Файл: Хiii совет по опеке.ppt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Устав ООН


ГЛАВА ХIII СОВЕТ ПО ОПЕКЕ


А.А.Громыко подписывает Устав ООН, 26 июня 1945 г


Объявляя о создании Совета по опеке, первый Генеральный секретарь ООН Трюгве Ли подчеркнул его жизненно важную роль.
Ведь в послевоенном мире более 750 миллионов человек жили под колониальным игом. Одна из главных целей созданной в 1945 году всемирной организации состояла в том, чтобы способствовать переходу населения подопечных территорий к самоуправлению, а затем и к независимости.
Совет по опеке взял под свое крыло 11 территорий и следил за тем, как колониальные державы выполняют свои обязательства по их политическому, социальному и экономическому развитию. Нередко к ооновским опекунам приезжали с жалобами их подопечные.


Ливия, Руанда, Бурунди, Того, Камерун – вот так сегодня называются некоторые из государств, выросших из подопечных территорий.
Венцом деятельности международного сообщества в области деколонизации стало вступление в ряды ООН в мае 1960 года сразу 17 африканских государств. А в октябре 1960 года по инициативе лидера СССР Никиты Хрущева Генеральная Ассамблея ООН единогласно одобрила «Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам:«The Assembly will now proceed to vote...»


Колониальное господство давно кануло в Лету, а Совет по опеке, выполнивший свою историческую миссию, в самое ближайшее время прекратит свое существование, став первой ласточкой грядущей реформы всей системы ООН.


1994 г. 1 ноября - Совет по Опеке приостановил свою работу после того, как последняя оставшаяся подопечная территория Организации Объединенных Наций, Палау, обрела 1 октября 1994 г. независимость;


1994 г. 25 мая – принята резолюция, посредством которой Совет внес в свои правила процедуры поправки, предусматривающие отмену обязательства о проведении ежегодных заседаний, и согласился собираться по мере необходимости по своему решению или решению своего Председателя, или по просьбе большинства своих членов или Генеральной Ассамблеи, или Совета Безопасности.


При создании международной системы опеки
Уставом был учрежден
Совет по Опеке в качестве одного из главных органов ООН, на который была возложена задача по
наблюдению за управлением подопечными территориями, подпадающими под систему опеки.


Совет по Опеке состоит из пяти
постоянных членов Совета Безопасности


Китай


Российская Федерация


Соединенное Королевство


Соединенные Штаты


Франция


Цели системы опеки были достигнуты, когда все подопечные территории достигли самоуправления или независимости либо в качестве самостоятельных государств, либо посредством объединения с соседними независимыми странами.


В соответствии с Уставом Совет по Опеке уполномочен


рассматривать и обсуждать отчеты управляющей власти, касающиеся политического, экономического и социального прогресса народов подопечных территорий и прогресса в области образования


в консультации с управляющей властью рассматривать петиции, поступающие из подопечных территорий


устраивать периодические и другие специальные посещения подопечных территорий.


Теперь необходимо рассмотреть все установочные пункты главы XIII Устава более подробно.
Глава XIII Устава (ст.ст. 86—91) определяет состав функции и полномочия, порядок голосования и процедуру Совета по опеке.


Статья 86. Состав Совета по Опеке


Совет по Опеке состоит из следующих
Членов Организации Объединенных Наций


Членов Организации, которые управляют территориями под опекой


Такого числа других Членов Организации, избранных Генеральной Ассамблеей на трехгодичный срок, какое может оказаться необходимым для обеспечения того, чтобы общее число членов Совета по Опеке распределялось поровну между Членами
Организации, управляющими и не управляющими территориями под опекой.


Членов Организации, поименованных в статье 23, которые не управляют территориями под опекой


a


c


b


Каждый Член Совета по Опеке назначит одно особо
квалифицированное лицо, которое будет его представителем
в Совете по Опеке.


Как видно из текста ст. 86, состав Совета по опеке мог работать лишь после того, как будут подписаны соглашения об опеке для тех или иных территорий. До этого момента не могут быть определены ни государства, указанные в пункте, ни государства, указанные в пункте «b» ст. 86.




В связи с этим, не могло быть избрано Генеральной Ассамблеей и необходимое число тех членов Организации, участие которых в Совете по опеке уравняет число членов Организации, управляющих и не управляющих территориями под опекой.


Это обстоятельство вызвало ряд предложений, выдвинутых как во время заседаний Исполнительного комитета Подготовительной комиссии, так и в самой Комиссии Организации Объединенных Нации, с целью ускорить или облегчить образование Совета.


По поводу состава Совета по опеке нельзя не заметить, что деление его поровну — на управляющих и не управляющих членов — представляется весьма выгодным для «управляющих» государств, которые не могут быть обделены, если они будут
«солидарно» защищать свои колониальные интересы. С другой стороны, число избираемых Ассамблеей членов —
меньше половины.


Функции и полномочия Совета по опеке определяются в ст.ст. 87 и 88
Устава. Совет (и Генеральная Ассамблея, под руководством которой он
находится) уполномочивается при выполнении своих функций:


d) Предпринимать упомянутые и другие действия в соответствии с условиями соглашений об опеке.


а) Рассматривать отчеты, представляемые управляющей властью;


b) Принимать петиции и рассматривать их, консультируясь с управляющей властью;


с) Устраивать периодические посещения соответствующих территорий под опекой в согласованные с управляющей властью сроки;


Ст. 88 уточняет, что «Совет по опеке разрабатывает анкету относительно политического, экономического и социального прогресса населения каждой территории под опекой, а также его прогресса в области образования, а управляющая власть каждой территории под опекой, входящей в компетенцию Генеральной
Ассамблеи, представляет последней ежегодные Доклады на основе этой анкеты».


Порядок голосования в Совете по опеке определяется ст. 89. которая, как и аналогичная ей ст. 67 (в отношении Экономического и Социального Совета), указывает, что решения «принимаются большинством голосов присутствующих и участвующих в голосовании членов Совета».


Голосование
Статья 89


1. Каждый член Совета по Опеке имеет один голос.


2. Решения Совета по Опеке принимаются большинством голосов присутствующих и участвующих в голосовании членов Совета.


Ст. 90, говоря о процедуре Совета по опеке, воспроизводит аналогичную ст. 72 (об Экономическом и Социальном Совете), а ст. 91 указывает, что «Совет по опеке пользуется в соответствующих случаях помощью Экономического

Социального Совета и специализированных учреждений в отношении вопросов, в которых они соответственно интересованы».


Процедура
Статья 90


Заседания Совета по Опеке созываются по мере надобности в соответствии с его правилами процедуры, которые должны предусматривать созыв заседаний по требованию большинства членов Совета.


1. Совет по Опеке принимает свои собственные правила процедуры, включая порядок избрания своего Председателя.


Надо подчеркнуть, что Совет по опеке — один из главных органов
Организации Объединенных Наций — новый орган, серьезно отличающийся от Комиссии по мандатам, которая имелась при Лиге наций. Эта Комиссия состояла из экспертов, тогда как в Совет по опеке входят ответственные представители государств—членов
Организации. Однако в этом органе колониальные державы сохранили свои позиции, что серьезно затруднило его деятельность в том виде, как предусмотрена
Уставом.


Статья 91


Совет по Опеке пользуется в соответствующих случаях помощью Экономического и Социального Совета и специализированных учреждений в отношении вопросов, в которых они соответственно заинтересованы.


Благодарю за внимание!!!