Файл: История Motorola почему развалилась компания, выпустившая первый пейджер и коммерческий сотовый телефон.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
История Motorola: почему развалилась компания, выпустившая первый пейджер и коммерческий сотовый телефон
Motorola начинала как лидер в сфере электронной техники и телекоммуникаций, внедрила много новшеств, но из-за просчетов руководства потеряла позиции и была разделена на Motorola Solutions и Motorola Mobility.
После двух провальных попыток открыть свой бизнес, в 1928 году молодой человек Пол Галвин взял в долг 750 $, пришёл на аукцион по продаже собственного оборудования и выкупил его часть. В дело вошел и его брат, вложив в дело 565 $. И в 1928 году Галвин основал компанию Galvin Manufacturing, которая начала производство выпрямителей для радиоприёмников.
В 1920-х годах, в Америке был настоящий бум на радио и автомобили. Каждый хотел ездить на машине и слушать любимые радиопередачи. Но была большая проблема — из-за помех от генератора качество сигнала было катастрофическим. Приходилось выключать двигатель, чтобы послушать радиостанцию. Да и сами радиолампы были очень хрупкими и ломались на любой кочке.
Galvin Manufacturing принялась за работу. В результате появилось первое автомобильное радио, которое решило эти проблемы и стоило всего 110 $ (ближайшие аналоги стоили 240 $).
Презентация изобретения прошла успешно, и с этого момента пошли первые заказы — в том же 1930-м доход от продаж составил $287 000. Со временем компания начала производить и полицейские рации.
Галвин придумал название бренда своих радиоприёмников — Motorola.
Пол Галвин на этом не остановился и продолжил искать новые рынки. В 1936 году появилась идея создать портативную армейскую рацию. Те рации, что использовались в армии в тот момент, весили больше 10 кг и работали в полудуплексном режиме — либо передаёшь сигнал, либо принимаешь. Галвин в 1940 году презентовал армии США модель рации. Он назвал её Handie-talkie — первая дуплексная связь, когда можно говорить и слушать параллельно. В 1941 году Америка вступила в войну, и пошли военные заказы — оборот компании вырос до 9,9 млн $.
В 1943 году компания выпустила для армии портативную версию рации. Всего компания выпустила 130 000 армейских раций, а к 1944 году оборот компании составлял уже 80 млн $. Это был успех.
В 1945 году война кончилась, и военные контракты прекратились. Однако прозорливость Пола Галвина принесла свои плоды — ещё в 1943 году он догадывался, что война скоро кончится, и его компания занялась разработкой телевизора.
В 1947 году первые телевизоры с названием Golden View поступили в продажу по цене 179,95 $ за штуку — ближайший конкурент RCA продавал телевизоры по цене 300 $. За первый год было продано 100 000 телевизоров, а оборот компании продолжал расти.
В том же 1947 году Галвин переименовал компанию в Motorola и вышел на американский фондовый рынок. В 1950-м году оборот составлял уже 177 млн $.
Настоящий прорыв
В 1955 году компания выпустила первые в мире германиевые транзисторы. В том же году появился и знаменитый логотип компании — стилизованная буква «М» в форме крыла летучей мыши.
Выход на рынок транзисторов был успешным благодаря стараниям вице-президента компании, а по совместительству сына основателя — Роберта Галвина. В 1956 году стареющий Пол отошёл от дел и назначил сына президентом Motorola. На тот момент оборот компании уже составлял 225 млн $.
Настоящий прорыв компании произошёл спустя год — в 1956 году компания выпустила первый пейджер. Тогда их в основном применяли в больницах, чтобы можно было экстренно вызвать врача или медсестру.
Пейджеры стали по-настоящему массовым продуктом уже в 80-е годы, и вошли в жизнь рядовых потребителей. Motorola вплоть до заката эпохи пейджеров в 1990-2000-х годах оставался практически монополистом в этой отрасли.
И в тот же период Motorola, как пионер в области радиосвязи в сложных условиях, предложила решение для аэрокосмической отрасли. Знаменитая фраза Нила Армстронга: «Это маленький шаг для человека, но огромный — для всего человечества», передавалась через радиостанцию Motorola.
Motorola в 1960-х вышла за пределы США: начала работу в восьми странах и построила завод в Мексике. В 1961 году открылся офис компании в Японии, а в 1968 году появилась компания по производству полупроводников Motorola Semiconductor Japan. Цель — захватить бурно развивающийся азиатский рынок электроники.
Революция
В 60-е годы в Чикаго произошёл сильный рост преступности. Начальник полицейского управления Орландо Уилсон захотел, чтобы патрульные оставались на связи, даже когда выходят из машины. Чем больше радиус действия и чем надёжнее связь, тем лучше. Разработкой решения занялась Motorola, головной офис которой как раз располагался в Чикаго.
Инженеры компании предложили создать портативное устройство, которое будет работать в беспроводной сотовой сети. Роберт Галвин быстро смекнул, что это будет интересно не только правоохранительным органам. Компания выделила 100 миллионов долларов на разработку, и в 1973 году ведущий инженер компании Мартин Купер совершил первый звонок по мобильному телефону. В качестве издёвки он позвонил конкуренту из компании Bell Labs AT&T.
Motorola DynaTAC 8000X
Так появилась модель DynaTAC 8000X. Громоздкий телефон больше напоминал кирпич — весил 800 граммов. Аккумулятора хватало всего на 40 минут разговоров, а заряжать телефон потом нужно было больше 10 часов.
Потребовалось ещё 10 лет, чтобы обеспечить техническую реализацию сотовой связи и получить одобрение Комиссии по коммуникациям США. Только 6 марта 1983 года первый телефон поступил в продажу. Цена модели была невероятно высокой — почти 4000 $. Тем не менее спрос на телефон в США был огромным.
Motorola MicroTAC
В 1989 году вышел телефон MicroTAC — самый маленький и лёгкий на тот момент в мире. Телефон весил всего 220 грамм, что очень отличало его от 800 граммового предшественника DynaTAC. MicroTAC впервые среди телефонов получил дисплей, и стал одной из самых коммерчески успешных разработок.
В конце 80-х годов инженерам и руководству Motorola пришла в голову идея — создать всемирную спутниковую сеть, которая покрыла бы сигналом всю поверхность Земли. Для этого планировали вывести на орбиту 77 спутников. Проект назвали «Иридиум» — в честь элемента периодической системы с атомным номером 77.
В 1998 году был назначен старт проекта. Перед этим Motorola вложила ещё 200 млн $ в рекламную компанию, чтобы получить до конца первого года 500 000 абонентов.
Проект «Иридиум» себя не оправдал. На орбиту вывели 66 спутников вместо 77. Покрытие, как и качество связи, было плохим — особенно в зданиях и автомобилях. Как следствие, за первые шесть месяцев проект поставил антирекорд — всего 10 000 абонентов.
Motorola попыталась исправить ситуацию — предложить продукт предпринимателям и руководству крупных компаний. Однако из-за ужасной связи в тех местах, где целевая аудитория чаще всего бывала (здания и автомобили), ничего не вышло.
Одновременно с провалом проекта, у компании появился сильный конкурент. В 1991 году на рынок мобильных телефонов вышла Nokia. Она создала первую модель с поддержкой GSM стандарта. Тогда все компании уже понимали, что за GSM стандартом будущее.
Руководители Motorola видели, что отдали лидерство Nokia, но плохо понимали, что с этим делать.
У Motorola в то время были оригинальные разработки, но моделей телефонов, которые их воплощали, было слишком мало. Директор по маркетингу Джефри Фрост считал, что без расширения линейки сложно будет добиться значимых результатов. Он предложил совету директоров и Галвину концепцию, построенную на выпуске узконишевых продуктов.
Галвин зарекомендовал себя как человек, стремившийся вернуть компанию к истокам. В его понимании это означало сосредоточиться на разговорной функции и качестве связи, ведь именно для этого и был придуман телефон.
Тем временем в Nokia еще в конце 1990-х годов поняли, что сотовые телефоны становятся важной частью жизни людей и в них должно быть больше разнообразных функций. Финская компания поддерживала внедрение новых технологий, расширяла линейку и обгоняла Motorola стратегически, хотя по дизайну некоторые ее модели и уступали конкуренту.
Галвин cогласился на план Фроста, и в секретной атмосфере началась разработка телефона RAZR V3, который задумывался просто как имиджевая модель.
Модель RAZR V3
В 2004 году генеральным директором Motorola стал Эдвард Зандер.
Компания выпустила RAZR на рынок по цене $550. По поводу стоимости модели были опасения, но RAZR неожиданно для всех стал сверхпопулярным.
Из удачного запуска этого телефона не было сделано особых выводов, хотя RAZR стала флагманской линейкой компании. Дороговизна телефона, казалось бы, мешала продажам, и почти сразу после выпуска менеджмент задумался о том, чтобы его удешевить.
Несмотря на привлекательный внешний вид и рекордно тонкий корпус, функционально RAZR V3 не был революционным продуктом. К концу 2005 года компания стала снижать стоимость телефона, который стоил уже $300, но при этом его продолжали охотно покупать. Часть руководства компании надеялась с помощью RAZR и похожих телефонов сокрушить Nokia и наращивала производство. В угоду этой разработке было закрыто несколько инновационных проектов.
Одновременно с этим Motorola разрабатывала неплохие модели: E398 считался отличным музыкальным телефоном. Топ-менеджмент компании вновь просчитался, и вместо запуска своей линейки на основе E398 решил создать ее в союзе с Apple.
Стив Джобс в это время обратил внимание на бурный рост рынка телефонов и понял, что музыкальные плееры отойдут на задний план. Он запланировал разработку телефона в союзе с другой крупной компанией. Растущая Motorola как раз выпустила RAZR V3, поэтому глава Apple выбрал союзником именно ее.
Вместе они создали тот же E398, куда специалисты из Apple добавили собственное программное обеспечение и iTunes. Motorola не получила эксклюзивных прав на внедрение iTunes, зато столкнулась с целым рядом ограничений. Сотрудничество между брендами закончилось. Motorola после этого попыталась развить линейку самостоятельно, но вышла неудача, а Apple принялась за революционный iPhone.
Из-за всех перечисленных проблем компания постоянно оказывалась в роли догоняющего. Функционально модели телефона часто отставали от конкурентов. Поражение Motorola cтало неизбежным в 2007 году, когда у прямых конкурентов вышло несколько успешных моделей и начались масштабные продажи первого iPhone. Убытки за девять месяцев 2007 года составляли $149 млн.
Опять началась масштабная реорганизация. В 2007 году в число акционеров вошел мастер враждебных поглощений Карл Айкан. Он развязал с Зандером корпоративную войну, которую тот не смог выиграть и в 2008 году ушел в отставку. Параллельно Айкан продвигал идею разделить компанию и продать убыточное мобильное подразделение.
Компания продолжила рушиться, попутно подтверждая наличие кризиса идей. Она выпустила еще несколько телефонов, вызвавших у аудитории какой-то интерес, но это не помогло: в 2008 году убытки компании составили рекордные $4,16 млрд. Через год этот показатель уменьшился до $51 млн, во многом благодаря другим подразделениям компании.
После длительных споров в 2011 году произошло разделение компании. Motorola Mobility была приобретена Google за $12,5 млрд, а три года спустя ее за $2,9 млрд выкупила Lenovo. Вторая часть — Motorola Solutions — занимается телекоммуникациями и время от времени продает свои подразделения другим компаниям. В 2015 году ее прибыль составила $610 млн, что в два раза меньше, чем в 2014 году.
Так закончилась история Motorola. Компания, подарившая миру не одно изобретение, проиграла конкуренцию из-за непонимания рынка и меняющихся потребностей аудитории. Даже успех модели RAZR v3 стал временным явлением, из которого руководство попыталось выжать максимум. В итоге Motorola вытеснили с рынка конкуренты, среди которых был и недавний союзник — Apple.