Файл: Первичная консультативная встреча.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Первичная консультативная встреча.

 История 1. Мария, 54 года, домохозяйка. В течение трех месяцев не может прийти в себя – постоянно плачет, плохо спит, «все валится из рук», головные боли, потеря аппетита, колебания давления, «исхудала вся». Причина – из семьи ушел муж, заявив, что у него появилась другая женщина. Обращалась к невропатологу, поставил диагноз «невроз», выписал успокоительные. Лекарства не помогают.




Ошибки консультанта

Версия слушателя

Консультант: Присаживайтесь, пожалуйста.

Клиентка: (садится в кресло, на самый краешек). Спасибо.

Консультант: Да Вы садитесь поудобнее, располагайтесь. Сразу хочу  предупредить – у нас с Вами в запасе 50 минут, так что давайте сразу приступим к делу. После Вас у меня еще два человека назначено. Итак, что Вас беспокоит?

 Консультант не поздоровался, не представился. Игнорирует робость и стеснение клиентки. Ведет себя суетливо, торопит клиентку.

Консультант: Добрый день, Мария Степановна. Меня зовут Игорь Борисович. Проходите, присаживайтесь.

Клиентка: (садится в кресло, на самый краешек). Спасибо.

Консультант:(спокойным доброжелательным тоном)Мария Степановна, расскажу немного о себе и о процессе консультирования. Я психолог –консультант. Мы обсудим вашу ситуацию. Я помогу вам услышать и понять себя. Вместе с Вами мы постараемся найти выход из сложившейся ситуации. В нашем распоряжении 50 минут.

Расскажите, какие трудности привели вас сюда?


Клиентка: Голова болит, плохо сплю, аппетита нет, исхудала вся.

Консультант (смотрит на клиентку оценивающе): Да, что-то Вы бледненько выглядите.   

Астенизированы. Наверное, на свежем воздухе редко бываете?

 Консультант делает необоснованные выводы.

Клиентка: Голова болит, плохо сплю, аппетита нет, исхудала вся.

Консультант: (с сочувствием) похоже, что вам сейчас действительно нелегко. Расскажите о том, как обычно проходит ваш день (сколько времени вы уделяете сну, как обстоят дела с физической активностью, как часто вы бываете на свежем воздухе)? Бывает ли у вас свободное время, как предпочитаете его проводить?

Клиентка: Да нет, гуляю каждый день перед сном.

Консультант:  Похоже, у Вас соматоформный невроз, а Вы к врачу обращались?


Консультант ставит и озвучивает диагнозы. Это не в его профессиональной компетенции.

Клиентка: Да нет, гуляю каждый день перед сном.

Консультант (кивая): Да, это важно – уделять хотя бы немного времени себе.Как давно возникли у вас головные боли, нарушения сна и аппетита? С чем вы связываете их возникновение? Обращались ли вы с этими жалобами к другим специалистам, получали ли от них какие-либо рекомендации?

Клиентка: Да, таблетки мне пить назначил и витамины.

Консультант: И что, помогает?

Клиентка: Не очень.

Консультант: А может быть у Вас уже климакс? С месячными как?

Клиентка:Путаются иногда.

Консультант: Тогда Вам к гинекологу-эндокринологу надо.


 Консультант дает совет.

Клиентка: Да, таблетки мне пить назначил и витамины.

Консультант: Я правильно понимаю, что вы не получили желаемого эффекта, лекарства не помогают?

Клиентка: Да, не очень.

Консультант: Расскажите, что помогает вам справляться в особенно тяжелые дни, что обычно делаете для облегчения своего состояния? Есть ли у вас близкие люди, с которыми вы можете обсудить вашу ситуацию?


Клиентка (с раздражением в голосе): Извините, как Вас там?  Я вообще-то не за этим пришла, мне совет нужен, как жить дальше.

Консультант:Простите великодушно, забыл представиться, Игорь Борисович,

А Вас эээ…(заглядывает в блокнот). Мария Степановна? Как   же я так…(смущенно) надо было сразу познакомиться…Давайте, рассказывайте. Разрулим Вашу проблему.

 Обесценивает состояние клиентки и ее ситуацию.

Клиентка (с раздражением в голосе): Извините, как Вас там?  Я вообще-то не за этим пришла, мне совет нужен, как жить дальше.

Консультант:Хорошо, я дам вам рекомендацию, как поступить, но для этого, нам обоим надо как следует во всем разобраться. И мы будем, возможно, не одну сессию разбираться в вашей ситуации до тех пор, пока не возникнет абсолютная ясность в понимании этой самой ситуации. Ясность эта возникнет не только у меня, но одновременно и у вас, потому что мы будем это делать вместе. Тогда я буду готов дать совет, хотя это, скорее всего, не потребуется, вы сами уже будете знать, что делать.

Клиентка (встает с кресла).Нет, я, пожалуй, пойду. Дел много. Как-нибудь в  другой раз.

Консультант(разводит руками)Ну вот! И зачем приходила?  А ведь я пытался  ей помочь… Заходите, кто там следующий.  

Показывает незначимость клиентки, приглашая следующего клиента, пока она еще не ушла.

Клиентка (встает с кресла).Нет, я, пожалуй, пойду. Дел много. Как-нибудь в  другой раз.

Консультант: Конечно, вы можете принять решение уйти. Это ваше право, ваш выбор. Я уважаю ваше решение, и выражаю благодарность за откровенность.

При этом мои двери остаются для вас открыты. Когда вы почувствуете в себе силы продолжить, я буду рядом, буду готов сопровождать вас в этом.

История 2.Инга, 19 лет, студентка музыкального училища. Выписана из психиатрической больницы, куда поступила третий раз. Две предшествующие госпитализации были связаны с попыткой суицида – вскрывала себе вены, пыталась выброситься из окна прямо во время занятий. Прижигала на своем теле сигареты. Причиной поступления послужила агрессия к молодому мужчине на улице, который шел за ней следом. Внезапно почувствовала с его стороны опасность. Быстро повернулась, сняла с ноги туфлю и острым каблуком ударила ему в лицо. Объяснила поступок тем, что такая же ситуация была, когда ее изнасиловали в 12 лет. Тогда она не смогла за себя постоять – шла по улице, а за ней тащился мужик, затащил в кусты, никто не помог. Теперь старается  проявлять бдительность и всех мужчин ненавидит.

Из анамнеза известно, что живет с матерью, нежеланный   ребенок, от которого мать еще во время беременности пыталась избавиться.   Отклонения в поведении начались в младшем школьном возрасте, была изгоем,  конфликтовала с учителями, давала бурные аффективные вспышки. Самостоятельно научилась играть на флейте, имеет абсолютный слух, в училище говорят, что у нее большой талант, «когда играет, выкладывается вся, горит».


Консультант: Проходи, садись. Тебя Ингой зовут? А меня – Сергеем Сергеевичем. 

Представляюсь: дипломированный психолог, психотерапевт.

 Самолюбование консультанта.

Консультант: Инга, добрый день. Проходи, пожалуйста, присаживайся. Меня зовут Сергей Сергеевич, я психолог.

Инга, я хотел бы рассказать тебе о том, как будет походить наша встреча: мы обсудим твою ситуацию и вместе постараемся найти из нее выход.

Клиентка: Знаю я этих долбанных психологов, повидала уже на своем веку. Опять душу выворачивать будете, а у меня там нет ничего, пусто! Понял, болван ты этакий!

Консультант: Я не позволю со мной так обращаться, твой тон для меня оскорбительный. К тому же я старше тебя как минимум в два раза.

 Непринятие эмоций клиента. Консультант занял оборонительную позицию.

Клиентка: Знаю я этих долбанных психологов, повидала уже на своем веку. Опять душу выворачивать будете, а у меня там нет ничего, пусто! Понял, болван ты этакий!

Консультант:  Инга, я вижу, что тебе нелегко, много через что пришлось пройти в жизни, и сейчас совсем не хочется, чтобы кто-то лез в душу. И все же, для того, чтобы я максимально мог помочь тебе в твоей ситуации, я прошу называть меня Сергеем Сергеевичем.


Клиентка: Ты еще про  свои регалии мне расскажи, про сертификаты!

Консультант: Да, я учился у ведущих психотерапевтов с мировым именем и знаю себе цену.

 Консультант поддался на провокативную фразу клиентки.

Клиентка: Ты еще про  свои регалии мне расскажи, про сертификаты!

Консультант: Инга, мы же здесь не для того чтобы обсуждать меня. Давай поговорим о тебе.

Ты сейчас употребляешь в мой адрес не самые лестные выражения, мне кажется, что за этим стоит страх. Что скажешь?

Как думаешь, для чего ты здесь? (вывод на запрос)

Правильно ли я понимаю, что у тебя есть некоторые трудности в общении с другими людьми?

Клиентка: Да толку-то. Только деньги загребать и умеешь!

Консультант: Знаешь что, Инга? Меня попросили с тобой поработать, потому что у меня есть опыт. Тот парень, которому ты лицо попортила, собирается подать на тебя в  суд.  А твой диагноз – пограничное расстройство личности, – тебя от ответственности  не спасет. Придется, скорее всего, твоей мамаше выложить ему кругленькую сумму за лечение и моральный ущерб.

 Снова поддался на провокацию, угрожает клиентке.

Клиентка: Да толку-то. Только деньги загребать и умеешь!

Консультант: Инга, я вижу, что сейчас происходит что-то значимое для тебя, расскажи мне о себе подробнее, я очень хочу тебя понять.

Ранее ты упомянула «пустоту» в душе. Расскажи о ней, когда ты особенно остро ее чувствуешь, как справляешься с этим ощущением? Может быть, тебе помогает твой музыкальный талант, твоя игра на флейте?


Клиентка: Ненавижу ее, суку!

Консультант: Нельзя так говорить, она же твоя мать!

Клиентка: А мне можно, она этого заслужила.

Консультант: Давай пока оставим эту тему и договоримся, что ты будешь приходить ко мне на сеансы два раза в неделю. Соблюдать все рекомендации. И хорошенько подумай над своим поведением.

 Обесценивание эмоций клиента, консультант «поучает», навязывает свои услуги.

Клиентка: Ненавижу ее, суку!

Консультант: Инга, я вижу, сейчас в тебе бушует злость.Расскажи мне о своих отношениях с мамой.

Клиентка: А мне можно, она этого заслужила.

Консультант: Я понимаю, что твое детство прошло без любви, без сочувствия, без человека, который в полной мере заботился бы о тебе и понимал бы тебя. Это очень, очень тяжело, потому что базовые потребности детей, кроме еды и одежды, состоят в любви и заботе. Неудивительно, что тебе сейчас трудно осознавать свое эмоциональное состояние и управлять своими чувствами.

Клиентка (иронично): Я подумаю. Мне можно идти?

Консультант: Да, и вот ещё: на досуге заполни эти тесты.


Консультант не видит, что клиентка не то что не в контакте, а уже даже практически вышла из кабинета. Контакт установлен не был, тесты она заполнять не станет.

Клиентка (иронично): Я подумаю. Мне можно идти?

Консультант: Я понимаю, что ты торопишься покинуть кабинет, но у меня к тебе еще буквально пара вопросов. Это займет не более 5 минут.