Файл: Причины реформ. "Больше социализма".rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Событием огромной культурной важности стал фактический отказ государства от агрессивного атеизма. Возрождалась прерванная в 1917 г. традиция христианства. Восстанавливались ранее разрушенные храмы, открывались духовные школы, семинарии. В 1988 г. было зарегистрировано 176, в 1989 - 460 новых православных объединений; в начале 1990 г. в РСФСР действовало 3120 православных приходов. Возрождению интереса к религии и Церкви способствовало празднование в 1988 г. тысячелетия крещения Руси. Возрождались и другие конфессии, исторически существовавшие в России. Восстанавливались старые и открывались новые мусульманские мечети, иудейские синагоги, буддийские пагоды.

Важным событием 1990 г. стало принятие союзного и российского законов «О свободе совести и религиозных организациях» и «О свободе вероисповеданий», закреплявших новый характер государственно4церковных отношений. Признание важности религиозной традиции в жизни общества нашло отражение во включении дня Рождества Христова в число национальных праздников России. Впервые в новом качестве он был отпразднован 7 января 1991 г.

На втором этапе перестройки в 1987-1988 гг. была сформулирована реформаторская политическая концепция и осуществлены реальные политические реформы Январский пленум 1987 г. Принял решение о реформе политической системы. Депутаты Советов (от местных до Верховного) должны были избираться на альтернативной основе. Реформы коснулись и внутрипартийной жизни (Тайные голосования, альтернативные выборы членов парткомов и.т.д.) В июне 1988 г. на XIX партийной конференции было принято решение о формировании правового государства, лишении партийных органов государственной функции, о расширении прав республик. Главным итогом стало решение о созыве съезда народных депутатов СССР. Он должен был состоять из 2250 депутатов.

Две трети депутатов избирались по одномандатным округам, остальных избирали центральные органы общественных организаций. 1-ый Съезд Народных Депутатов состоялся в мае - июне 1989 г. Дебаты на нём приобрели невиданную ранее остроту. Съезд избрал двухпалатный верховный совет, председателем которого стал Горбачёв. Однако на съезде сформировалась группа депутатов, которые критически были настроены к курсу Горбачёва. Они особенно резко критиковали экономическую политику правительства и требовали скорейшего перехода к рыночной экономике. Реформа политической системы связывалась с превращением Советов в главный источник власти, что на политическом языке означало необходимость отмены 64й статьи Конституции СССР, закреплявшей ведущую роль КПСС.


На I съезде народных депутатов впервые за долгие годы началось формирование организованной политической оппозиции. 7 июня 1989 г. депутат из Оренбурга В. Шаповаленко объявил о создании Межрегиональной Депутатской группы (МДГ), в которую первоначально вошли 150 человек. Летом группа увеличилась до 388, из них 286 представляли РСФСР. Окончательное организационное конституирование МДГ произошло 29 июля на первой общей конференции ее членов. На ней избраны пять сопредседателей: Ю.Н. Афанасьев, Б.Н. Ельцин, В. Пальм, Г.Х. Попов и А.Д. Сахаров и Координационный совет из 20. С программными тезисами группы выступил Б.Н. Ельцин, выделив следующие принципиальные идеи: признание частной собственности, децентрализация власти, экономическая самостоятельность и реальный хозяйственный суверенитет республик. [2, стр. 611]

К 1987 г. наблюдался спад промышленного и сельскохозяйственного производства. В этих условиях руководство страны начало разработку новой экономической реформы. 30 июня 1987 г. вышел закон “о государственном предприятии”, который предусматривал переход предприятий на хозрасчёт и самофинансирование. Закон принципиально видоизменил взаимоотношения в треугольнике «органы государственной власти - администрация предприятий - работники». Ключевых нововведений в новом законе было два. Во-первых, закон радикально увеличивал степень независимости предприятий и, соответственно, столь же радикально уменьшал контроль органов государственной власти над экономическими процессами. Жёсткие плановые задания отменялись для почти 2 тыс. предприятий, планирование для них ограничивалось контрольными цифрами и государственными заказами. Постепенное уменьшение доли госзаказа было провозглашено важной задачей. Руководителям и коллективам государственных предприятий были предоставлены исключительно широкие полномочия, в частности, право самостоятельного выхода на внешний рынок, осуществления совместной деятельности с иностранными партнёрами и др.

В значительно большем объёме делегировалось и право пользования. Согласно так называемой второй схеме хозрасчёта (одной из двух предлагавшихся предприятиям на выбор при реорганизации) фонд оплаты труда определялся как доход, уменьшенный на сумму материальных затрат, платежей в бюджет и отчислений в специальные фонды. Первая схема также открывала новые, хотя и не столь обширные возможности для увеличения заработной платы. Во-вторых, закон серьёзно ограничивал административные возможности директората предприятий по отношению к работникам, резко усилив при этом влияние трудовых коллективов на принятие экономических решений (распределение доходов предприятия, назначение менеджеров всех уровней и т. д.).


В духе идей рабочего самоуправления трудовым коллективам была предоставлена возможность выбирать директоров, правда, с последующим утверждением министерствами. [3, стр. 756]. В 1988 г. госзаказ составил в среднем 85%, однако предприятия требовали его увеличения, так как отсутствие опыта, а также рыночной. Инфраструктуры (бирж, посреднических контор и др.), осложняли реализацию изготовленных изделий. Связи между предприятиями принимали форму преимущественно бартерных отношений, и, следовательно, были шагом назад даже не только в плане продвижения к проектируемому рынку, но и в сравнении с реальной социалистической экономикой. Выборность директоров часто приводила к выдвижению не лучших профессионалов, в деятельности которых к тому же усиливался популизм. Многие предприятия воспользовались возможностью поднять зарплату работникам и в то же время поднимали цены на свои изделия, сокращали выпуск дешевого ассортимента. Не всегда повышали уровень управления и советы трудовых коллективов, дублируя функции и профсоюзов, и администрации. «Зависала» статья 23 закона (о возможном банкротстве): в 1988 г. более 30% предприятий были убыточными, а еще 25 - получали небольшую прибыль; при переходе на самофинансирование и лишении господдержки они рисковали стать банкротами, вызывая взрывы безработицы.

Столь же неоднозначной оказалась и кооперативная политика. В 1987-1988 гг. был принят ряд актов, поощряющих частную инициативу. Главным из них стал Закон «О кооперации в СССР» (май 1988). За счет стремительного роста кооперативного движения государство пыталось улучшить положение в социальной сфере: неудовлетворенный спрос на промтовары широкого потребления составлял более 30 млрд. рублей, а в сфере услуг, оказываемых госпредприятиями, - около 15. Однако чем активнее развивалось кооперативное движение, тем более настороженное отношение оно вызывало. Льготы позволяли кооператорам закупать сырье по низким госценам, а продавать продукцию по высоким, коммерческим.

При сопоставимой интенсивности труда зарплата в кооперативах была несравненно выше, чем в государственном секторе. Несовершенство системы контроля приводило к тому, что руководители многих предприятий создавали при них кооперативы. Возможности использовать государственную материально-техническую базу и ресурсы, соединенные с преимуществами и льготами кооператоров, давали особенно значительный эффект. Такие кооперативы откровенно паразитировали на государственной экономике. Закон о кооперации способствовал легализации теневого бизнеса, создавал условия для «отмывания» криминальных денег, увеличения социальных диспропорций, появления рэкетиров. В 1988 г. зафиксировано 600 случаев рэкета, но только в 137 из них потерпевшие обратились за помощью в правоохранительные органы. [2, стр 618].

. Расколы и кризисы
Радикальные последствия демократических политических реформ раскрылись на мартовских выборах народных депутатов СССР в 1989 году. Первые свободные выборы нанесли удар по кандидатам от аппарата КПСС и выдвинули, во-первых, кандидатов, противостоявших аппарату, а, во-вторых, представителей национальных фронтов. Ростки радикально-демократической оппозиции проявились уже на I Съезде народных депутатов СССР.

Окрыленные успехом на весенних выборах, народные фронты Прибалтийских республик в мае-июне решительно поменяли цель достижения национального суверенитета на цель полной государственной независимости и выхода из СССР. Ответом справа было цементирование консервативной оппозиции. Организационные усилия консерваторов привели в 1989-1990 гг. к образованию Российской коммунистической партии, всевозможных национал-патриотических и неосталинистских блоков. Нина Андреева, исчезнувшая с политической арены вовторой половине 1988 г., на этапе оформления конфронтационных партий создала откровенно сталинистское общество «Единство» и отчеканила лозунг: «Социализм или смерть!».

Раскол единого в 1985-1988 гг. лагеря перестройки, поляризация политических сил в обществе породили в умах панические настроения. В Москву зачастили либеральные зарубежные советологи, бывшие диссиденты в надежде примирить горбачевцев и радикалов. Один из зарубежных наблюдателей в ужасе воскликнул со страниц «Литературной газеты»: «У вас нет политического центра!». Но остановить процесс размывания политического центра было невозможно: он таял не по дням, а по часам. Это оказалось неожиданностью для Горбачева, но было глубоко закономерно в условиях легализации политических свобод и развития перестройки по восходящей линии. Жирондисты должны были уступить лидирующее место якобинцам. Огромное значение для углубления раскола в лагере перестройки имели революции конца 1989 г. в Восточной Европе, разрушившие там реальный социализм. Массовая, всенародная поддержка антикоммунистических революций в Европе во многом определила логику поведения советской радикальной оппозиции: последняя все более решительно открещивалась от социалистического выбора и делала своим козырем антикоммунизм.

В конце 1989 - начале 1990 г. радикальная оппозиция без особого труда реализовала требование о ревизии б-й статьи Конституции, что имело огромное значение для сокрушения политической монополии КПСС.

На мартовских 1990-го года выборах в республиканские и местные советы радикальная оппозиция одержала ряд блистательных побед: она завоевала большинство в Москве и Ленинграде, а в Прибалтийских республиках народные фронты, придя к власти, незамедлительно провозгласили государственную независимость стремительной радикализации массового сознания, со всей твердостью отказавшего в 1989-1990 гг. в поддержке КПСС. Уже через 2-3 месяца после ревизии 6-й статьи Конституции возникли социал-демократическая, демократическая, конституционно-демократическая и другие партии. Сама КПСС раскололась, из нее решительно вышли герои политических кампаний 1989-1990 годов. Компартия обнаружила полную неспособность вести политическую борьбу в условиях плюрализма: она проклинала и выбрасывала из своих рядов «отступников», но паралич ее вследствие этого не ослабевал, а усиливался.


Правда, руководство КПСС предприняло мощные идеологические маневры: его программное заявление «К гуманному, демократическому социализму», одобренное в июле 1990 г., основано на социал-демократических и еврокоммунистических источниках. [1, стр. 137]

Период 1988 - 1990 характеризовался так называемым движением “от Союза”. Особенно сильно в это движение было у прибалтийских республик. 30 мая 1988 г. Ассамблея национальных сил Эстонии, а затем Литвы и Латвии потребовали внести ясность в события 1939 - 1940 гг. , связанные с присоединением к СССР. Эти события сопровождались массовыми демонстрациями и митингами. В этом же году эстонскими учёными была разработана концепция “республиканского хозрасчёта”. Она предполагала расширение экономической независимости республик.

В прибалтийских республиках даже удавалось оторвать от центра партийные организации. XX cъезд компартии Литвы объявил её независимой от КПСС. Тем самым канал политического влияния Москвы на регион быстро сузился. Вскоре сторонники полной независимости абсолютно доминировали в органах власти. Это позволило создать в республиках идейно консолидированные парламенты. Уже 11 марта 1990 г. Верховный совет Литвы принял Акт “О восстановлении независимости литовского государства”. Литовская СССР переименовывалась в Литовскую республику. Отменялось действие Конституции Литовской СССР, вместо неё временно действовал Основной закон Литовской республики основанный на Конституции 1938 г. Идентичные процессы происходили и в других прибалтийских республиках. [4, стр. 127]

июля Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете БССР. В ней провозглашалось верховенство на территории республики Конституции БССР. 17 марта 1991 г. в СССР состоялся референдум по вопросу сохранения Советского Союза. “За” высказались 76,4% голосовавших, в том числе в Беларуси - 82,7%. Попытки союзного руководства создать “обновленный Союз” и подписать в Ново-Огареве новый договор не увенчались успехом. Августовский путч в Москве 19 августа 1991 г. похоронил эти попытки окончательно. 25 августа сессия Верховного Совета БССР приняла Закон “О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета Белорусской ССР о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики” и постановление “Об обеспечении политической и экономической самостоятельности белорусской ССР”. Собственностью республики объявлялись предприятия, организации и учреждения союзного подчинения, размещенные на ее территории. 19 сентября 1991 г. было принято решение об изменении символики республики и переименовании Белорусской Cоветской Социалистической Республику в “Республику Беларусь” или “Беларусь”.