Файл: Дайте определение понятию культура речи. Можно ли сказать, что культурная и правильная речь это синонимы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По половой принадлежности животного или человека, которого называет слово: мсье – слово указывает на мужчину. Значит, род мужской.

По родовому нарицательному слову личных названий: Тбилиси (город, значит, род мужской).



10.Каковы общие требования, предъявляемые к документу как способу реализации письменной деловой речи?


К любому документу в любой стране предъявляются следующие общие требования: 1) достоверность; 2) актуальность; 3) аргументиро­ванность; 4) полно­та информации; 5) лаконизм (краткость) изложения.

1. Достоверность. Факты, приведенные в документе, должны быть правильно отобраны и тщательно проверены. В каждом факте должна содержаться только объективная информация, необходимая для конкретного случая.

2. Актуальность. Количество приводимых в документе фактов должно быть достаточным для подтверждения того или иного суждения, а сами факты – важны именно в данный момент и в данной ситуации.

3. Аргументированность. Любое деловое письмо и служебный документ должны быть аргументированными, т.е. убедительными. "Искусство убеждать" в деловой переписке особенно важно, так как оно обусловлено необходимостью приобрести заказчика или потребителя продукции, сторонника или единомышленника в деловых взаимоотношениях.

Основным условием придания аргументированности документу является доказательность. Правильно отобранные и точные факты, убедительные доказательства – то, что необходимо любому деловому служебному документу или деловому письму.

4. Полнота информации. Информация в деловой переписке не должна быть избыточной, здесь нет места повторам и сведениям, не имеющим прямого отношения к делу. Полнота информации – одно из главных условий, обеспечивающих практическую и правовую ценность документа.

11.Какие виды документов Вы знаете?


Документ - средство закрепления различными способами на специальном материале информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека.

1. По способу фиксации информации документы делятся на:

- письменные;

- графические;

- фото- и кинодокументы;

- электромагнитные.
12. Расскажите о морфологических нормах склонения имён числительных.

Морфологические нормы имен числительных

1. При склонении составных порядковых числительных изменяется их последняя часть, которая при склонении получает формы, совпадающие с формой полных прилагательных: первый, первого, первому и т.д. Остальная часть составного порядкового существительного остается неизменной при всех типах склонений, и какие-либо её изменения считаются морфологической ошибкой: в две тысячи втором году.
2. Каждая часть и каждое слово, из которого состоит составное и сложное количественное числительное, склоняется по отдельности: увиделся с двадцатью четырьмя одноклассниками.

3. Случаи, когда правильно употреблять собирательные числительные:

  1. с существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое братьев, трое мужчин, четверо парней.

  2. с существительными дети, люди: двое детей, четверо людей.

  3. с существительными, обозначающими детёнышей животных: трое щенков, семеро козлят.

  4. с существительными, имеющими форму только мн. ч.: пятеро суток.

  5. с существительными, обозначающими парные или составные предметы: двое очков, двое лыж.

  6. с местоимениями: нас двоих, их пятерых.
    4. Числительное обе употребляется только с существительными ж.р.: обе девушки, обе книги. С существительными м. р. и ср. р. употребляется форма оба: оба брата, оба слона.
    Морфологические нормы глаголов
    1. У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и некоторых других нет формы 1 лица ед. ч.
    2. Образование возвратных форм: встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных употребляется -сь), извините (нет возвратной формы).

    3. Образование форм повелительного наклонения: поезжай, помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг.

    4. Образование форм прошедшего времени: окреп, просох, намок (не окрепнул, просохнул, намокнул).






13.Расскажите о трудных случаях синтаксического управления.
14.Расскажите о правилах построения деепричастных оборотов. Приведите примеры.

Общее правило употребления деепричастного оборота звучит так: деепричастие и сказуемое должны обозначать действия одного и того же лица, то есть подлежащего. Это лицо выполняет два действия: одно основное, второе добавочное. Деепричастие легко должно заменяться на второй глагол, образовав однородный ряд сказуемых при одном подлежащем: сел, разложив учебники — сел и разложил; смотрел, улыбаясь — смотрел и улыбался.

НЕДОПОЛУЧИТЬ – НЕДОПОЛУЧАЯ. Деепричастный оборот (примеры предложений). Деепричастный оборот – это само деепричастие, а также все слова, которые с ним связаны (зависимые слова). Причем, количество этих слов неограниченно, может быть одно или несколько. Примеры деепричастных оборотов: она лежала на кровати, не открывая глаз. Ураган пронесся по городу, разрушив все, что попалось ему на пути.


15. Что называется литературным языком? Каковы основные признаки литературного языка?

Литературный язык – общенародный язык письменности, язык официальных и деловых документов, школьного обучения, письменного общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме (письменной и иногда устной), воспринимаемый носителями данного языка как образцовый. Русский литературный язык функционирует как в устной форме, так и в письменной форме речи.
Литературный язык нельзя отождествлять с языком художественной литературы. Это разные, хотя и соотносительные понятия.
Признаки литературного языка:

1) наличие письменности;

2) нормированность – достаточно устойчивый способ выражения, который выражает исторически сложившиеся закономерности развития русского литературного языка. Нормированность основана на языковой системе и закреплена в лучших образцах литературных произведений;

Система оценки языковых средств:

Правильно – неправильно (норма - ошибка). Пример: звонИт – звОнит.

Правильно – правильно. Пример: твОрог – творОг.

Правильно – допустимо (в словаре с пометкой разг., проф.). Пример: договОр – дОговор.

3) кодифицированность, т. е. закрепленность в научной литературе; это выражается в наличии грамматических словарей и других книг, содержащих правила использования языка;


4) стилистическое многообразие, т. е. многообразие функциональных стилей литературного языка;

5) относительная устойчивость;
16.В чем состоит смысл использования риторических знаний, умений, навыков в области вашей будущей профессиональной деятельности?

17.Перечислите основные жанры собственно научного стиля и дайте им характеристику.

Жанры научного стиля речи

Жанры научного стиля – это разновидности научных текстов, которые различаются по своей структуре и выполняемым функциям.

Существует несколько классификаций жанров научного стиля. Например: первичные и вторичные научные произведения или же жанры со свободной (статьи, рецензии) и с фиксированной структурой написания (диссертация).

Научный стиль речи: жанры собственно-научного подстиля

Основная функция данного подстиля заключается в определении и описании оригинальных результатов исследований, в изложении новых фактов, явлений и закономерностей.
К жанрам собственно-научного подстиля относятся:

Монография – научное исследование, посвященное одному конкретному явление, факту, вопросу или теме. Объем классического текста монографии составляет более 120 страниц формата А4. Это полноценный научный труд.

Научная статья – небольшое сочинение, в котором автор описывает результаты собственного исследования.
Диссертация – квалификационная работа, успешное выполнение которой необходимо для присвоения ученой степени. Объем: от 50 до 500 страниц. Оформляется в виде книги или переплетенной рукописи.

К жанрам данного подстиля также относятся доклады, сообщения, выступления.
Тексты собственно-научного подстиля имеют общую структуру написания, которая включает:

Название.

Вступление.

Основная часть.

Заключение.

18.Что такое реферат, курсовая работа, дипломная работа? К какому подстилю научного стиля относятся эти жанры?

К собственно-научному подстилю речи относятся доклад (сообщение, выступление), тезисы, статья, монография, курсовая, дипломная и диссертационная работы, научно-технический отчет. Это оригинальные (первичные) жанры научного стиля исследовательского характера.
Доклад – это один из видов монологической речи, публичное сообщение по определённому вопросу, содержание которого отражает суть вопроса или исследования и основано на использовании определенных данных.



Рефера́т — краткий доклад или презентация по определённой теме, где собрана информация из одного или нескольких источников. Рефераты могут являться изложением содержания научной работы. Слово «реферат» имеет латинские корни и происходит от слова «referre», что в буквальном переводе означает «докладывать, сообщать».
Курсовая работа — задание, которое выполняется студентами высших и средне-специальных учебных заведений, обычно на втором–третьем курсах (иногда и на первом курсе) в виде рефератов, на старших — в виде исследовательской работы.
Дипло́мная рабо́та (дипло́мный прое́кт) — один из видов выпускной квалификационной работы (ВКР) — самостоятельная итоговая творческая работа студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов, бакалавров и магистров, выполняемая ими на последнем, выпускном курсе.

19.Перечислите нелитературные формы национального языка. Дайте определения понятиям «территориальный диалект», «профессиональные и социальные диалекты», «просторечие».
Кроме литературного языка существуют также различные нелитературные языковые формы. К ним относятся:

1) Территориальные диалекты (народные говоры)– это разновидности национального языка, распространенные на определенных территориях и отличающиеся от литературного языка особенностями словарного состава, особенностями произношения, построения предложений. В зависимости от уровней языка диалектизмы бывают фонетические, лексические, грамматические и др.

2) Социальные диалекты (жаргоны)– это разновидности национального языка, используемые внутри определенных социальных групп людей, которые объединяются на основе общности профессии, возраста, интересов, рода занятий, социального положения, привычек и т.д. В рамках социальных диалектов выделяются:
– профессионализмы – слова и выражения, используемые людьми одной профессии. Для них характерна большая детализация в обозначении специальных понятий, орудий труда, производственных процессов и т.п.: лапки (кавычки – у полиграфистов), попортить шкурку (сделать разрез или инъекцию – у медиков) и др.;
– арго – речь низов общества, деклассированных групп и уголовного мира: плести кружева (обманывать – в воровском жаргоне);

– молодежный сленг. Некоторые ученые считают, что специфическую речь молодежи весьма условно можно отнести к жаргону, т.к. это языковое явление не имеет социальных корней (Л.А. Введенская). Слова зачастую применяются бездумно, неосознанно. Тем не менее, языковых единиц, употребляющихся в речи молодежи и отличающихся от общепринятой речевой нормы, достаточно много: бухач (алкоголик), пинцет (врач) и др.

В отличие от территориальных диалектов, жаргоны не обладают произносительными и грамматическими особенностями. Их специфику составляет особая лексика, особая фразеология (устойчивые словосочетания) и некоторые особенности словообразования.

3) Просторечие – это разновидность национального языка, не соответствующая нормам литературного словоупотребления, но не ограниченная ни территориальными, ни социальными рамками.

Среди просторечия выделяется два вида явлений:

1) явления, нарушающие собственно языковые нормы (нормы произношения слов, нормы образования форм слов, правила построения предложений): звонит (правильно – звонит), свекл а (правильно – свёкла); хранить уверенность в победу (правильно – хранить уверенность в победе) и т.п.;

2) явления, нарушающие морально-этические нормы, т.е. слова бранные, грубые: башка (вместо голова), карга (вместо старуха) и др.

20.Каковы функции и основные функциональные черты научного стиля русского литературного языка? Расскажите о языковых особенностях научного стиля (лексических, морфологических, синтаксических).

Лексические особенности научного стиля

Лексика — это совокупность слов, с помощью которых можно формировать и передавать знания о предметах и явлениях. В научном стиле для этого широко применяются имена существительные, причем в их прямом значении. Это различные абстрактные слова и термины, которые делятся на 3 категории:

нейтральные — часто используются во всех стилях (большой, белый, пять, десять, происходит, идет и пр.);

общенаучные — встречаются в разных областях науки (градус, сила, центр, энергия и пр.);

узкоспециальные — применяются в конкретной области науки.

В научном стиле нельзя использовать лексику экспрессивно-эмоционального характера. В качестве примеров можно привести слова «восхитительный», «воодушевить», «презираю», «сыночек». Кроме них, под запрет попадают эпитеты, метафоры, художественные сравнения и гиперболы.
В морфологии изучают словоформы — то, как склоняются и спрягаются слова. Если рассматривать с этой точки зрения научный стиль, то можно выделить следующие особенности:

Почти полное отсутствие глаголов в 1-м и 2-м лице единственного числа. Пример — думаю, думаешь. В художественных текстах глаголов в такой форме, наоборот, много.

Частое использование отглагольных существительных. Они помогают правильно отразить рассматриваемые в статье процессы и явления.