Файл: Дайте определение понятию культура речи. Можно ли сказать, что культурная и правильная речь это синонимы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Малое количество прилагательных. Используются только в составе терминов, имеют узкоспециализированное и очень точное значение. Никаких эпитетов и художественных определений.

Отсутствие восклицательных частиц и междометий. Они используются в художественных текстах, где важно вызвать у читателя эмоции. В научном стиле раскрывается суть явления и его связь с другими явлениями. Для этого не требуется использовать эмоционально окрашенные фразы.

Широкое применение цепочек слов в родительном падеже. Пример — «Установление зависимости длины волны рентгеновских лучей атома». Все существительные, начиная со 2-го, здесь представлены в родительном падеже.


Нау́чный стиль — функциональный стиль речи литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.

21.Каковы функции и основные функциональные черты официально-делового стиля русского литературного языка? Расскажите о языковых особенностях официально-делового стиля (лексических, морфологических, синтаксических).


Официально-деловой стиль речи применяется для написания и оформления документов в общественной, политической и экономической жизни страны. Этот стиль речи помогает в урегулировании правовых и деловых отношений между гражданами и государством во всех сферах жизни.

Морфологические особенности

·широкое употребление отглагольных существительных (усыновление, освидетельствование и др.); существительных, обозначающих профессии, должности, звания (бухгалтер, почтальон, майор и др.); названия людей по признаку, обусловленному каким-либо действием или отношением (работодатель, свидетель, заказчик и др). (Примечание: во избежание неточностей, существительное не заменяется местоимением и повторяется даже в рядом стоящих предложениях);

·местоимений 3 лица (2 и 1 лицо не используются);

·активное употребление инфинитивов;

·кратких прилагательных со значением долженствования (должен, обязан, подотчетен, необходим);

·отыменных предлогов (в целях, в ходе, во избежание, по линии, на предмет и др.);
Синтаксические особенности

·употребление инфинитивных и безличных конструкций со значением долженствования (Принятые общим собранием решения должны быть выполнены к концу второго квартала);


·пассивных конструкций (Оплата гарантируется; Запрос получен);

·осложнение простых предложений многочисленными обособленными оборотами, однородными членами, часто выстраивающимися в длинную цепь пунктов, что влечет за собой увеличение размеров предложения до нескольких сотен словоупотреблений (до 2000 слов и более);

·преобладание союзных связей над бессоюзными;

·преимущественное использование косвенной речи

Лексические особенности

использование профессиональной (например, дипломатической, юридической, бухгалтерской и др.) терминологии (протокол, контракт, санкция и т.п.);

·канцеляризмов (нижеподписавшийся, вышеозначенный, запротоколировать);

·штампов (за отчетный период).

Не используется эмоционально-окрашенная и разговорная лексика.

22.Каковы функции и основные функциональные черты публицистического стиля русского литературного языка? Расскажите о языковых особенностях публицистического стиля (лексических, морфологических, синтаксических).

Морфологические нормы публицистического стиля во многом определяет возможность сочетания книжного и разговорного.

1. Употребление формы единственного числа имён существительных в значении множественного: Жилищно-коммунальная реформа ударила по карману налогоплательщика

2. Формы множественного числа существительных: отцы, деды, ветераны, народы, власти – употребляются в значении совокупности

3. Преобладает родительный падеж существительных: обострение обстановки, разрядка напряженности, партия власти, реформа образования, министр здравоохранения;

4. Временные формы глагола употребляются в равной мере;

5. С целью активизации внимания адресата часто используются формы повелительного наклонения: смотрите, вспомните, давайте обсудим и т.п.; Голосуйте за нашего кандидата! Продолжение читайте в следующем номере журнала.

6. Объективности изложения материала способствуют формы страдательные формы глаголов: обстановка накаляется, военная напряженность обостряется;

Синтаксические нормы публицистики связаны с необходимостью сочетания экспрессии и информационной насыщенности:

1. В публицистическом стиле употребительны эмоционально и экспрессивно окрашенные конструкции: восклицательные предложения, риторические вопросы, предложения с обращениями, повторами; назывные предложения;

2. Используются расчлененные конструкции, т.е. такие конструкции, в которых какая-нибудь структурная часть, будучи связана с основным текстом, вычленяется – позиционно и интонационно – и располагается либо в препозиции, либо в постпозиции: На сегодняшний день в стране сложилась ситуация, когда нет такого товара, который не был бы в дефиците. Что привело к этому? Где выход?


3. Обратный порядок слов в предложении (инверсия): Это политика близорукая.

4. Введение в авторский текст прямой речи.

5. Вопросно-ответные конструкции как действенная форма оживления речи: Разве Пушкин объяснялся без конца в любви к народу? Нет, он писал для народа (Р. Гамзатов)

6. Важную стилеобразующую функцию выполняют заголовки: от них во многом зависит, обратит ли читатель внимание на данный текст. Поэтому заголовки одновременно являются рекламой. Они могут быть подчеркнуто утвердительными или лозунгово-призывными, содержать вопрос, выражать оценочно-волевое начало, звучать иронически и т.п. («Почему в России женщины живут дольше мужчин?»). С целью привлечения внимания заголовки могут иметь заведомо лживую информацию.

7. Эллиптические предложения (безглагольные фразы): Банки – не только для банкиров;

8. Употребление коротких предложений – рубленая проза;

Лексические особенности. Для языка СМИ характерен полистилизм — возможность использования языковых средств, различных по стилевой принадлежности: книжных слов, поэтизмов, с одной стороны, и разговорной лексики на грани просторечия и даже за гранью, с другой.

23.Каковы основные стилистические черты разговорной речи?


Разговорный стиль речи – это функциональный стиль, главной задачей которого является непосредственная передача информации в неформальной обстановке чаще всего в устной форме (исключением могут быть записи в дневнике, записки, личные письма).

К характерным чертам разговорного стиля речи относятся:

Устная форма речи.

Неофициальность и непринужденность.

Эмоциональность (в виде живой реакции на слова и поступки людей).

Конкретность.

Простота и обыденность содержания.

Употребление разговорной лексики с просторечной окраской.


эмоциональность, образность, конкретность, простота речи

24.Каковы правила создания документов? Что такое реквизиты?


Реквизиты — обязательные сведения в договоре, акте и любом другом документе. К ним относится информация об адресанте и адресате, название документа, дата, подпись и список приложений.

Реквизиты документа бывают двух видов: Постоянные, это те реквизиты, которые установлены для типового формуляра данного типа документов, например, характерные для деловых писем, приказов, актов, платежных поручений. Переменные, реквизиты, указываемые на типовом формуляре, характерные для конкретного распорядительного документа, сделки или бизнес-ситуации.

Кроме того, реквизиты подразделяются на:

основные реквизиты документов — они в обязательном порядке должны быть указаны на формуляре и без которых данный документ не будет иметь юридической силы;

дополнительные реквизиты документа — это второстепенные информационные поля, уточняющие те сведения, которые указаны в основных реквизитах документов


25.В чем состоит смысл предварительной подготовки речи?

Подготовка речи – важное и ответственное дело в деятельности оратора. Прав Д. Карнеги, утверждавший, что «многие совершают роковую ошибку, не удосуживаясь подготовить свою речь».

Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории. Но при подготовке публичной речи следует учитывать и некоторые общие методические установки.

Классическая риторика выделяла пять основных этапов разработки публичной речи:

1) инвенция – изобретение, создание речи, систематизация её содержания и используемых в ней доказательств;

2) диспозиция – расположение, деление речи на вступление, изложение, разработку и заключение;

3) элокуция – языковое оформление речи, отбор слов и выражений, тропов и риторических фигур;

4) мемориа – запоминание будущей речи;

5) акцио – произнесение речи.

В современных риториках рассматриваются следующие этапы подготовки к конкретному выступлению:

Выбор темы и определение целевой установки. Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. Если тема речи задана, то оратору необходимо её конкретизировать и уточнить. Если тема выбрана самим оратором, то он должен исходить из личного опыта и знаний по выбранной теме. При этом он должен учитывать собственные интересы и интересы своих слушателей.