Файл: Дисциплина Экологические основы природопользованияПрактическое занятие 2 Обучающийся Наумоваа Валерия Шахиновна.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подведение итогов теста
Разделите полученный результат на 100. В итоге вы узнаете, сколько гектаров земной поверхности необходимо, чтобы удовлетворить все ваши потребности, и сколько потребуется планет, если бы все люди жили так же, как вы!
ОТВЕТ: 384,7/100=3,247
Важно знать следующие факты:
— Чтобы всем нам хватило одной планеты, на 1 человека должно приходиться не более 1,8 га продуктивной земли.
— Имеется следующая информация для проведения сравнения: средний житель США использует 12,2 га (5,3 планеты!), средний европеец – 5,7 га (2,8 планеты), а средний житель
Мозамбика — всего 0,7 га (0,4 планеты). Средний житель России использует в с 4,4 га (2,5 планеты).
Требования к оформлению задания
Оформите результаты персонального тестирования и краткий конспект будущего занятия по данному вопросу в виде письменного ответа в следующем формате: объём печатного текста составляет не более 2 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.
ОТВЕТ:
Тема: «Экологический след».
Исследовать — значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто. А. Сент-
Дьёрдьи
Цель: формирование основ экологической культуры и экологического мышления, через понятие «экологический след», знакомство с современными экологическими проблемами и способами их решения.
Задачи:
Образовательные:
 познакомить учащихся с понятием «экологический след»,
 научить обучающихся методике расчета экологического следа,
 продолжить формирование УУД работы с текстом, Интернетом.
Развивающие:
 развивать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор учащихся,
 развивать умение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи,
 формировать коммуникативные УУД (умение выступать перед аудиторией, умение делать выводы),
 формировать у учащихся определённый уровень социальной компетентности.
Воспитательные:
 осуществлять экологическое и эстетическое воспитание учащихся,
 воспитывать научное мировоззрение, бережное отношение к природе,
 привлечь внимание учащихся к решению проблем ресурсосбережения и рационального природопользования;
 воспитывать чувство ответственности за судьбу родного города.
План занятия кружка «Биоком»:
№ п/п
Этап занятия
Деятельность
Время
1.
Мотивационный этап организация начала (учитель + ученики)
10 мин.
1.1
Актуализация учитель
2 мин.
1.2
Определение темы занятия учащиеся определяю тему занятия, учитель ее корректирует
3 мин.
1.3
Определение цели занятия на доске учащиеся определяют цель
2 мин.


1.4
Что такое экологический след учитель погружает ребят в теоретический материал
3 мин.
2.
Практико-деятельный этап.
30 мин.
2.1
Знакомство с калькулятором экологического следа и анкетой учитель знакомит учащихся с анкетой для расчета своего экологического следа, показывает калькулятор расчета экологического следа в Интернете
3 мин.
2.2
Расчет экологического следа (онлайн, анкета) учащиеся рассчитывают свой экологический след по анкете
10 мин.
2.3
Сравнение полученного результата с другими выстраивание учеников по рейтингу (согласно рассчитанного личного экологического следа), учитель также занимает свое место в этом рейтинге
5 мин.
2.4
Мозговой штурм «Как уменьшить экологический след» http://wwf.ru/resources/footprint/tips ребята по группам 3-4 минуты обсуждают, а затем проговаривают полученные результаты
10 мин.
3.
Рефлексия обучающиеся отвечают на вопросы рефлексии
4 мин.
4.
Домашнее задание предлагает учитель
1 мин.
Итого:
45 мин
Выводы: Поставьте счетчик воды; Сортируйте мусор; Не выбрасывайте ненужные вещи; отдавайте нуждающимся; Принимайте душ вместо ванны; Используйте специальные насадки на душ и кран, уменьшающие расход воды; Не выбрасывайте еду; покупайте столько, сколько сможете съесть; Избегайте полуфабрикатов; Подумайте, можете ли вы сегодня обойтись без автомобиля. Бросайте мусор только в контейнеры.
Задание 4
Максимальное количество баллов — 6.
Продумайте обоснованный ответ на следующий вопрос:
— О каком необратимом изменении природных комплексов идёт речь?
Далее представьте следующую педагогическую ситуацию. Вы являетесь педагогом в образовательной организации. Вам необходимо на примере данного репортажа объяснить обучающимся содержание экологического термина, который может быть применим в отношении рассматриваемой ситуации. Продумайте персональное краткое выступление по данному вопросу, которое будет основано на информации, представленной в специальном репортаже «Аральские волны».
Оформите текст подготавливаемого выступления в виде письменного ответа в следующем формате: объём печатного текста составляет не более 2 000 знаков с пробелами, формат листа
А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.

ОТВЕТ:
Бывшее
Аральское море сегодня выглядит так.
Аральское море — огромное терминальное озеро, расположенное среди пустынь
Центральной Азии. За последние 10 тысячелетий оно неоднократно наполнялось и высыхало благодаря природным и человеческим силам. Последнее высыхание началось в начале 1960-х годов и в подавляющем большинстве обусловлено расширением орошения, которое привело к истощению его двух притоков.
В результате уровень озера упал на 23 м, площадь сократилась на 74%, объем сократился на 90%, а соленость возросла с 10 до более чем 100 г / л, что привело к негативным экологическим изменениям:
1.
Уничтожение местных видов рыб;
2.
Возникновение пыльных / соляных бурь;
3.
Деградация биотических сообществ дельты;
4.
Изменение климата вокруг бывшей береговой линии.
Аральское море высохло менее чем за полвека, сейчас от него осталась лишь десятая часть, разделенная на два водоема: Малый Арал в Казахстане и Большой
Арал в Узбекистане. Резкое сокращение началось в связи с развитием сельского хозяйства в Приаралье, в первую очередь - интенсивным выращиванием хлопка на орошаемых полях. Аральская трагедия давно вышла за рамки стран региона, став общепланетарной и требующей внимания всего мирового сообщества.
Отступая, море оставило 54 тысячи квадратных метров высохшего дна, насыщенного ядовитыми солями. Ежегодно в воздух поднимаются до 100 тысяч тонн токсичного песка, а пылевые бури разносят его на тысячи километров.
Исчезло более 130 видов животных и 30 видов рыб. Пыльные бури разносят на дальние расстояния песок с пересохшего дна и накопленные в нём химические загрязнители, что вызывает характерные болезни у людей. Помимо этого, жители столкнулись с массовой безработицей из-за остановки рыбной и судостроительной промышленности.
Реализуются проекты частичного восстановления Аральского моря, однако в силу политических и экономических причин единства в усилиях достичь не удаётся.


Задание 5
Максимальное количество баллов — 8.
Синантропные грызуны — это вид грызунов, которые живут рядом либо совместно с людьми.
Наиболее характерные представители синантропов — это крысы и мыши.
Серая крыса (пасюк) — это самый крупный представитель настоящих синантропов. Вес тела150 – 600 грамм, длина 18 – 25 см, хвост немного короче длины тела. Окраска меха рыжевато-серая. Места обитания крысы тесно связаны с человеком. Они заселяют в городах жилые дома, различные складские и производственные помещения, пищевые предприятия и конторские строения, но чаще всего их обнаруживают в подвальных помещениях и на первых этажах. При большой численности крысы проникают и на верхние этажи, вплоть до чердачных помещений.
Помимо пищевых продуктов, крысы грызут и портят самые разнообразные предметы: кожаные и резиновые изделия, изделия из тканей, мебель, книги, мыло и др. Они могут изгрызать изоляцию на проводах, деревянные части зданий, нарушая целость балок, полов, дверей и т. д.
Крысы являются переносчиками множества болезней, например, чумы, Ку-лихорадки, сыпного тифа, псевдотуберкулеза, лептоспироза, туляремии, рожистых воспалений и бешенства. Они могут вести себя агрессивно по отношению к людям и нападать на них.
Для работника образовательной организации необходимо иметь чёткие представления о причинах появления, опасности и мерах предотвращения появления различного вида грызунов в здании или на территории детского образовательного учреждения.
Рассмотрите представленные на рисунке иллюстрации.
Рисунок — Следы крыс и крысиные тропы на снегу
Системно опишите причины и последствия обнаружения следов крысы около жилых зданий и детских учреждений. Изучите меры предотвращения данных последствий.
Оформите результаты проведённого персонального информационного поиска по данному вопросу в виде письменного ответа в следующем формате: объём печатного текста составляет не более 3 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.

ОТВЕТ:
Грызуны – это многочисленный вид класса млекопитающих, включающий в себя более 3000 видов.
Грызуны являются переносчиками возбудителей инфекционных заболеваний: псевдотуберкулеза, иерсиниоза, риккетсиоза, геморрагической лихорадки с почечным синдромом (ГЛПС), лептоспироза, листериоза, туляремии, чумы и др.
Являясь естественными хранителями большого числа видов возбудителей, патогенных для человека, грызуны могут жить в непосредственной близости от жилищ людей (полусинантропы) или в самих жилищах (синантропы) и в силу своих экологических особенностей теми или иными путями вступать в контакт с человеком. Некоторые виды грызунов имеют важное промысловое значение
(бобры, ондатры, сурки, белки, хомяки, суслики, зайцы и др.).
Эпидемиологическое значение грызунов заключается в том, что они являются прокормителями многих видов кровососущих насекомых (клещи, блохи, комары и москиты). Последние, имея широкий круг хозяев среди позвоночных животных, могут нападать и на человека.
Эпидемиологическое значение грызунов объясняется также их биологической особенностью быстро размножаться. Это обусловлено тремя основными моментами:
1. ранним наступлением половозрелости;
2. большим количеством пометов в год;
3. значительным количеством детенышей в помете.
Высокая вероятность контакта людей на территории населенных пунктов, в жилых и производственных помещениях с сообществами потенциальными носителей зоонозных инфекций и инвазий – синантропных и полусинантропных видов мелких млекопитающих требует разработки комплексных и постоянно действующих мер защиты.
Меры предотвращения данных последствий.


Прежде всего, рассмотрим, каких принципов вы должны придерживаться, чтобы в
Вашем доме грызуны никогда не завелись. Ниже приведенные аспекты характеризуют общие условия и факторы, которые помогут создать обстановку менее пригодную для жизни грызунов:
- хранение продуктов питания и продовольствия, имеющего пищевую ценность, должно осуществляться в специальных упаковках и таре, однако против некоторых видов грызунов, например, против крыс, и эти меры будут бесполезными, ведь им «по зубам» даже бетон и металл;
- постоянное соблюдение гигиенической чистоты в помещениях объекта – своевременный вывоз мусора, монтаж специальных сеток против грызунов на вентиляционные отверстия;
- незамедлительное проведение дератизации грызунов при их появлении – оперативность здесь имеет особенно большое значение;
- установка специальных механических устройств на предполагаемых путях миграции грызунов – различные капканы и ловушки.
Итак, если Вы будете придерживаться обозначенных профилактических мер по борьбе с грызунами, то получите все шансы не увидеть этих созданий на территории своего дома (квартиры, офиса или иного объекта).
Заключение.
Без опыта трудно определить следы крысы. Грызуны могут контролировать расстояние шагов и глубину нажатия лапок. Однако с помощью точного описания отметин, можно найти гнёзда вредителей.
Задание 6
Максимальное количество баллов — 6.
Ссылка на обучающее видео на YouTube https://www.youtube.com/watch?v=T5l7Yi_Er2Q Авторское право на видео принадлежит каналу YouTubе. Материал видео используется для студентов АНПОО «НСПК» в учебных целях. Ссылка на видео хостинга YouTubе
Внимательно посмотрите видеоролик
«Трагедия фестиваля воздушных шаров BALLOONFEST» (США, г. Кливленд, 1986 г.). Сформулируйте содержательные ответы на следующие вопросы:
— Какие экологические последствия возникли после описанного события?
— Допустимо ли использование воздушных шаров на торжественных линейках, проводимых в образовательных организациях при праздновании первого сентября Дня знаний?

Продумайте и опишите варианты развития сценариев проведения торжественной линейки празднования Дня знаний в образовательной организации без использования воздушных шаров и без причинения вреда экологической обстановке населённого пункта, в котором находится данная организация.
Оформите результаты самостоятельной проекционной деятельности по данному вопросу в виде письменного ответа в следующем формате: объём печатного текста составляет не более 2 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.
ОТВЕТ:
Какие экологические последствия возникли после описанного события?
-Загрязнение окружающей среды.
- Смерть людей и животных.
Допустимо ли использование воздушных шаров на торжественных линейках, проводимых в образовательных организациях при праздновании первого сентября
Дня знаний?
Ежегодно на массовых мероприятиях в небо запускаются миллионы воздушных шаров по всей России. И дети, как и их родители, не задумываются над тем, что же происходит потом. Шары в итоге превращаются в самый обычный мусор.
Сдувшиеся или лопнувшие воздушные шары, попадая на землю, часто становятся смертельным кормом для диких животных, а если попадают в водоемы, то и для рыб. Воздушные шары, небесные фонарики и пластиковые конфетти никогда не разлагаются. Они разбиваются на все более мелкие кусочки, пока не превратятся в микропластики, которые проглатывают рыбы, птицы, черепахи и другие дикие животные.
Варианты развития сценариев проведения торжественной линейки празднования
Дня знаний в образовательной организации без использования воздушных шаров и без причинения вреда экологической обстановке населённого пункта, в котором находится данная организация.
Мыльные пузыри. Пузыри дешевле, чем воздушные шары, лучше для окружающей среды, и такие же веселые и летучие. Посадить дерево или цветы.


Задание 7
Максимальное количество баллов — 6.
Ссылка на обучающее видео на YouTube https://www.youtube.com/watch?v=tzW2GfZSXz0
Авторское право на видео принадлежит каналу YouTubе. Материал видео используется для студентов АНПОО «НСПК» в учебных целях. Ссылка на видео хостинга YouTubе
Посмотрите предлагаемый вашему внимаю видеоролик об открытии в Голландии первой автомобильной дороги, изготавливаемой из переработанного пластика (Голландия, г. Зволле,
2018 г.).
Сформулируйте содержательные ответы на следующие вопросы:
— Какую экологическую проблему решает данное изобретение?
— Актуально ли представление данной информации вниманию учащихся образовательных организаций?
— Какие иные инновационные экологичные технологии возможно представить на уроках?
Оформите результаты самостоятельной исследовательской деятельности по данному вопросу в виде письменного ответа в следующем формате: объём печатного текста составляет не более 2 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.
ОТВЕТ:
Переработка пластика решает проблему загрязнения окружающей среды.
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным.
Экологическими знаниями должны обладать все. В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования.
Такие инновационные элегичные технологии как использование информационно компьютерных технологий (далее-ИКТ), позволяет вывести этот вид деятельности на новый, качественно более высокий уровень. Это способствует развитию новых направлений по сохранению природы.
Эффективность экологического воспитания возрастает при широком использовании различных форм активизации познавательной деятельности детей, как на уроке, так и во внеклассной работе.

Внедрение во все сферы человеческой деятельности информационно- коммуникационных технологий не может не сказаться на методах и приемах в исследованиях природы. Для изучения основных аспектов, фиксации, обработки и представления любого исследования за объектами окружающего мира нужно и должно применять современные достижения в области ИКТ.
Исследовательская и проектная деятельность обучающихся.
В исследовательскую деятельность следует включать максимально возможное число учащихся. Приемам исследовательской деятельности следует специально обучать юного исследователя. Приобщать к методам научного познания.
Проект – оригинальная практико-ориентированная работа интегративного, межпредметного и творческого содержания. В ней учащийся (учитель) решает конкретные учебные, культурные, социальные задачи исследовательского и прикладного характера, наполняя работу открывающимся ему новым образовательным (для учителя – педагогическим) содержанием и практическим смыслом.