Файл: Конкурентоспособность России на мировом рынке.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство по образованию и науки

Забайкальского края

ГПОУ «Читинский политехнический колледж»

Специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт»

УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ

По дисциплине «Экономика»

На тему: «Конкурентоспособность России на мировом рынке»

Выполнила: студентка группы ЭК-11

Фёдорова В.Е.

г. Чита, 2022г.

СОДЕРЖАНИЕ




Введение ...........................................................................................

1

1.

Понятие конкурентоспособности ..................................................

2

2.

Факторы, влияющие на конкурентоспособность страны ............

3

3.

Проблемы конкурентоспособности ..............................................

5

4.

Пути решения проблем ...................................................................

6




Заключение ......................................................................................

8




Библиографический список ...........................................................

9

Введение

Данная курсовая работа посвящена изучению сложной теме - конкурентоспособность России на мировом рынке.

Эта тема очень актуальна, потому что в настоящее время в мировой экономике происходят качественные изменения, связанные с глобализацией, неравномерностью развития, усилением борьбы между тенденциями формирования однополярного и многополярного мира, обострением конкурентной борьбы между странами, регионами и фирмами. В этих условиях, когда рынок получает признание в качестве общецивилизационной ценности, сила и мощь любого государства во все большей степени определяются конкурентоспособностью его производителей.

Учёными были рассмотрены все аспекты этой темы, как для каждого субъекта, так и для всех субъектов в совокупности. Менее изученными остались те особенности, которые не рассматривались при изучении всех субъектов в совокупности. В силу этого, в работе поднимаются вопросы, касающиеся каждого субъекта на мировом рынке и их зависимость между собой.


Целью работы является определение конкурентоспособности российской экономики в мировом сообществе.

Для достижения поставленной цели в работе следует выполнить следующие задачи:

  • объяснить понятие конкурентоспособности;

  • выявить какие факторы влияют на конкурентоспособности страны;

  • определить проблемы конкурентоспособности;

  • найти пути решения проблем.



  1. Понятие конкурентоспособности

Конкурентоспособность - это способность конкурировать на рынках товаров и услуг. В основе конкурентоспособности лежит сочетание цены и качества. При одинаковом качестве продукции и высокой репутации производителей поставщики конкурентоспособны только при условии, что их цены не превышают цен конкурентов. Новому поставщику, не имеющему устойчивой репутации, для сохранения конкурентоспособности необходимо удерживать цену на свою продукцию на уровне ниже цен конкурентов. Если качество продукции ниже, чем у конкурентов, фирма может оказаться неконкурентоспособной даже при низкой цене на свой товар; с другой стороны, имея репутацию производителя продукции высшего качества, поставщик может сохранять конкурентоспособность, даже установив более высокую, чем у конкурентов, цену.

Все существующие в экономике конкурентные отношения условно строятся на одном из трех уровней:

  • На макроуровне, где речь идет о народнохозяйственных комплексах, странах, объединениях стран. Здесь принимаются во внимание характеристики, говорящие об общем состоянии хозяйственных систем, балансе внутри них, инвестиционном климате.

  • На мезоуровне, где речь идет об отраслях, объединении компаний и предприятий, учитываются характеристики, которые способствуют устойчивому росту показателей эффективности применения наличествующих в отраслях производственных ресурсов.

  • На микроуровне, где речь идет об определенных видах продукции, производства, предприятий, имеются в виду качественные и ценовые характеристики товаров и услуг.



2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность страны

Переоценка абсолютных и относительных величин производственных затрат происходит вследствие определенных процессов и явлений производственно-хозяйственной деятельности организации и социально-экономических аспектов общественной жизни, называемых факторами конкурентоспособности. Под их воздействием конкурентоспособность фирмы может как расти, так и снижаться.


На функционирование любой организации оказывают влияние факторы, возникновение которых обусловлено замкнутым контактом экономического субъекта и задачи управления, и факторы, которые проявляются вследствие открытого взаимодействия фирмы с внешним миром в процессе решения идентичной задачи. Все факторы конкурентоспособности компании делятся на внутренние и внешние.

Внутренние

Ими являются те объективные параметры непосредственно самой организации, которые влияют на обеспечение своей конкурентоспособности:

  • потенциал служб маркетинга;

  • научно-технические мощности;

  • производственно-технологические мощности;

  • финансово-экономический потенциал;

  • степень развития сети сбыта (дилерская сеть);

  • уровень использования Интернета для реализации товаров или услуг;

  • материально-техническое обеспечение;

  • условия хранения, транспортировки, упаковки товаров;

  • степень использования современных информационных технологий;

  • эффективность контроля за производством, испытаниями, обследованиями;

  • объем сформированной базы постоянных и лояльных клиентов;

  • уровень технического обслуживания в последующий за производством период;

  • уровень сервисного и гарантийного обслуживания;

  • результативная конкурентная стратегия.

Внешние

  • В этом случае речь идет о социально-экономических и организационных отношениях, благодаря которым организация способна произвести более привлекательную продукцию с точки зрения как ценовых, так и неценовых параметров. К внешним факторам относятся:

  • экономические и административные меры, принимаемые правительством страны;

  • ключевые характеристики рынка, на котором функционирует фирма (тип и емкость рынка, присутствие конкурентов и их возможности);

  • политика, которую ведет государство по отношению к импорту и экспорту;

  • степень развития экономики государства;

  • степень эффективности деятельности рынков капитала и качество предоставляемых финансовых услуг;

  • степень развитости государственной инфраструктуры;

  • уровень развития научно-технического потенциала государства;

  • объем имеющихся трудовых ресурсов, их квалификационные характеристики;

  • функционирование негосударственных и социальных институтов;

  • деятельность, которая ведется политическими партиями, движениями и блоками, влияющими на социально-экономическую ситуацию внутри страны.




  1. Проблемы конкурентоспособности

Препятствуют развитию конкуренции такие факторы:

  • нерациональная структура производства;

  • технологическое отставание ряда отраслей;

  • влияние монопольных структур;

К сожалению, несмотря на наличие положительных примеров и практик ещё остаётся большое количество не решённых проблем, тормозящих развитие конкуренции. Некоторые из них усиливаются, несмотря на предпринимаемые правительством меры. Например, за последние три года количество унитарных предприятий в нашей стране увеличилось почти вдвое. Большинство из них работают на конкурентных рынках, не давая развиваться более эффективным коммерческим компаниям. Еще одна серьёзная проблема на пути развития конкуренции - очень высокий процент закупок компаний с государственным участием у единого поставщика.

Наличие этих проблем приводит к тому, что в России уже несколько лет не происходит значительных сдвигов в сторону оздоровления и развития конкуренции.



  1. Пути решения проблем

Основные пути повышения конкурентоспособности предприятия:

  • постоянное использование новых идей и разработок;

  • осуществление поиска более усовершенствованных форм и модификаций товаров;

  • выпуск товаров, соответствующих требованиям государственных и мировых стандартов;

  • поиск выхода и осуществление сбыта на рынках, где к товарам предъявляются более высокие требования к качеству и сервису;

  • применение в технологии производства товаров сырья и материалов только высокого качества; систематическое повышение квалификации персонала, а также его переподготовка;

  • повышение материальной заинтересованности сотрудников, улучшение условий труда сотрудников;

  • проведение маркетинговых исследований рынка для установления запросов и потребностей покупателей;

  • осуществление анализа конкурентной среды;

  • выявление сильных и слабых сторон у предприятий-конкурентов;

  • поддержание контактов с научно-исследовательскими организациями;

  • инвестирование научных разработок, направленных на повышение качества продукции; применение в маркетинговой деятельности только эффективных средств рекламы и рекламных мероприятий;

  • регистрация своего товарного знака и использование фирменных марочных изделий;

  • повышение объемов продаж товаров;

  • снижение затрат.


Рост объема продаж - это одно из эффективных направлений повышения конкурентоспособности, однако необходимо учитывать, что само по себе увеличение объемов продаж желаемого результата не принесет, поскольку будут не учтены расходы предприятия и прибыль. В данном случае наиболее важно определить такой объем продаж, при котором будет обеспечиваться безубыточная деятельность предприятия.

Улучшение качественных характеристик товаров - данное направление может ускорить процесс НТП, освоить новые рынки, увеличить экспорт, процветание. При этом повышение качества товаров поднимет имидж предприятия у покупателей, станет залогом выхода на внешний рынок, а также будет являться основой для получения максимальной прибыли.

Уменьшение расходов - данное направление является традиционным и наиболее исследованным из всех методов повышения конкурентных преимуществ. В данном случае в наиболее лучшем положении будет то предприятие, которое после проведения соответствующего спектра мер, сможет снизить уровень своих расходов больше, чем предприятия-конкуренты. Однако в настоящих экономических условиях удержать данный эффект довольно сложно, поскольку реализация данного направления требует четкой, скоординированной работы сотрудников по совершенствованию технологий производства.


Заключение
Таким образом, повышение конкурентоспособности предприятия достигается путем ориентации предприятия на потребительскую сферу, повышение качества выпускаемой продукции, постоянная ориентация на появление новых технологий и видов сырья, эффективную реализацию товаров и услуг.

Благодаря этому увеличивается показатель конкурентоспособности предприятия, его умение максимально использовать свой трудовой, научно-технический, производственный и финансовый потенциал.

В конечном результате необходимо нацелить предприятия, во-первых, на постоянное внедрение в производство новых, более совершенных изделий; во-вторых, на неуклонное сокращение всех видов затрат на производство продукции; в-третьих, на повышение качественных и потребительских характеристик при снижении цен на выпускаемые изделия, что и должно в итоге создать условия для победы в конкурентной борьбе.