Файл: Контрольная работа по дисциплине История тема Русская культура xvi века. Архитектура. вариант 1 7 студент 1 курса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации


Кафедра гуманитарных наук
Контрольная работа

по дисциплине История

тема: «Русская культура XVI века. Архитектура».

вариант № 17

Выполнил:

студент 1 курса

факультета экономики и управления

направление Менеджмент

подпись_______________________________________________

шифр:

номер зачетной книжки/студенческого билета
Руководитель: Пугин В.Б.

подпись________________

оценка (отметка о зачете)_________

Архангельск, 2020


Содержание


Введение 3

1.Особенности развития русской культуры XVI века 4

1.1.Литература 4

1.2.Живопись 5

1.3.Книгопечатание 6

1.4.Летописание 7

1.5.Музыка и театр 8

2.Архитектура России XVI века. 10

Заключение 11

Список использованных источников 12




Введение



Культура народа является частью его истории. Ее становление тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.



  1. Особенности развития русской культуры XVI века

Культура России в 16 веке развивалась во всех направлениях: активно шел процесс строительства, совершенствовалась деятельность живописцев и писателей, архитектура начинала приобретать индивидуальный характер, а также появились стилевые особенности. Культура России очень зависела от религиозных мировоззрений, но уже стали появляться моменты
, характерные эпохе Просвещения.

На культуру России рассматриваемого периода истории оказали влияние исторические события: объединение русских земель в единое государство, изгнание орды и выделение русской народности в отдельное единство.

Страна проходила очередной этап развития в истории, возросли потребности в материальных и духовных ресурсах, это было необходимо для становления внешней и внутренней политики государства и определения ее стратегических целей.

    1. Литература

В русской литературе 16 века летописание продолжало оставаться самым распространенным её жанром. Литература 16 века в России развивалась, как вся страна - двигалась вперед. Поэтому в литературном жанре произошли некоторые изменения. Летописцы стали видеть свою задачу не только в том, чтобы фиксировать факты происходящих событий, но и обосновывать события, давать характеристику историческим личностям.

В литературе 16 века появился замечательный труд «Степная книга» В ней содержались портреты – описания великих князей и митрополитов от Владимира до Ивана IV, книга утверждала нерушимость союза церкви и государства.

Русская литература 16 века была отмечена и таким трудом как «Летописец начала царства», книга повествовала о первых годах правления Ивана Грозного, говорила о необходимости в крепкой царской власти. Своеобразно исторической энциклопедией в русской литературе стала Николаевская летопись. Это уникальная книга, один из списков этой книги содержал около 16 тысяч великолепных миниатюр, и получил название лицевого свода.

Большое распространение получили публицистические и исторические сочинения. «Хронограф», «Повесть о Вавилонском царстве», «Повесть о начале Москвы», в этих книгах возвеличивалась великокняжеская власть и утверждалась роль России в мировой истории.

Были в русской литературе 16 века и произведения, которые затрагивали  проблемы морали. «Житие митрополита Филарета», «Четьи – Минеи».  «Четьи – Минеи» - 12 томное собрание житие святых и других религиозных текстов.

Настольной книгой русской литературы 16 века стал «Домострой». «Домострой» охватывал буквально все стороны человеческой жизни, от нравственных норм, рекомендаций по воспитанию детей и отношениям в семье, до кулинарных рецептов. «Домострой» являлся своеобразным сводом правил и норм поведения
, служивший настольной книгой для русского общества долгое время.

    1. Живопись

Основным жанром русской живописи в 16 веке остается иконопись. 16 век русской живописи открыл нам замечательного иконописца Дионисия. Дионисий был гениальным художником, он продолжал лучшие традиции Андрея Рублева, но и не забывал о собственной индивидуальности.

Дионисий создал свой собственный художественный метод, которой во многом остается загадкой для наших современников – исследователей. Иконы Дионисия отличаются особой праздничностью. С середины 16 века усиливается контроль над русской церковной живописью .    

Вместе с этим в русскую церковную живопись 16 века проникает мотивы прославления государства. Зарождается новая, Строгановская школа, отличающая в себе миниатюрность, тонкость рисунка и изящество в русской иконописи. Усиливается декоративность и усложняется композиция рисунка. Наиболее известными мастерами русской живописи 16 века стали Прокопий Чирин и Истома Савин.    

Свою нишу в русской живописи 16 века занимает и светская живопись, явление относительно новое.  Роспись золотой палаты в Кремле является памятником русской светской живописи 16 века.

    1. Книгопечатание

Большим культурным достижением явилось начало книгопечатания в России во время Ивана Грозного в XVI веке. В 1551 году в Москве в присутствии царя и митрополита состоялся церковный Собор, принявший решение об унификации богослужебных книг. Для облегчения этой задачи было решено основать в Москве типографию, и в 1553 году царь начал «изыскивать» мастеров печатного дела. Существует мнение, что Грозному эту идею подсказал знаменитый ученый монах Максим Грек, хорошо знакомый с типографским делом в Италии. Скорее всего, именно итальянцы стали первыми учителями русских печатников. Из итальянского языка заимствованы термины, употреблявшиеся на заре отечественного книгоиздания.
Уже в 1553 или 1554 году на Москве заработала типография, получившая в специальной литературе наименование «анонимной» . Возможно, ее работником был русский первопечатник Иван Федоров. Первой книгой, изданной этой типографией, стало Евангелие. Вслед за ним были напечатаны Триодь постная, Триодь цветная и Псалтырь. Евангелие выдержало три издания разными шрифтами, а Псалтырь - два.


Русским первопечатником был Иван Федоров: родился в 20-х годах XVI века, умер 6 декабря 1583 года во Львове. Строительство первой государственной типографии в Москве закончилось в 1563 году, а 1 марта 1564 года здесь вышла первая книга «Апостол» , техническое и художественное исполнение которой было превосходным.

В дальнейшем типография напечатала еще несколько книг религиозного содержания, затем деятельность ее прерывается. Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец, преследуемые церковными и светскими реакционерами, были вынуждены покинуть Родину и поселиться за ее пределами, став зачинателями книгопечатания в Литве, в Белоруссии, Украине. Первая неудача не остановила Ивана Грозного, и он завел новую типографию в Александровской слободе.
Наряду с Иваном Федоровым в числе первых русских печатников следует назвать и Марушу Нефедьева, Невежу Тимофеева, Андроника Невежу и его сына Ивана, Анисима Радишевского, Аникиту Фофанова, Кондрата Иванова. Многие из них были и граверами и литейщиками шрифтов.

    1. Летописание

В XVI в. русское летописание достигает вершины своего развития. Создаются грандиозные летописные своды большого объема и значительного хронологического охвата. В первой половине XVI в. самой выраженной была традиция митрополичьего летописания. Именно к нему относятся две крупнейшие летописи русского Средневековья – Никоновская и Воскресенская.

Названия, данные им в научной литературе, случайны: на списках обеих летописей из собрания БАН читается вкладная запись патриарха Пикона в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Чтобы как-то различать эти летописи, одна из них была названа Никоновской, а другая – Воскресенской. На деле это разные памятники летописания, объединяемые только характером обобщающих сводов, который можно считать типичной чертой русской книжности XVI в. Из двух указанных летописей первой была составлена Никоновская. Она доводит изложение русской истории до 1522 г. Ее составлению предшествовала большая работа, которую возглавлял митрополит Даниил.

Многие известия Никоновской летописи уникальны, им нет аналога ни в одной другой летописи. По своим задачам и принципам составления к Никоновской летописи оказывается близка Воскресенская летопись. Она представляет собой памятник великокняжеского летописания и доводит изложение событий до 1541 г. Последним митрополитом в ранних списках назван Иоасаф, а имя следующего митрополита Макария, возведенного на митрополичью кафедру весной 1542 г., приписано над строкой. Следовательно, Воскресенская летопись составлена в конце 1541 г. или в начале 1542 г. Считается, что она отражает политическую позицию митрополита Иоасафа.


    1. Музыка и театр

Песенное творчество развивается в тесной связи с эпосом, устным поэтическим творчеством народа. В XVI в. распространяется новый жанр фольклора — историческая песня. Особенного расцвета историческая песня достигла в царствование Ивана Грозного в связи с покорением Казани и Астрахани, с Ливонской войной, с борьбой Ивана Грозного с реакционным боярством. Новый мощный взлет этого песенного жанра приходится на период крестьянской войны и польско-шведской интервенции. Историческая песня характеризуется реализмом содержания, плавностью и широтой мелодического склада .
В XVI веке распространяется лирическая песня с ее богатством и яркостью мелодий, задушевностью и выразительностью. В этот период складывается своеобразный и характерный русский песенно-музыкальный строй — подголосочная полифония (сочетание нескольких самостоятельных вариантов — подголосков, ответвляющихся от основной мелодии) .

Народные песни сопровождались обычно инструментальным аккомпанементом. Однако инструментальная музыка имела значение и самостоятельного жанра. В источниках XVI в. упоминаются разнообразные музыкальные деревянные духовые инструменты. Наибольшее распространение имели дудки, рожки, сопели, свирели, волынки.
Процесс постепенного развития и обособления драмы, танца, акробатики, кукольного театра и других видов народного искусства с давнего времени привел к появлению профессиональных актеров — скоморохов. Скоморошество — зародыш настоящего народного театра. К XVI в. оно получило широкое распространение; обычно без участия скоморохов не обходилось ни одно народное празднество ни в деревне, ни в городе.

В XVI в. бывало, что скоморохи составляли большие труппы, насчитывающие даже до 60—100 человек . Среди скоморохов были собственно драматические актеры, музыканты, певцы, танцоры, акробаты, фокусники. Широкой популярностью пользовался кукольный театр с его комедийными сюжетами и традиционным «Петрушкой», в образе которого народное искусство воплотило такие качества русского человека, как неистощимый юмор, сметливость, ненависть к угнетателям, уверенность в своей победе . Любимой народной забавой являлся медвежий цирк . Цирковые представления обычно давались на ярмарках. Кроме медведей, в цирке показывали ряженую козу и других дрессированных животных.