Файл: История и культура Франции в Новое время.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
в решении основного вопроса философии - об отношении мышления к бытию - он оставался дуалистом, признавая два независимых друг от друга начала - материальное и духовное. Существование тела и души, по Декарту, определяется Богом.

Современник Декарта Пьер Гассенди , автор "Парадоксальных упражнений против аристотеликов...", "Возражений на "Метафизические размышления" Декарта" и "Свода философии Эпикура", споривший с ним о структуре мирового пространства, также рисовал материалистическую картину мира, утверждая, что существуют лишь материальные атомы, обладающие внутренним стремлением к движению, и пустота. Гассенди реабилитировал атомистическое учение Эпикура. Большой вклад в науку внесли астрономические наблюдения ученого за прохождением планеты Меркурий по диску Солнца, предвычисленным Н. Кеплером, а также труды по истории науки: биографии Н. Коперника и Тихо Браге. В борьбе с догматизмом схоластов Гассенди , подобно Монтеню, прибегал к идеям античного скептицизма, утверждая достижимость относительных истин, зафиксированных во многих науках. Ученый считал опытно-индуктивный путь в постижении истины самым плодотворным, ибо таким образом, он полагал, можно подчинить свой разум природе, а не приспосабливать природу к разуму. Подобно Эпикуру Гассенди доказывал, что чувства - критерий истинности или ложности наших мыслей, ибо чувства ближе к природе, чем ум. С позиций чувственного эмпиризма Гассенди возражал против рационалистического априоризма Декарта.

Этика Гассенди впитала в себя немного языческих элементов. Крестьянский сын , выпускник Эксского университета в Провансе и каноник кафедрального собора, обратился к этике Эпикура, руководствуясь стремлением реабилитировать ее перед лицом христианства. Он считал, что отрицательное отношение к ней христианских идеологов - результат недостаточного знания этой доктрины и привратного толкования ее главного понятия - наслаждения или удовольствия. Гассенди толковал это понятие как стремление к счастью. "Философия счастья, - писал он в "Своде философии Эпит ра", - это не что иное , как философия здоровья". При этом считал, что в своем стремлении к счастью человек должен руководствоваться благоразумием, "которое подсказывает ему довольствоваться неким минимумом, ибо человеку, не удовлетворяющемуся малым, всегда всего мало".


Секуляризованная мораль и научные материалистические крытая Гассенди сосуществовали с религиозными взглядами ученого-каноника, считавшего, что "богохульник не тот , кто отвергает признанных толпой богов, а тот , кто использует мнение о них толпы". Ученый
придерживался концепции двух истин: взаимного вмешательства философии (науки) и религии.

В философских воззрениях Декарта и Гассенди отразилась oсобенность философской мысли Франции первой половиныXVII в. ней сочетались светские устремления - восхваление силы разума воли, которые позволяют человеку восторжествовать над своими слабостями и противостоять ударам судьбы, - с религиозными их типами и верой в провидение.

Центральным явлением в литературной жизни на рубеже века стал классицизм . Самая яркая фигура этого направления в литературе - Франсуа Малерб (1555-1628), поэт-царедворец. Наследи поэтов "Плеяды ", он, однако , считал, что особенности поэтического творчества не во вдохновении, а в овладении секретами мастерства и поэтической техники. Главная тема Малерба - прославление абсолютизма ("Молитва за здравие короля Генриха Великого", ода "На поход Людовика XIII"). Малерб проявил себя как защитник французского языка, он боролся за кодификацию французского литературного языка, против влияния диалектов и архаизмов.

Классицизм достиг своей вершины в творчестве П. Корнель (1606-1684). Корнелевский "Сид" (1634) открыл историю французского классицистического театра. Корнель выступал и как теоретик классицистической драматургии (трактат "Рассуждение о триединствах - действия, времени и места").

Аристократические салоны (салон маркизы де Рамбуйе) были центрами претенциозной литературы: в них господствовал кул изощренной светскости и галантности, они сыграли положительную роль в развитии французского литературного языка, изысканной речевой культуры .

Важным событием в культурной жизни Франции стало открытие Французской академии по инициативе кардинала Ришелье Большинство членов Академии - сторонники Малерба и представители аристократических салонов. Академия работала над созданием словаря и грамматики французского языка. На ее собраниях обсуждались произведения академиков и вырабатывались образцы торжественной прозы.


Она сыграла позитивную роль в разработке теоретических основ поэтики классицизма. Вместе с тем создание Акдемии преследовало цель взять под контроль деятельность творческой интеллигенции. Ришелье считал необходимым держать науку и культуру под надзором государства. Кардинал беспощадно преследовал тех, кто хотел остаться независимым. По обвинению в атеизме был приговорен к сожжению на костре вольнодумец Теофиль де Вио, разделивший взгляды Бруно и Ванини . Академики осудили пьесу Корнеля "Сид". Покинул Францию, переселившись в Голландию, Декарт . Пропагандистом внутренней и внешней политики Ришелье стала первая газета Франции "Gazette de France". Кардинал сам писал статьи и отбирал материалы для публикаций.

Первые десятилетия XVII в. - время усиления контрреформации во Франции. Иезуиты пытались задушить свободомыслие . Поборник возрождения католицизма священник
Венсен де Поль (1581-1600) создал "общество святых даров" в целях надзора за соблюдением церковной обрядности. Идеи Контрреформации находили отражение и в литературе. Примером тому служит сборник сонетов Ла Сепада "Теоремы" (1613), в котором автор излагает вереницу видений, возникающих в сознании поэта под впечатлением Христовых страстей.

Архитектура и изобразительное искусство первой половины XVII в. характеризовались становлением канонов классицизма. Развитие классицизма достигло расцвета в творчестве Никола Пуссена (1594-1615). Организационным оформлением торжества классицизма стало создание в 1648 г. Академии живописи и скульптуры. Образцы классицизма в архитектуре - замки и другие сооружения Ф. Мансара, новые архитектурные комплексы - Лувр и Люксембургский дворец .

В изобразительном искусстве помпезный стиль художников, работавших на заказ знати, сосуществовал с реализмом мастера гравюры Жака Колло (1593-1635), пейзажиста Клода Лоррена (1600-1682) и художников жанровой живописи Ж. де Латура и братьев Ленен.

Со второго десятилетия 18 века начался новый период развития французского искусства. Содержание идейной жизни Франции этого времени определялось борьбой демократических сил с разлагающимся абсолютизмом, с паразитизмом и расточительством двора и аристократии, с церковью, преследовавшей вольнодумцев; эта борьба идеологически подготовила страну к буржуазной революции конца 18 века.
Пробудившееся в народе недовольство общественным порядком, нарастающий протест буржуазии придали движению французского Просвещения более непримиримый и широкий демократический характер, чем в других странах Европы, определили его силу. Французские просветители были прежде всего «гражданами вселенной» - они обращались к обществу как нации, выступали не только от лица революционной буржуазии, но и от всего «страждущего человечества». Просветители выступали против религии, догматизма, косных норм морали, суеверий - за свободу мысли, за равенство людей и освобождение от сословных предрассудков, за право каждого радоваться жизни. Страстный дух всеразрушительной критики, скепсиса и тонкой иронии ниспровергал обветшалые законы и порядки, будил мысль к новым дерзаниям. Вместе с тем мечты об осуществлении идеального «царства разума», вера в прогресс, в то, что грядущий общественный переворот принесет благоденствие широким массам, рождали оптимизм, которым был проникнут 18 век. Монтескье верил в «золотой век» благоденствия и справедливости, воплощение которых видел в античности. В «Общественном договоре» Руссо смело провозгласил идеи народного суверенитета, начертал утопическую программу будущего общества, основанного на идеальном равенстве. Предреволюционная Франция переживала расцвет. Она стала очагом передовой материалистической философии и других наук, новых идей в политике. Писатели и политические мыслители: Монтескье, Вольтер, «провозвестник революции» Руссо, энциклопедисты во главе с Дидро, писатели Лесаж и Бомарше придали французской культуре 18 века общеевропейское значение. Ж. Л. де Бюффон создал «Естественную историю» - величественную поэму о природе. Во славу человеческих познаний и труда впервые в человеческой истории был возведен гигантский памятник - написана многотомная Энциклопедия.