Файл: Причины реформ. "Больше социализма".rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление
Введение

. Причины реформ

. “Больше социализма”

. “Больше демократии”

. Расколы и кризисы

. Распад

Заключение

Список использованной литературы

Введение
Перестройка - государственная политика, осуществляющаяся в СССР с середины 80-х годов в целях коренного переустройства жизни всего общества на основе демократизации. Инициатором политики перестройки стал генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачёв. Принятие им решения о реформировании государственной системы было связано с определёнными проблемами в социальной, политической и экономической сферах общества. В годы правления Горбачёва в стране произошли большие изменения во всех этих сферах В целом экономические преобразования Горбачёва можно разделить на 3 этапа:

. 1985-1986 г. - этап «улучшения социальных» на базе старых постулатов. Главная идея: социализм имеет огромные не использованные резервы, необходимо ввести их в действие, сделать рывок в соревновании с западом.

. 1987-1989 гг. - этап либерализации экономики, введение элементов рыночной экономики. Цели - соединить социализм с рынком.

. 1990 - 1991 гг. - этап углубления рыночных реформ, к сожалению так и не воплощённых в жизнь. В качестве стратегической задачи новой политике руководства был провозглашён курс «всемирной интенсификации производства на основе внедрения достижений научно-технического процесса, совершенствование, планирование и управление, укрепление организованности, дисциплины и порядка во всех отраслях экономики».

Такой курс определил Пленум ЦК в апреле 1985 года. Все, что происходило в стране 1985 - 1991 гг. нельзя назвать негативными явлениями, однако они вызвали неоднозначную реакцию со стороны общества. Даже в наши дни события тех лет становятся предметами споров и острых дискуссий. По мнению многих всё, что происходило в те годы, стало причиной одной из крупнейших геополитической катастрофы конца XX века - распада СССР. Основная цель данного реферата рассмотреть все 3 этапа перестройки. Задачами данного реферата является раскрытие причин перестройки и её итогов. Данная тема современна и актуальна для сегодняшнего дня, так как перестройка повлияла как на развитие России и других стран бывшего Союза так и на остальной мир в целом.

1. Причины реформ
К началу 1980х изменения в стране сделали возможными и во многом неизбежными глубокие преобразования сложившихся социально-экономических и политических отношений. Обусловлено это, с одной стороны, тяжелой ситуацией в экономике, которая возникла с приходом “Застоя”, с другой - изменениями в советской политической элите. В начале 1980х ушли из жизни А.Н. Косыгин, М.А. Суслов, Л.И. Брежнев, А.Я. Пельше, Ю.В. Андропов, Д.Ф. Устинов, К.У. Черненко - последняя когорта руководителей, которые получили политическую закваску в сталинское время и занимали охранительные позиции в отношении модели социализма и взглядов на характер мирового развития, сформированных в 1930-19504е годы. Им на смену приходили совсем другие лидеры. [2, стр. 585].


Горбачёв был из того поколения, которое формировало свои взгляды на волне Хрущёвской десталинизации. Это было так называемое “непуганое” поколение, которое в свое время не пережило сталинских репрессий и было склонно мыслить более свободно. В хрущевские времена в советском обществе, особенно в интеллигентской среде, стало укореняться разномыслие. Свою роль сыграла и большая открытость СССР послесталинского времени, возможность ознакомления с жизнью стран, которые добились наиболее значимых успехов в своем развитии. Все это делало горбачевских сверстников более подготовленными к отходу от тех канонических положений социалистической теории, которые тормозили развитие советского общества в конце XX в.

Однако наличия лишь одной политической воли было недостаточно для вывода страны из кризисного состояния. Многое зависело от представлений о том, как это сделать, и здесь любой потенциальный советский реформатор неизбежно сталкивался с большими трудностями. К началу перестройки в стране, за редким исключением, не было специалистов-теоретиков по макроэкономике, рынкам капитала и труда, международным финансам, теории производственных организаций. Это дает основания утверждать, что реформы второй половины 1980х «не были подготовлены в плане идейно-теоретическом и организационно-прикладном» и «концепция перестройки и практика во многом является чистой импровизацией» (Г.Х. Попов).
. “Больше социализма”
Первый этап перестройки проходил под лозунгом “Больше социализма”. В то время Горбачёв не собирался полностью перестраивать систему, а лишь ускорить её. Ни один из трех столпов этой системы - руководящая роль КПСС, государственная собственность на средства производства, политическое господство трудящихся - ни разу не ставился под сомнение. Поэтому, на взгляд трезвомыслящих людей, лозунг «больше социализма» означал больше руководящей роли КПСС, больше государственной собственности, больше политического господства рабочего класса (последнее, впрочем, давно являлось маской, прикрывавшей господство партократии). Реальным движущим мотивом Горбачева и его окружения было желание сократить технологическое отставание от развитых индустриальных стран, запустить наконец-то механизм научно-технической революции, развивалась на Западе к тому времени три десятилетия, и тем самым реанимировать «реальный социализм». Это желание соседствовало с убеждением, что экономическая модернизация СССР возможна без изменения его социально-политических первооснов.[1, стр. 134]


В первую очередь руководству страны требовалось ускорить темпы экономического развития. Один из первых законов тех лет - Закон о трудовых коллективах. XXVII съезд КПСС, как и подобало ему, торжественно провозгласил, что утверждаемая Законом «непосредственная демократия» приведет к «активизации трудовых коллективов, созданию в них атмосферы социалистической взаимопомощи и требовательности, воспитанию у трудящихся чувства полноправных хозяев производства, высокой ответственности за выполнение обязанностей перед обществом». В действительности же, как очень скоро обнаружилось, «непосредственная демократия» выявила «коллективный эгоизм», желание трудовых коллективов выбирать удобных руководителей, производить продукции поменьше, да подороже. Вера в высокую сознательность социалистического рабочего класса рухнула в очередной раз.

Правительство так же старалось делать упор на развитие в стране научно-технического прогресса. Курс на ускоренное внедрение достижений научно-технического прогресса нашел отражение в создании ряда структур. Было создано Бюро Совмина СССР по машиностроению, образован Государственный комитет по вычислительной технике и информатике (21 марта 1986), принято решение о создании межотраслевых научно-технических комплексов (22 января 1986), организовано Главное управление по созданию и использованию космической техники для народного хозяйства научных исследований (12 октября 1985). На повышение эффективности использования новой техники ориентировались решения о проведении аттестации рабочих мест (12 сентября 1985) и о переводе на трехсменную работу обладавших высоко-производительным современным оборудованием предприятий. Улучшения качества изделий предполагалось добиться через оправдавший себя в отраслях оборонной промышленности опыт государственной приемки продукции.

Для достижения своих целей власть старалась повысить заинтересованность людей в результатах своей деятельности. В мае 1985 г. принято постановление о совершенствовании оплаты труда научных работников, конструкторов и технологов промышленности, в июле - о повышении материальной заинтересованности для некоторых категорий работников аграрной сферы. Решением от 12 декабря 1985 г. улучшалось материальное стимулирование мастеров, начальников цехов и участков предприятий. Наконец, постановление от 17 октября 1986 г. предусматривало введение новых тарифных ставок и окладов, а также снятие ограничений на фонд заработной платы в производственных отраслях. Стоит отметить, что события тех годов сопровождались кадровыми переменами.


В момент избрания Горбачев был еще окружен руководителями предшествующего поколения. Он сразу же стал искать новых людей на главные посты. Кадры он черпал из того партийного слоя, который знал лучше всего: среди секретарей обкомов, в любом случае - из местных руководителей, из числа тех, кого выдвинул Андропов. В качестве второго человека в секретариате партии он выбрал сибиряка Лигачева, который был рядом с ним в трудный год правления Черненко. Престарелый Тихонов освободил место председателя Совета министров для приехавшего с Урала Рыжкова, специалиста с высшим техническим образованием.

С того же Урала был переведен в Москву секретарь важнейшего, Свердловского обкома партии Ельцин, вскоре ставший секретарем партийной организации столицы вместо Гришина: тот до последнего интриговал, добиваясь, чтобы его избрали вместо Горбачева. Отдел пропаганды был доверен Яковлеву, функционеру, отстраненному от работы в ЦК в 1972 году, но которого уже Андропов вытянул из ссылки в Канаде, поручив руководство важным научным институтом. Горбачев избавился от советника по внешней политике Александрова, правой руки предшествующих генеральных секретарей, и заменил его «ревизионистом» Черняевым. [2, стр. 590]

Так же первый этап перестройки характеризовался некоторыми утопическими подходами. Один из самых ярких примеров - кампания по борьбе с алкоголизмом в стране, которая хоть и имела довольно положительные результаты, однако со временем вызвала неоднозначную реакцию в обществе, в результате чего была свёрнута.

И, пожалуй, наиболее грандиозной программой была «Жилье 2000», которая предусматривала решение одной из наиболее болезненных социальных проблем в СССР. Согласно документу, каждая семья к 2000 г. должна была жить в отдельной квартире или в собственном доме.

Во внешней политике Горбачёвское руководство выработало абсолютно новый поход. Нормализация отношений с окружающим миром требовала переосмысления концептуальных основ внешней политики СССР, нацеливая на отказ от явно не оправдавших себя подходов и выработку нового кодекса поведения на международной арене, который соответствовал бы современным реалиям, отвечал национальным интересам страны, обеспечивал условия для внутреннего социального и экономического прогресса. Решить эту сложную задачу была призвана советская внешнеполитическая доктрина, получившая название «новое политическое мышление» в международных делах, о чем Горбачев заявил уже в 1985 г. Доктрина означала отказ от одного из базовых блоков советского марксизма - теории мирового революционного процесса.
Аксиомой считалось, что развитие человечества непременно приведет к утверждению на Земле социалистических общественных отношений. Задача же коммунистов всех стран виделась в том, чтобы своей борьбой, носящей не национальный, а интернациональный характер, приближать это время

В центре внимания советского руководства в 1985-1989 гг. находились прежде всего отношения с США, голос которых был решающим при развязывании всех международных «узлов». В 1985-1991 Горбачев девять раз встречался с американскими президентами. Уже в ноябре 1985 г. в Женеве состоялась первая после длительного перерыва советско-американская встреча на высшем уровне, призванная возобновить диалог и оздоровить отношения между двумя странами. На второй встрече в Рейкьявике в октябре 1986 г. стороны были уже близки к тому, чтобы совершить прорыв в области сокращения ядерных вооружений. Однако предложенные Горбачёвом проекты не нашли поддержки со стороны президента США Р. Рейгана, в результате чего Горбачев обвинил США в стремлении добиться превосходства, а Рейган советскую сторону - в попытке навязать неприемлемые условия. В итоге в Рейкьявике не подписано ни одно из соглашений. Чуть позже, в феврале 1987 г., Кремль, идя на уступки, отказался от «пакетного» подхода, что позволило постепенно продвигаться по пути ядерного разоружения. [2, стр. 598]

В 1985-1986 гг. продолжалось развитие связей со странами, входившими в Организацию Варшавского Договора. В 1985 г. Он вновь был продлен на очередные 20 лет. В соответствии с новым курсом внутри СССР утверждена Комплексная программа научно-технического прогресса стран - членов СЭВ до 2000 г. Продолжались регулярные встречи на высшем уровне с лидерами этих стран. Правда, на них стали звучать новые нотки: советская сторона давала понять, что намерена отходить от роли «старшего брата» в отношениях с партнерами и что СССР не намерен более вмешиваться во внутренние дела соседей.
. “Больше демократии”
На пленуме ЦК в 1987г. Горбачёв заявил, что осуществление политики перестройки невозможно без демократизации общественно-политической жизни и призвал к расширению гласности. После этого в прессе всё чаще стали появляться критические статьи. В Журнале “Огонёк” периодически стали появляться статьи о преступлениях социализма. Стали публиковаться произведения эмигрантов и репрессированных писателей: Мережковского, Набокова, Ходасевича, Платонова и др. Появлялись ранее запрещённые цензурой произведения: “По праву памяти” Твардовского, “Реквием” Ахматовой, “Зубр” Гранина … Эти книги стали “Локомотивом гласности”, помогли обществу избавиться от боязни преследования. Люди осознали необходимость избавиться от “белых пятен в своей истории. В школах был отменён экзамен по истории. Многие писатели осуждали пороки советской распределительной экономики и пропагандировали переход к социалистическому рынку. На телевидении появились острые публицистические передачи. Началась новая волна реабилитации жертв сталинских репрессий и представителе оппозиции. [3, стр. 764]