Файл: Урока в 11 классе по теме Гидролиз.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новоспасская средняя общеобразовательная школа

Барабинского района Новосибирской области

Технологическая карта урока в 11 классе по теме «Гидролиз» с использованием заданий функциональной грамотности и оборудованием «Точки роста»

Учитель: Шутова Наталья Владимировна,

учитель биологии и химии МКОУ Новоспасской СОШ

2022г

Цель: сформировать представление о гидролизе солей и о значении гидролиза в природе, народном хозяйстве, повседневной жизни человека.

Задачи:

Образовательные: 1) дать знания о процессе гидролиза солей.

2) Совершенствовать умение объяснять реакцию среды раствора присутствием соответствующих ионов.

3) Дать представление о практическом значении гидролиза в природе, народном хозяйстве, повседневной жизни человека.

Развивающие:развивать:

1) учебно-информационные навыки: умение извлекать информацию из устного сообщения, справочных таблиц, наблюдаемых процессов;

2) учебно-логические: умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы, формулировать определения понятий;

3) учебно-организационные: организовывать самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений.

Воспитательные:1) совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения, развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность.

2) Продолжить формирование убеждения учащихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире.

Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный

Формы организации деятельности: работа в парах

Личностные результаты обучающихся

  • формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной символических формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного теста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.


Метапредметные результаты

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;

  • организация учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

  • развитие теоретического мышления на основе формирования устанавливать факты, различать причины и следствия.

Предметные результаты

  • обучающиеся должны знать: основные понятия (гидролиз, классификация солей по силе кислоты и основания их образующих, среда раствора, типы гидролиза, практическое значение гидролиза в природе и жизни человека;

  • предсказывать и объяснять изменение среды раствора, определять характер среды растворов солей по их составу;

  • уметь пользовать опорными знаниями, составлять конспект урока;

  • уметь проводить химический эксперимент, работать с таблицами, справочным материалом, дополнительной литературой.

Мотивация обучающихся на уроке: В классе наблюдалась высокая когнитивная мотивация, обучающиеся знают правила поведения и принимают участие во всех видах деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

познавательные

регулятив

ные

коммуникатив

ные

личностные

1

2

3

4

5

6

I этап. Организационный этап.

Приветствует учащихся и проверяет готовность учащихся к уроку.

“Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, фиолетовая. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Фиолетовый цвет – вы спокойны, и хотите узнать, что будет происходить на уроке. Синий цвет – вы хотите узнать что-то новое". Спасибо! Надеюсь, что сегодня на уроке все будут хорошо работать и к концу урока у всех будет хорошее настроение!

Полоски приклеиваем на пробирки, какие ассоциации у вас возникают с этими цветами.

Верно, так изменяет окраску индикатор лакмус в разных средах: в щелочной – он синий, в кислой – красный, в нейтральной – фиолетовый.


Осуществляют само­проверку готовности к уроку, отвечают на вопрос учителя об изменении цвета индикатора лакмуса в разных средах.













II этап. Актуализация знаний, постановка проблемы и цели урока

1. Постановка проблемы.
Сегодняшний урок начнём с написания реакции к задаче, текст которой вы видите на своих столах.

При сливании раствора, содержащего 5 моль хлорида железа(III),с избытком раствора кальцинированной соды (Na2CO3 ) выделяется газ и выпадает осадок. Определите массу выпавшего осадка.



Ребята решают задачу и приходят к выводу, что в данном случае идёт гидролиз солей.

Выступают с сообщениями о роли и практическом применение гидролиза
Формулируют цель урока.



Давать определения понятиям, обобщать понятия, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.

Слушать, дополнять, уточнять ответы одноклассников.

Включаются в урок во взаимодействии с учителем.

Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.


Планирование учебного сотрудничества.


Принимать единство естественнонаучной картины мира.

III. Основной этап урока

Объясняет ребятам, правила квест – игры, знакомит их с помощниками на станциях.


Работают на станциях.

1 станция Теоретическая
ЗАДАНИЯ К ДИДАКТИЧЕСКОЙ КАРТЕ «ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ»:
Укажите формулы сильных кислот
Укажите формулы слабых кислот
Укажите формулы сильных оснований
Укажите формулы слабых оснований
Укажите формулы солей-электролитов
В растворах каких веществ лакмус приобретет красный цвет?
В растворах каких веществ лакмус посинеет?
Укажите формулы солей, образованных сильной кислотой и слабым основанием

Укажите формулы солей, образованных слабой кислотой и сильным основанием

Укажите формулы солей, образованных сильной кислотой и сильным основанием

Укажите формулы солей, образованных слабой кислотой и слабым основанием
ДИДАКТИЧЕСКАЯ КАРТА «ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ»:


1 группа

2 группа

3 группа

HNO3

Al(OH)3

H2CO3

NaOH

HI

HCL

Mn(OH)2

LiOH

NH4OH

H2SO4

BaCl2

H2CO3

Na2SO3

H2SO3

Mg(NO3)2

H3PO4

(NH4)2SO4

Na2S

NH4OH

NaOH

FeSO3

CaCl2

HCl

Al(OH)3

MgCO3

LiBr

HgSO4

H2S

Ni2(PO4)3

LiOH


2 станция Практическая

Лабораторные опыты: Na2CO3 , ZnSO₄, Na₂SO₄ + фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый
Заполняют таблицу.

3 станция Точка роста

Задание: Определить при помощи оборудования точки роста рH солей

Инструктивная карточка


  1. Возьмите стаканчик с раствором соли сульфата натрия и измерьте рH среды при помощи цифровой лаборатории Releon датчиком рH.

Запишите данные в таблицу.

  1. Возьмите стаканчик с раствором соли карбоната натрия и измерьте рH среды при помощи цифровой лаборатории Releon датчиком рH.

Запишите данные в таблицу.

  1. Возьмите стаканчик с раствором соли сульфата цинка и измерьте рH среды при помощи цифровой лаборатории Releon датчиком рH.

Запишите данные в таблицу.
4 станция Функциональная грамотность
Криминальная история с гидролизом

Цианид калия (KCN)— один из самых сильных ядов, и химики хранят его обязательно под замком. Но однажды утром лаборант, вынув из сейфа банку с надписью «kcn», обнаружил, что крышки нет, характерный слабый запах миндаля исчез, а между тем объём содержимого не уменьшился... Анализ показал, что вещество в банке — вовсе не цианид калия.

Кто виноват в пропаже и стоит ли искать похитителя ядовитого цианида?

5 станция ЕГЭ 2023

Для выполнения задания используйте следующие справочные данные.

Концентрация (молярная, моль/л) показывает отношение количества растворённого вещества (n) к объёму раствора (V).

pH («пэ аш») — водородный показатель; величина, которая отражает концентрацию ионов водорода в растворе и используется для характеристики кислотности среды.



  1. Для веществ, приведённых в перечне, определите характер среды их водных растворов, имеющих одинаковую концентрацию (моль/л).

1) нитрат бария

2) карбонат натрия

3) серная кислота

4) сульфат железа(III)

Запишите номера веществ в порядке возрастания значения pH их водных растворов.

Ответ: 3412.

  1. Для веществ, приведённых в перечне, определите характер среды их водных растворов, имеющих одинаковую концентрацию (моль/л).

1) сульфат калия

2) сульфат алюминия

3) гидроксид лития

4) гидроксид аммония

Запишите номера веществ в порядке возрастания значения pH их водных растворов.

Ответ: 2143.


Выбор наиболее эффективных способов выполнения работы с соблюдением правил техники безопасности.

Проводят наблюдение, анализ, выдвигают предположения и осуществляют их экспериментальную проверку.


Выполнение лабораторной работы.

Планирование учебного сотрудничества в группе для выполнения лабораторной работы.

Дать обоснованный аргументированный ответ.

Воспитание целеустремленности, трудолюбия.

Проявление устойчивого интереса к поиску решения проблемы

IV. Этап закрепления новых знаний и способов действия.

Подводят итоги работы на станциях

Рассказывают о работе на станциях, делают выводы

Выбор наиболее эффективного решения задания.

Осуществление самоконтроля, усвоения нового материала.

Оценивание своей работы и работы своих одноклассников.

Формирование навыков самоконтроля.

VII. Этап информации о домашнем задании.

1. Предоставить ответы на вопросы в письменном виде:

1) Щелочи растворяют жиры. Почему при стирке добавляют поташ или соду?

2) Почему нельзя хранить раствор соды в оцинкованной или алюминиевой посуде?

2. Составить рассказ о значении гидролиза в природе, народном хозяйстве, повседневной жизни человека.

Слушают пояснения учителя, и записывают домашнее задание.

Выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы, последующая рефлексия выбранных способов.


Работая по предложенному алгоритму, использование наряду с основными и дополнительные средства.




Мотивация на решение проблемы.

VIII. Этап рефлексии.

Подводит учащихся к выводам по итогам работы на уроке:

1. Что вы нового узнали на этом уроке?

2. Чему вы научились сами и чему сможете научить других?

3. С каким настроением вы заканчиваете урок?

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). Приклеивают цвет своего настроения на пробирку.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.


Умение оценить степень успешности своей образовательной деятельности. Самостоятельно осознавать причину своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Сотрудничество учителя и обучающихся; освоение разных способов коммуникаций.


Формирование навыков самооценки и самоорганизации деятельности. Умение давать оценку своим личностным качествам и определять направление своего развития.