношение говорящего к событиям и героям, делая выводы. | Затрудняется в определении цели высказывания, в выражении собственной точки зрения. | Определяет цель высказывания, испытывает затруднения при выражении собственной точки зрения. | Определяет цель высказывания, отношение автора к событиям и героям, выражает точку зрения, делает выводы. |
Пересказывает содержание текста, демонстрируя собственное понимание проблематики, оценивая позицию автора | Испытывает затруднения в пересказе содержания, затрудняется в выражении собственной точки зрения, не оценивает позицию автора. | Пересказывает содержание текста с некоторыми отступлениями, слабо понимает проблематику высказывания, затрудняется в оценке позиции автора. | Пересказывает содержание текста, демонстрируя отличное понимание проблематики высказывания, оценивая позицию автора. |