Файл: Работа защищена с оценкой.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, предприятию необходимо иметь материалы.

Материалы - собирательный термин, обозначающий разнообразные вещественные элементы производства, используемые главным образом в качестве предметов труда [15,с. 112]

Основные материалы — это продукты обрабатывающей про­мышленности, получаемые в процессе обработки исходного сырья. Основные материалы образуют материально-вещественную основу производимого продукта, входят в его состав, а вспомогательные используются лишь в процессе производства.

Вспомогательные материалы служат для придания определен­ных качеств новому продукту. Также вспомогательные материалы применяются на предприятиях в целях обес­печения нормальных условий процесса производства (отопления, ос­вещения), содержания в порядке и обслуживания производственного оборудования (смазочные и обтирочные материалы) и т. п.

В учетной политике предприятия по учету материальных ценностей должна содержаться следующая информация:

— применяемые методы оценки;

— возможные последствия изменений применяемых методов;

— влияние отдельных ситуаций (в случае превышения факти­ческой себестоимости приобретенных запасов над ценой возможной реализации или уменьшения продажных цен, мо­рального устаревания и пр.) на финансовые результаты орга­низации;

— стоимость переданных в залог материалов;

— способы погашения первоначальной стоимости материалов [16].

Важнейшей предпосылкой эффективной организации учета материальных ценностей является их оценка.

Стоимость материалов может отражаться в бухгалтерском учете по фактической себестоимости. (рис. 2).

Фактическая себестоимость приобретенных материально-производственных запасов, складывается из: сумм, уплачиваемых поставщику, расходов по содержанию заготовительно-складского аппарата и других затрат, непосредственно связанных с приобретением материалов [22].

Таким образом, материалы – один из важнейших элементов, используемых в производственном цикле любой организации. Представляют собой предметы труда и необходимы для производства продукции, работ, услуг, для хозяйственных нужд организации. Их особенность состоит в том, что он способны полностью потребляться в каждом цикле и полностью переносят свою стоимость на вновь созданную продукцию (материалы являются оборотными активами, потребляются в процессе производства, переносят свою стоимость на готовую продукцию).



Рисунок 2 - Фактическая себестоимость материалов
В связи с тем, что номенклатура учитываемых материалов в ряде организаций достигает нескольких тысяч наименований, их учет является достаточно сложным и трудо­емким. Особую сложность представляют оперативный учет и конт­роль, за использованием материалов в производстве.

К нормативной базе бухгалтерского учёта по учёту материалов относится целый комплекс норм, нормативов и инструктивных документов, на основании которых ведётся бухгалтерский учёт и оценка материалов, происходит отчисление налогов и выполняются другие расчёты.

Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 06.12.2011 N 402-ФЗ (в ред. 2021 г.) определяет правовые основы бухгалтерского учёта, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности. Статья 11 определяет порядок оценки имущества, приобретённого за плату и изготовленного в собственном производстве.

Гражданский кодекс Российской Федерации гл.30 регламентирует взаимоотношения сторон, связанные с поставкой материалов на договорной основе, гл.31 регулирует взаимоотношения сторон по договору мены.

Положение по бухгалтерскому учёту «Запасы»ФСБУ 5/2019 утверждённое приказом Минфина РФ от № 44н конкретизирует правила формирования в бухгалтерском учёте информации об материалах.

План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н (в ред. 2010 г.) определяет правила отражения в бухгалтерском учёте операций по приобретению материалов на синтетических счетах 10, 14, 15, 16, 19, 60, 71, 76 и открываемых к ним субсчетов, а также раскрывает их структуру и назначение.

Материалы приходуются в соответствующих единицах измерения (весовых, объёмных, линейных, числовых). Если материалы поступают в одной единице измерения, а расходуются в другой, то они учитываются одновременно в двух единицах измерения. При отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными разрешается осуществлять оприходование материально-производственных запасов без выписки приходного ордера. В этом случае на документе поставщика проставляют штамп, в оттисках которого содержаться основные реквизиты приходного ордера. Количество первичных документов при этом сокращается.


    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Документальное оформление наличия, движения материальных ценностей


Несмотря на то, что согласно федеральному закону от 06.12.2014 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации могут использовать самостоятельно разработанные формы первичных документов, многие предприятия используют унифицированные, о чем прописано в учетной политике. Работник склада на основании первичных документов о приемке материалов делает запись в карточку учета материальных ценностей, в которой ведется их количественный учет. Схема документооборота по учету материальных ценностей представлена на рис. 3. В соответствии с графиком документооборота заведующий скла­дом сдает в бухгалтерию отчет о движении материальных ценностей. После его проверки формируется информация о поступлении их с учетом номенклатурных номеров, складов, мате­риально-ответственных лиц, а также общая сумма издержек по при­обретению в разрезе счетов первого и второго порядков. Данная вы­ходная информация по приходу представлена в виде Ведомости при­хода материалов по складам и Сводной ведомости прихода матери­алов по организации. На основании этих учетных регистров осуществляется синтетический учет поступления материально-производственных запасов.

Обороты по поступлению и выбытию материалов за отчетный месяц вместе с суммами отклонений в целях проверки правильности произведенных записей сверяются с соответствующими показателя­ми документов в 1С.

Отпуск материалов в производство осуществляется непосредственно из кладовых на рабочие места, исходя из установленных норм согласно технологическим кар­там на отдельные виды изготавливаемой продукции и планируемых объемов ее выпуска. Первичными документами по расходу материально-производствен­ных запасов являются: лимитно-заборная карта, требова­ние-накладная и накладная на отпуск материалов на сто­рону.


Рисунок 3 - Схема документооборота по учету материальных ценностей

Для переноса итоговых записей в регистры синтетического учета и непосредственно в Главную книгу применяется отчет «Движение материалов в денежном выражении», в ней указывается в разрезе групп и складов расход материалов по направлениям затрат, на сторону с указанием корреспондирующих счетов, поступление материалов из различных источников, внутренние перемещения только в денежном выражении и с указанием субсчетов. По каждому складу и группе материальных ценностей выводится суммовой итог в денежном выражении движения и остатков материальных запасов [15].


Для обобщения информации о расходе материалов на сторону служит отчет «Итоги по реализации», в ней расписаны реализуемые материалы в денежном и натуральном выражении в разрезе дебетуемых счетов.

Все бухгалтерские операции месяца по расходу материалов на производственные и хозяйственные нужды собираются в отчете «Расход материалов по направлениям затрат» с указанием субсчетов и аналитики, на ее основе составляются данные для Главной книги.
    1. Синтетический и аналитический учет наличия и движения материальных ценностей в предприятиях.


Учет поступления и выбытия материалов ведется на счете 10 «Материалы». К данному счету могут быть открыты субсчета, представленные на рисунке 4. При поступлении материалов дебетуют материальный счёт 10 «Материалы», а кредитуют: счёт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»; счёт 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам»; счёт 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами»; счёт 71 «Расчёты с подотчётными лицами»; счёт 23 «Вспомогательное производство»; счёт 20 «Основное производство» и др.


Рисунок 4 - Субсчета к счету 10 «Материалы»

При организации учета материалов по фактической себестоимости приобретения (заготовления) по дебету счета отражаются все затраты на приобретение полученных материалов в корреспонденции со счетами (60,71,23,20 и др.) Поступившие материалы приходуются на каждом аналитическом счете по фактической себестоимости или по покупной цене.

В зависимости от принятой организацией учетной политики поступление материалов может быть отражено с использованием счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" или без использования их.

В случае использования организацией счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" на основании поступивших в организацию расчетных документов поставщиков делается запись по дебету счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и кредиту счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и т.п. в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов в организацию. При этом запись по дебету счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" производится независимо от того, когда материалы поступили в организацию - до или после получения расчетных документов поставщика.