Файл: Дисциплина Экологические основы природопользованияПрактическое занятие 2 Обучающийся Наумоваа Валерия Шахиновна.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная
организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Пермь - 2022
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Экологические основы природопользования
Практическое занятие 2
Выполнил:
Обучающийся Наумоваа Валерия Шахиновна
Преподаватель:
Чащинова Анна Вадимовна

Задание 1
Максимальное количество баллов — 8.
Цель образовательной и воспитательной деятельности в сфере экологии — это становление начал экологической культуры у детей; развитие экологического сознания, мышления и экологической культуры у взрослых, их воспитывающих; формирование у обучающихся ответственного отношения к окружающей среде, которое должно выстраиваться на базе экологического сознания.
Разумеется, достижение столь значимых и содержательных целевых ориентиров невозможно без оформления персональной нравственной позиции педагога по данному вопросу. В качестве варианта собственной педагогической позиции вам необходимо написать эссе на одну из предложенных тем (по выбору):
1. Особенности изучения Федерального закона «Об охране окружающей среды» в школе.
2. Цели экологического образования в интересах устойчивого развития Российской
Федерации.
3. Роль изучения особо охраняемых природных территорий на занятиях с учащимися различных образовательных организаций.
4. Влияние педагога на снижение уровня негативного воздействия промышленности на окружающую среду: борьба с ветреными мельницами или всё в наших руках?
Эссе необходимо подготовить для проверки в следующем формате: объём печатного текста составляет не более 3 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.
ОТВЕТ:
Цели экологического образования в интересах устойчивого развития Российской
Федерации.
Актуальность экологического образования обусловлена глобальностью экологических проблем, стоящих перед человечеством, и невозможностью их решения без сформированности экологической ответственности, экологической культуры. Большую роль в формировании и развитии экологического сознания, экологической культуры, знаний, умений, навыков, обучаемых играет организация внеурочной и внеклассной работы. К таким формам работы относятся: экологические игры (соревновательные, ролевые, имитационные), детские экологические движения, экскурсии, конкурсы экологической направленности, эколого-краеведческая деятельность, школьные проекты, экспедиции, факультативы, научные вечера, конференции, исследовательские работы учащихся, издание стенгазет, альбомов, участие в экологических олимпиадах, просмотр видеофильмов, школьный экологический мониторинг и др.


Преобразующее воздействие человеческого общества на природу неизбежно, оно усиливается по мере роста численности населения, в результате научно- технического прогресса, увеличения числа и массы веществ, вовлекаемых в хозяйственный оборот.
Решение этой задачи требует изменения многих ранее сложившихся представлений о соизмерении человеческих ценностей, необходимости развития у каждого человека экологического сознания, экологической культуры.
Потребительское отношение к природной среде, упрощенное понимание глобальных экологических проблем, является следствием низкого уровня экологических знаний или их отсутствие. Поэтому формирование нового экологического мышления на принципах совместного развит ия природы и общества невозможно без широкого экологического образования и воспитания.
На сегодняшний день экологическое образование Российской Федерации в формальных и неформальных организациях реализуется на основе государственных образовательных стандартов общего образования, в которых говорится, что экологическое образование должно осуществляться на всех уровнях общего образования через урочную и внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы организации, разрабатываемой ею самостоятельно (Закон «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года).
«Создана система непрерывного экологического образования – от программ для детского сада, средней школы до подготовки специалистов – среднее и высшее образование, а также повышение квалификации специалистов и экологическое просвещение населения». Тем не менее на сегодняшний день в 12 регионах страны действуют законы об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры, в 60 субъектах Федерации приняты постановления администрации или правительства, касающиеся вопросов экологического образования.

Задание 2
Максимальное количество баллов — 8.
Национальные проекты Российской Федерации 2019 – 2024 гг. — это новые комплексные разработки федерального масштаба, принятые в России в 2018 году, и реализуемые по трём направлениям:
1. Человеческий капитал.
2. Комфортная среда для жизни.
3. Экономический рост.
Цель национального проекта «Экология» — это кардинальное улучшение экологической обстановки на территории Российской Федерации и обеспечение её положительного влияния на оздоровление россиян. В данной многосторонней работе принимают участие органы государственной власти и органы местного управления, кураторы федеральных проектов, общественные организации и активные граждане.
Современный педагог, работая над формированием экологической культуры обучающихся, изучает содержание данного проекта.
Для выполнения данного задания рекомендуем пройти по ссылке на официальный сайт
Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации https://www.mnr.gov.ru/activity/directions/natsionalnyy_proekt_e kologiya/
1. Внимательно изучите содержание паспорта Национального проекта «Экология». Особое внимание обратите на его структуру, представляемую систему планирования и перечень значимых показателей.
2. Изучите представленный перечень наименований федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Экология».
3. Дополните данный перечень недостающим наименованием федерального проекта № 10, входящего в состав национального проекта «Экология»:
- Федеральный проект «Чистая страна».
- Федеральный проект «Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами».
- Федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I – II классов опасности».
- Федеральный проект «Чистый воздух».
- Федеральный проект «Чистая вода».
- Федеральный проект «Оздоровление Волги».
- Федеральный проект «Сохранение озера Байкал».
- Федеральный проект «Сохранение уникальных водных объектов».
- Федеральный проект «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма».
- Федеральный проект «Сохранение лесов».
- Федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий».
4. Перечислите показатели, представляемые в рамках данного национального проекта, на достижение которых он направлен.
ОТВЕТ:
Показатели национального проекта, на достижение которых направлен федеральный
проект «Сохранение лесов»


1. С участием населения реализованы экологические проекты по очистке берегов водных объектов, по охране, защите и воспроизводству лесов
1.1. Количество населения, вовлеченного в мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов (в т.ч. тушения лесных пожаров, посадке леса, очистке лесов, охране лесов от правонарушений, участий в деятельности школьных лесничеств)
2. Сохранение лесов страны в целях обеспечения комфортной и безопасной среды для жителей
Российской Федерации.
2.1. Поглощение лесами углерода.
2.2. Лесистость территорий Российской Федерации
3. Сохранение лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках, вырубленных и погибших лесных насаждений.
3.1. Отношение площади лес восстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений
3.2. Ущерб лесным насаждениям от лесных пожаров
5. Опишите характеристику глобальной экологической проблемы, на решение которой направлен данный федеральный проект.
Письменный ответ необходимо подготовить для проверки в следующем формате: объём печатного текста составляет не более 3 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times
New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.
ОТВЕТ:
Федеральный проект направлен на сохранение национальных лесов в целях обеспечения комфортной и безопасной среды для жителей России.
Предполагается борьба с обезлесением, воспроизводство лесного покрова на всех участках, вырубленных и погибших лесных насаждений, вовлечение населения в мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов.
Проблема сохранения лесов от загрязнений является приоритетной для человечества, поскольку ежегодно их площадь сокращается, что приводит к изменению биосферы. Как следствие, меняется и структура почвы, состав воды, что откладывает негативный отпечаток на жизнь человека. Россия – страна номер один по количеству лесов. Создать условия для воспроизводства жизненно важных для планеты российских лесов призван федеральный проект «Сохранение лесов». Основная цель – добиться, чтобы вырубленные и погибшие леса на 100% восстанавливались. По этому документу к 2024 году Россия должна обеспечить полный баланс между вырубленным и восстановленным лесом. Лесозаготовители должны компенсировать нанесенный природе ущерб, высадив столько же деревьев, сколько спилили. Федеральный проект направлен на сохранение национальных лесов в целях обеспечения комфортной и безопасной среды для

жителей России. Предполагается борьба с обезлесением, воспроизводство лесного покрова на всех участках, вырубленных и погибших лесных насаждений, вовлечение населения в мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов.
Задание 3
Максимальное количество баллов — 8.
Представьте следующую педагогическую ситуацию. Вы являетесь педагогом в образовательной организации. Вам необходимо провести внеклассное занятие на тему: «Экологический след жителя планеты Земля». Возрастные характеристики учащихся могут быть определены студентом по собственному выбору.
Изучите предлагаемые далее информационные и тестовые материалы. По приведённой ниже тестовой методике рассчитайте собственный экологический след, а также подготовьте обстоятельный ответ на следующие вопросы:
1. Какие задачи вы как педагог поставите перед собой на внеклассном занятии по теме
«Экологический след»?
2. Каким будет тематическое планирование и содержание урока?
В качестве итога подготовьте краткий конспект будущего занятия, на котором в обязательном порядке должны быть представлены предложенные далее материалы.
Определение понятия «экологический след»
Экологический след — это земельная площадь планеты, которая необходима для того, чтобы конкретный человек получил все необходимые ресурсы для создания тех вещей и услуг, которыми он пользуется на протяжении всей своей жизни.
Методика расчёта экологического следа жителя планеты Земля
Для того чтобы вычислить экологический след конкретного жителя планеты Земля, рекомендуется последовательно ответить на каждый из шести вопросов представленного далее теста. Для этого необходимо выбрать из предложенных вариантов ответов соответствующие вашему образу жизни утверждения. В заключении каждого утверждения (справа) представлены конкретные баллы. Необходимо выделить баллы, соответствующие выбранным вами высказываниям. Далее рекомендуется провести сложение/вычитание количества определённых баллов. Суммируя, а затем умножая баллы, вы получите величину экологического следа жителя планеты Земля.
Тест по проведению расчёта экологического следа жителя планеты Земля
1. Жильё:
1.1 Площадь вашего жилья позволяет держать кошку, а собаке средних размеров было бы тесновато +7 1.2 Большая, просторная квартира +12 1.3 Коттедж на две семьи +23
Полученные очки за первый вопрос разделите на то количество людей, которое живёт в вашей квартире или в вашем доме.
ОТВЕТ: 7,7
2. Использование энергии:
2.1 Для отопления вашего дома используется нефть, природный газ или уголь +45


2.2 Для отопления вашего дома используется энергия воды, солнца или ветра +2 2.3 Большинство из нас получает электроэнергию из горючих ископаемых, поэтому добавьте себе +75 2.4 Отопление вашего дома устроено так, что вы можете его регулировать в зависимости от погоды –10 2.5 Дома вы тепло одеты, а ночью укрываетесь двумя одеялами –5 2.6 Выходя из комнаты, вы всегда гасите в ней свет –10 2.7 Вы всегда выключаете бытовые приборы, не оставляя их в дежурном режиме –10
ОТВЕТ:45+75-10-10=60
3. Транспорт:
3.1 На работу вы ездите городским транспортом +25 3.2 На работу вы идёте пешком или едете на велосипеде +3 3.3 Вы ездите на обычном легковом автомобиле +45 3.4 Вы используете большой и мощный автомобиль с полным приводом +75 3.5 В отпуск вы летаете самолётом +85 3.6 В отпуск вы ехали на поезде, продолжительность пути — до 12 часов +10 3.7 В отпуск вы ехали на поезде, продолжительность — более 12 часов +20
ОТВЕТ:75+85=160
4. Питание:
4.1 В продуктовом магазине или на рынке вы покупаете свежие продукты (хлеб, фрукты, овощи, рыбу, мясо) местного производства, из которых вы сами готовите обед +2 4.2 Вы предпочитаете уже обработанные продукты, полуфабрикаты, свежемороженые готовые блюда, нуждающиеся только в разогреве, а также консервы +14 4.3 В основном вы покупаете готовые или почти готовые к употреблению продукты, но стараетесь, чтобы они были произведены поближе к дому +5 4.4 Вы едите мясо 2 – 3 раза в неделю +50 4.5 Вы едите мясо три раза в день +85 4.6 Вы предпочитаете вегетарианскую пищу +30
ОТВЕТ:2+50=52
5. Использование воды и бумаги:
5.1 Вы принимаете ванну ежедневно +14 5.2 Вы принимаете ванну один или два раза в неделю +2 5.3 Вместо ванны вы ежедневно принимаете душ +4 5.4 Время от времени вы поливаете приусадебный участок или моете свой автомобиль из шланга +4 5.5 Если вы хотите прочитать книгу, то всегда покупаете её +2 5.6 Иногда вы берёте книги в библиотеке или одалживаете их у знакомых –1 5.7 Прочитав газету, вы её выбрасываете +10 5.8 Выписываемые или покупаемые вами газеты/журналы/книги читает после вас ещё кто-то +5
ОТВЕТ:2+4-1=5
6. Бытовые отходы:
6.1 Все мы создаём массу отбросов и мусора, поэтому добавьте себе +100 6.2 За последний месяц вы хотя бы раз сдавали стеклянные бутылки –15 6.3 Выбрасывая мусор, вы откладываете в отдельный контейнер макулатуру –17 6.4 Вы сдаёте в специальные пункты пустые банки из-под напитков и консервов –10 6.5 Вы выбрасываете в отдельный контейнер пластиковую упаковку –8 6.6 Вы стараетесь покупать в основном не фасованные, а развесные товары; полученную в магазине упаковку используете в хозяйстве –15 6.7 Из домашних отходов вы делаете компост для удобрения дачного участка –5
ОТВЕТ:100
Если вы живёте в городе с населением в полмиллиона человек и больше, умножьте ваш общий результат на 2.