Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Осенью того же года император Александр передал Сперанскому различные прежние проекты государственных преобразований и часто проводил с ним целые вечера в беседах и чтении сочинений, связанных с этим предметом:
-
Законодательное собрание не будет иметь права санкционировать свои собственные резолюции, но его мнения, которые совершенно свободны, должны быть точным выражением народных желаний. -
Члены судейского сословия будут свободно избираться народом, но надзор за соблюдением судебных форм и охраной общественной безопасности будет возложен на правительство. -
Исполнительная власть должна принадлежать Правительству, но для того, чтобы она не могла исказить или уничтожить закон, необходимо сделать правительство ответственным перед Законодательным Собранием.
Эти общие принципы были разработаны и обоснованы в" Введении к своду государственных законов", составленном Сперанским осенью 1809 года. Согласно его проекту, политические права принадлежат, при условии владения собственностью, дворянству и среднему классу; к последнему принадлежат купцы, мещане, односемейные крестьяне и все крестьяне, владеющие недвижимостью в известном количестве. Низшее государство, в котором учитываются помещичьи крестьяне, ремесленники, их рабочие и домашняя прислуга, должно иметь общие гражданские права, но не политические. Переход из низшего класса в средний открыт для всех, кто приобрел недвижимость в определенном объеме.
Законодательное собрание называется "Государственная дума", состав которой следующий. Каждые три года в приходе образуется собрание из всех владельцев недвижимости, волостная дума, в которую казенные села посылают одного старшину из 500 душ. Эта волостная дума избирает депутатов в уездную думу (губерния делится на 25 округов). Уездная дума, помимо избрания членов уездного совета и уездного суда, избирает депутатов в губернскую думу, а эта последняя, помимо членов губернского совета и губернского суда, избирает депутатов в Государственную Думу от обоих государств, имеющих политические права. Государственная Дума собирается ежегодно без всякого созыва. Предложение и утверждение закона должно принадлежать одной государственной власти, но ни один закон не может иметь силы без рассмотрения в Государственной Думе. Участие Государственной думы требовалось также для издания постановлений о налогах и общих сборах, а также для продажи и залога государственного имущества. Обращался в государственную Думу от имени суверенной власти один из
министров или членов государственного совета; но Думе разрешалось вносить представления о государственных нуждах, об ответственности министров и правительства, в нарушение коренных законов. В первых трех инстанциях судебная власть предоставлялась выборным лицам. Даже в высшей инстанции, в Сенате, верховная власть должна была назначать членов только из числа лиц, включенных в государственный избирательный список после выборов губернских дум. Суверенная власть надзирала за исполнением форм и церемоний, через председателей двух нижестоящих судов избирались, но утверждались в первом - министр юстиции, во втором - Государственный совет, Сенат назначался суверенной властью из кандидатов, избираемых Сенатом. Закон должен был определить, какие дела подлежат суду присяжных. Что касается исполнительной власти, то Сперанский устанавливает ответственность министров перед Государственной Думой. Суд над министром мог состояться только с одобрения постановления Государственной думы об этом суверенной властью. Государственный совет рассматривает проекты законов, уставов и учреждений. Этот план предполагалось осуществить следующим постепенным образом: 1 января 1810 года открыть Государственный совет в новой форме, указав в качестве предлога для его преобразования подготовленный новый проект гражданского кодекса и стесненное финансовое положение. 1 мая манифест назначит выборы депутатов в Государственную думу и откроет ее 1 сентября. Начать свои действия с рассмотрения гражданского кодекса, проверить и подготовить депутатов определенным образом, а если нет непреодолимых препятствий, предложить им государственный кодекс, признание которого подтверждается общей присягой, а затем перейти к структуре судебной части. 1 января 1810 года Государственный совет был открыт в преобразованном виде, но дальше реализации вышеуказанной программы дело не пошло. При преобразовании министерств в 1811 г. Предположения Сперанского об ответственности министров не оправдались. Что касается сената, то Сперанский предлагал образовать правительствующий сенат, один для всей империи (состоящий из министров, их товарищей и главных начальников отдельных ведомств) и судебный сенат (состоящий из сенаторов, назначаемых государем либо непосредственно, либо из кандидатов, избираемых дворянством), который должен был располагаться в четырех судебных округах. При рассмотрении этого проекта в Государственном совете прозвучали возражения, что назначение сенаторов по выбору противоречит духу самодержавия, и хотя этот проект был принят большинством и одобрен государем, он не был осуществлен. Планы Сперанского встречали энергичное противодействие со стороны многих, и Карамзин был выразителем мнений своих противников: в своей "Записке о древней и новой России", врученной императору 18 марта 1811 года, он утверждал, что император даже не имел права ограничивать свою власть, потому что Россия передала его предку безраздельное самодержавие.
Послевоенные реформы
Поворот к реакции.
В конце 1815 года Александр вернулся к внутренним преобразованиям в России. Он приехал в Петербург, сохранив все свои идеалы, но обретя новые взгляды на многие вещи. Александр стал осторожным, даже подозрительным, и охранительные тенденции, которые многие современники поспешили назвать реакционными, приобрели большое значение в его политике. Любопытно, однако, что истинные реакционеры все еще относились к Александру с недоверием-в их среде он был известен как опасный либерал. И это было естественно, ибо никто из монархов того времени не говорил так много о конституции, как Александр. Но с другой стороны, Александр слишком ясно видел, как любимые им идеи просвещения превращались в страшную разрушительную силу в устах демагогов-революционеров, способных свергнуть современное общество. И с годами Александр все больше убеждался в том, что идеи равенства и законности, свободы и конституции опасны сами по себе, если ради них забываются идеалы христианства и если сами эти идеи попадают в среду темного и незрелого общества. К сожалению, современная история дала ему много поводов для подобных опасений. Тем не менее в первые пять лет после окончания войны реформы продолжались даже в большем масштабе, чем в начале царствования и во времена Сперанского.
Укрепив свой авторитет в результате победы над французами, Александр предпринял и еще ряд реформаторских попыток во внутренней политике послевоенного периода. Еще в 1809 году было создано Великое княжество Финляндское, ставшее по существу автономией со своим сеймом, без согласия которого царь не мог изменять законодательство и вводить новые налоги, и сенатом (правительством). В мае 1815 года. Александр объявил о предоставлении Королевству Польскому конституции, которая предусматривала создание двухпалатного сейма, систему местного самоуправления и свободу печати. В 1817-1818 годах ряд приближенных к императору лиц (в том числе А. А. Аракчеев) занимались по его поручению разработкой проектов постепенной ликвидации крепостного права в России. В 1818 году. Александр дал задание Н. Н. Новосильцеву подготовить проект конституции России. Проект "Государственного устава Российской империи", предусматривавший федеративное устройство страны, был готов к концу 1820 года и одобрен императором, но его введение было отложено на неопределенный срок. Царь жаловался своему ближнему окружению, что у него нет помощников и он не может найти подходящих людей на губернаторские должности. Старые идеалы все больше казались Александру лишь бесплодными романтическими мечтами и иллюзиями, оторванными от реальной политической практики. Александра отрезвило известие о восстании Семеновского полка (1820), которое он воспринял как угрозу революционного взрыва в России, для предотвращения которого необходимо было принять жесткие меры. Тем не менее мечты о реформах не покидали императора до 1822-1823 годов.
Одним из парадоксов внутренней политики Александра после войны было то, что попытки обновления русского государства сопровождались установлением полицейского режима, впоследствии названного "аракчеевщиной". Ее символом стали военные поселения, в которых сам Александр, правда, видел один из путей освобождения крестьян от личной зависимости, но которые вызывали ненависть в самых широких кругах общества.
В 1817 году вместо Министерства просвещения было создано Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с обер-прокурором Святейшего Синода и главой Библейского общества А. Н. Голицыным. Под его руководством русские университеты были практически уничтожены, и воцарилась жестокая цензура. В 1822 году Александр запретил деятельность масонских лож и других тайных обществ в России и одобрил сенатское предложение, разрешавшее помещикам высылать своих крестьян в Сибирь за "дурные дела". Приехав из Лайбаха, Александр не вернулся к проектам конституции и освобождению крестьян. Однако ему было нелегко отказаться от своих мечтаний. Тяжесть несбывшихся задач и несбывшихся надежд давила. "Когда я думаю,-признался Александр незадолго до смерти,-как мало сделано в государстве, эта мысль ложится мне на сердце, как десятифунтовая гиря; я устаю от нее". После Лайбахского съезда генерал-адъютант Васильчиков вручил ему докладную записку о готовящемся в столице заговоре со списком участников тайных обществ. Речь шла о будущих декабристах. Император в глубоком раздумье прочел бумаги и сказал, что не даст делу никакого хода. -Дорогой Васильчиков, - вздохнул он, - вы служите у меня с начала моего царствования. Вы знаете, что я разделял и поощрял эти иллюзии и заблуждения... Не мне их наказывать..." И он швырнул список в камин.
Заключение
Положение, в котором Александр оказался после 1820 года, нельзя назвать иначе, как трагическим. Он не смог осуществить реформы, о которых мечтал всю жизнь, понял, что неизбежный ход событий ведет его в лагерь реакции, и испытывал все большее отвращение к власти. В конце концов Александр перестал заниматься внутренними делами, доверив их графу Аракчееву. С 1823 года он был единственным оратором государя по всем вопросам, даже по подсудности Святейшего Синода. Чиновники сразу почувствовали ослабление внимания государя. Это было время широко распространенных злоупотреблений и распущенности. Никогда еще не было такого хищения и хищения, как в последние годы царствования Александра. Император знал о них, но ничего не делал: его одолевали апатия и безразличие.
Список литературы
-
Федоров В. А. Александр I // Вопросы истории. 1990. N 1; -
Л. Бежин "ЛГ-досье" n 2, 1992. -
Валлоттон А. Александр, М. И. 1991. -
Мережковский Д. С. Александр Первый М. "Армада", 1998. -
Сафонов М. М. Проблема реформ в государственной политике России на рубеже XVIII и XIX вв. Л., 1988. -
Мироненко С. В. Самодержавие и реформы: Политическая борьба в России начала XIX века. Москва, 1989. -
Сахаров А. Н. Александр I / / Русские самодержцы (1801-1917). Москва, 1993. -
Троицкий Н. А. Александр I и Наполеон. М., 1994. -
Рыжов К. Все монархи мира. Россия. 600 коротких биографий. Москва, 1999 -
Шикман А. П. Деятели отечественной истории. Биографическая справка. Москва, 1997