ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новоспасская средняя общеобразовательная школа
Барабинского района Новосибирской области
Технологическая карта урока в 11 классе по теме «Гидролиз» с использованием заданий функциональной грамотности и оборудованием «Точки роста»
Учитель: Шутова Наталья Владимировна,
учитель биологии и химии МКОУ Новоспасской СОШ
2022г
Цель: сформировать представление о гидролизе солей и о значении гидролиза в природе, народном хозяйстве, повседневной жизни человека.
Задачи:
Образовательные: 1) дать знания о процессе гидролиза солей.
2) Совершенствовать умение объяснять реакцию среды раствора присутствием соответствующих ионов.
3) Дать представление о практическом значении гидролиза в природе, народном хозяйстве, повседневной жизни человека.
Развивающие:развивать:
1) учебно-информационные навыки: умение извлекать информацию из устного сообщения, справочных таблиц, наблюдаемых процессов;
2) учебно-логические: умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы, формулировать определения понятий;
3) учебно-организационные: организовывать самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений.
Воспитательные:1) совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения, развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность.
2) Продолжить формирование убеждения учащихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире.
Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный
Формы организации деятельности: работа в парах
Личностные результаты обучающихся
-
формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; -
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; -
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной символических формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного теста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; -
формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Метапредметные результаты
-
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний; -
организация учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; -
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей; -
развитие теоретического мышления на основе формирования устанавливать факты, различать причины и следствия.
Предметные результаты
-
обучающиеся должны знать: основные понятия (гидролиз, классификация солей по силе кислоты и основания их образующих, среда раствора, типы гидролиза, практическое значение гидролиза в природе и жизни человека; -
предсказывать и объяснять изменение среды раствора, определять характер среды растворов солей по их составу; -
уметь пользовать опорными знаниями, составлять конспект урока; -
уметь проводить химический эксперимент, работать с таблицами, справочным материалом, дополнительной литературой.
Мотивация обучающихся на уроке: В классе наблюдалась высокая когнитивная мотивация, обучающиеся знают правила поведения и принимают участие во всех видах деятельности.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
познавательные | регулятив ные | коммуникатив ные | личностные | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
I этап. Организационный этап. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приветствует учащихся и проверяет готовность учащихся к уроку. “Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, фиолетовая. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Фиолетовый цвет – вы спокойны, и хотите узнать, что будет происходить на уроке. Синий цвет – вы хотите узнать что-то новое". Спасибо! Надеюсь, что сегодня на уроке все будут хорошо работать и к концу урока у всех будет хорошее настроение! Полоски приклеиваем на пробирки, какие ассоциации у вас возникают с этими цветами. Верно, так изменяет окраску индикатор лакмус в разных средах: в щелочной – он синий, в кислой – красный, в нейтральной – фиолетовый. | Осуществляют самопроверку готовности к уроку, отвечают на вопрос учителя об изменении цвета индикатора лакмуса в разных средах. | | | | | |||||||||||||||||||||||||||||||||
II этап. Актуализация знаний, постановка проблемы и цели урока | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Постановка проблемы. Сегодняшний урок начнём с написания реакции к задаче, текст которой вы видите на своих столах. При сливании раствора, содержащего 5 моль хлорида железа(III),с избытком раствора кальцинированной соды (Na2CO3 ) выделяется газ и выпадает осадок. Определите массу выпавшего осадка. | Ребята решают задачу и приходят к выводу, что в данном случае идёт гидролиз солей. Выступают с сообщениями о роли и практическом применение гидролиза Формулируют цель урока. | Давать определения понятиям, обобщать понятия, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи. | Слушать, дополнять, уточнять ответы одноклассников. | Включаются в урок во взаимодействии с учителем. Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли. Планирование учебного сотрудничества. | Принимать единство естественнонаучной картины мира. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Основной этап урока | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объясняет ребятам, правила квест – игры, знакомит их с помощниками на станциях. | Работают на станциях. 1 станция Теоретическая ЗАДАНИЯ К ДИДАКТИЧЕСКОЙ КАРТЕ «ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ»: Укажите формулы сильных кислот Укажите формулы слабых кислот Укажите формулы сильных оснований Укажите формулы слабых оснований Укажите формулы солей-электролитов В растворах каких веществ лакмус приобретет красный цвет? В растворах каких веществ лакмус посинеет? Укажите формулы солей, образованных сильной кислотой и слабым основанием Укажите формулы солей, образованных слабой кислотой и сильным основанием Укажите формулы солей, образованных сильной кислотой и сильным основанием Укажите формулы солей, образованных слабой кислотой и слабым основанием ДИДАКТИЧЕСКАЯ КАРТА «ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ»:
2 станция Практическая Лабораторные опыты: Na2CO3 , ZnSO₄, Na₂SO₄ + фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый Заполняют таблицу. 3 станция Точка роста Задание: Определить при помощи оборудования точки роста рH солей Инструктивная карточка
Запишите данные в таблицу.
Запишите данные в таблицу.
Запишите данные в таблицу. 4 станция Функциональная грамотность Криминальная история с гидролизом Цианид калия (KCN)— один из самых сильных ядов, и химики хранят его обязательно под замком. Но однажды утром лаборант, вынув из сейфа банку с надписью «kcn», обнаружил, что крышки нет, характерный слабый запах миндаля исчез, а между тем объём содержимого не уменьшился... Анализ показал, что вещество в банке — вовсе не цианид калия. Кто виноват в пропаже и стоит ли искать похитителя ядовитого цианида? 5 станция ЕГЭ 2023 Для выполнения задания используйте следующие справочные данные. Концентрация (молярная, моль/л) показывает отношение количества растворённого вещества (n) к объёму раствора (V). pH («пэ аш») — водородный показатель; величина, которая отражает концентрацию ионов водорода в растворе и используется для характеристики кислотности среды.
1) нитрат бария 2) карбонат натрия 3) серная кислота 4) сульфат железа(III) Запишите номера веществ в порядке возрастания значения pH их водных растворов. Ответ: 3412.
1) сульфат калия 2) сульфат алюминия 3) гидроксид лития 4) гидроксид аммония Запишите номера веществ в порядке возрастания значения pH их водных растворов. Ответ: 2143. | Выбор наиболее эффективных способов выполнения работы с соблюдением правил техники безопасности. Проводят наблюдение, анализ, выдвигают предположения и осуществляют их экспериментальную проверку. | Выполнение лабораторной работы. | Планирование учебного сотрудничества в группе для выполнения лабораторной работы. Дать обоснованный аргументированный ответ. | Воспитание целеустремленности, трудолюбия. Проявление устойчивого интереса к поиску решения проблемы | |||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Этап закрепления новых знаний и способов действия. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подводят итоги работы на станциях | Рассказывают о работе на станциях, делают выводы | Выбор наиболее эффективного решения задания. | Осуществление самоконтроля, усвоения нового материала. | Оценивание своей работы и работы своих одноклассников. | Формирование навыков самоконтроля. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
VII. Этап информации о домашнем задании. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Предоставить ответы на вопросы в письменном виде: 1) Щелочи растворяют жиры. Почему при стирке добавляют поташ или соду? 2) Почему нельзя хранить раствор соды в оцинкованной или алюминиевой посуде? 2. Составить рассказ о значении гидролиза в природе, народном хозяйстве, повседневной жизни человека. | Слушают пояснения учителя, и записывают домашнее задание. | Выдвижение гипотез и их обоснование, постановка и решение проблемы, последующая рефлексия выбранных способов. | Работая по предложенному алгоритму, использование наряду с основными и дополнительные средства. | | Мотивация на решение проблемы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
VIII. Этап рефлексии. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подводит учащихся к выводам по итогам работы на уроке: 1. Что вы нового узнали на этом уроке? 2. Чему вы научились сами и чему сможете научить других? 3. С каким настроением вы заканчиваете урок? | Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). Приклеивают цвет своего настроения на пробирку. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | Умение оценить степень успешности своей образовательной деятельности. Самостоятельно осознавать причину своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. | Сотрудничество учителя и обучающихся; освоение разных способов коммуникаций. | Формирование навыков самооценки и самоорганизации деятельности. Умение давать оценку своим личностным качествам и определять направление своего развития. |