Файл: 1. Характеристики и задачи закупочной, производственной, транспортной и информационной логистики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВОПРОС

ОТВЕТ КРАТКО

1. Характеристики и задачи закупочной, производственной, транспортной и информационной логистики.

(ЧАСТЬ ОТВЕТА!)

См. лекционные материалы!

Логистика – наука об организации, планировании, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Характеристика:

Транспортная логистика — раздел логистики, занимающийся вопросами организации доставки, то есть транспортировки каких-либо материальных объектов (продукция, вещества) из одного пункта в другой по оптимальному маршруту.

Транспортировка — перемещение груза транспортным средством по определенной технологии в цепи поставок.

Цель транспортной логистики — доставлять нужный товар требуемого качества и количества в заданное время и место с минимальными затратами (т. е. по сути, это выполнение 6 правил логистики).

Шесть правил логистики:

Груз — нужный товар;

Качество — требуемого качества;

Количество — в необходимом количестве;

Время — должен быть доставлен в нужное время;

Место — в нужное место;

Затраты — с минимальными затратами.

Таким образом, конечная цель логистики: «нужный товар требуемого качества и в необходимом количестве, должен быть доставлен в нужное время и место, с минимальными затратами».

Только при выполнении всех шести правил, цель логистической деятельности будет считаться достигнутой.

Основные задачи транспортной логистики:

  1. выбор вида транспорта (авто, жд и т.п.) и способа транспортировки (вида перевозки);

  2. создание транспортных систем (выбор перевозчика, других логистических партнеров и т.п.);

  3. определение рациональных маршрутов доставки;

  4. обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

  5. оптимизация параметров транспортного процесса (увеличение скорости транспортировки, уменьшение расходов топлива, совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта и пр.).

По назначению различают внешнюю (в логистических каналах снабжения – сбыта) и внутреннюю (внутрипроизводственную) транспортировку. Оба вида транспортировки взаимосвязаны между собой и образуют транспортную систему предприятия.

Ключевая роль транспортировки в логистике объясняется большим удельным весом транспортных расходов в логистических издержках, которые составляют до 50% суммы общих затрат на логистику.

2. Место логистики запасов в логистической системе.

См. лекционные материалы!

Ключевое: логистика запасов и складирования в логистической системе связывает основные функциональные области логистики – закупочную, производственную и распределительную.

Важнейшее условие эффективного функционирования организаций (предприятий) и логистических систем - обеспечение единого и непрерывного процесса снабжения всех стадий процессов производства и торговли необходимыми запасами в оптимальном количестве и определенного качества.

Цели логистики запасов и складирования – 3 группы:

– минимизация капитальных и эксплуатационных затрат, связанных с созданием и содержанием запасов;

– обеспечение необходимого уровня готовности к отпуску материальных ресурсов в производство, а товаров – к отгрузке и выполнению заказов потребителей;

– минимизация суммарных затрат на логистическую сферу в целом путем создания эффективной системы управления запасами и складированием.

Задачи логистики запасов и складирования в логистической системе предприятия и цепях поставок:

– определение видов и ассортимента складируемых товарно-материальных ресурсов;

– выбор наиболее эффективной стратегии управления запасами;

– расчет основных параметров системы формирования и управления запасами (оптимальные объемы и периодичность поставок для соответствующего ассортимента, величина среднего запаса и т.д.);

– определение времени нахождения товарно-материальных ресурсов в запасах;

– создание информационной и организационной системы поддержания запасов на оптимальном уровне, обеспечение их учета и контроля;

– определение стратегии формирования складского хозяйства (определение количества и месторасположения складов, их принадлежности);

– определение необходимых параметров складов, системы складирования.

Функции логистики запасов – это планирование и финансовое обеспечение их создания, учет и контроль величины запасов и их состояния, оперативное регулирование и анализ эффективности сформированной системы.

3. Стратегии управления запасами. Классификация материальных запасов по отношению к логистическим операциям и функциональному назначению.

См. лекционные материалы!

Запасы — это материальные ценности, ожидающие производственного или личного потребления, форма существования материального потока, имеющая место в определенное время в определенном месте.

Подходы:

Традиционный подход к управлению запасами не предполагает при рассмотрении запасов взаимодействие различных звеньев логистической цепи в процессе движения товарно-материальных ресурсов, представляя запас как локальное явление, характерное для отдельного звена логистической

системы.

Логистический подход к управлению запасами - запас рассматривается не изолированно в рамках отдельного звена (подразделения), а во взаимодействии и взаимосвязи всех звеньев логистической цепи с учетом и других видов потоков (информационного и финансового).

Классификация запасов:

По месту нахождения:

Все запасы, имеющиеся в экономике, определены как совокупные. Они включают в себя сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, детали, готовые изделия, а также запасные части для ремонта средств производства.

Совокупные запасы подразделяются на два вида: производственные и товарные.

**Производственные запасы – это запасы, которые формируются в организациях-потребителях (сырье, детали и т. д.).

**Товарные запасы находятся у организаций-изготовителей на складах готовой продукции, а также в каналах сферы обращения.

***Запасы в каналах сферы обращения подразделяются на запасы в пути и запасы на предприятиях торговли.

***Запасы в пути (или транспортные запасы) находятся на момент учета в процессе транспортировки от поставщиков к потребителям.
По исполняемой функции:

*Производственные запасы – это запасы, предназначенные для производственного потребления. Они обеспечивают бесперебойность производственного процесса. К ним относятся предметы труда, поступившие потребителю различного уровня, но еще не использованные и не подвергнутые переработке.

*Товарные запасы – это запасы, которые необходимы для бесперебойного обеспечения потребителей материальными ресурсами.

Производственные и товарные запасы подразделяются на текущие, гарантийные (страховые), подготовительные, сезонные и переходящие.

**Текущие запасы – это запасы на складе между двумя поставками. Они составляют основную часть производственных и товарных запасов, а их величина постоянно меняется.

**Гарантийные или страховые запасы – это запасы, которые предназначены для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств. Гарантийные запасы в отличие от текущих имеют условно постоянную величину и при нормальных условиях работы эти запасы неприкосновенны.

**Подготовительные или буферные запасы выделяются из производственных запасов при необходимости дополнительной их подготовки перед использованием в производстве (сушка пиломатериалов, отпуск станин). Эти запасы формируются в случае необходимости подготовить материальные ресурсы к отпуску потребителям.

**Сезонные запасы образуются при сезонном характере производства товаров, их потребления или транспортировки (сельскохозяйственная продукция, сезонная одежда, топливо на север по морскому пути). Они должны обеспечить нормальную работу организации во время сезонного перерыва в производстве, потреблении или транспортировке продукции.

**Переходящие запасы – это остатки материальных ресурсов на конец отчетного периода. Они предназначаются для обеспечения непрерывности производства и потребления в отчетном периоде и следующем за ним до очередной поставки.
По времени:

*Максимальный желательный запас (МЖЗ) - определяет уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запасами. Этот уровень используется как ориентир при расчете полезной площади склада, необходимой для размещения товара, а в отдельных системах управления запасами при определении размера заказа.

*Пороговый уровень запаса (ПУ) - используется для определения момента времени выдачи (необходимости) очередного заказа.

*Текущий запас (ТЗ) - соответствует уровню запаса в любой момент учета. Он может совпадать с любым уровнем запаса.

*Гарантийный или страховой запас (ГЗ) – это запас, который предназначен для обеспечения непрерывности интенсивности сбыта (потребления) в случае непредвиденных обстоятельств.

*Интенсивность сбыта (потребления) запаса товара (I) - зависимость, которая показывает (отражает) величину остатка товара на складе в каждый конкретный момент времени.

*Кроме всех вышеназванных видов запасов, различают также неликвидные запасы – длительно неиспользуемые запасы (испортившийся и морально устаревший товар).
Системы управления запасами (2 основных и 2 производных) – см. домашнее задание:Тема 2. Основные модели управления запасами. Конспект-контрольная.

1. Система управления запасами с фиксированным размером заказа.

2. Система управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами.
И производные от систем 1 и 2:

3. Система управления запасами с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня.

4. Система управления запасами по минимуму-максимуму и с постоянной

периодичностью пополнения запасов.

Далее расшифровать кратко!
Стратегии управления запасами:

1. Стратегия наибольшей осмотрительности - размер необходимого запаса определяется как произведение максимального потребления запасов (по любой позиции) в течение одного дня на наибольшую продолжительность периода поставки, которая имела место по выданным предприятием заказам. В результате создаются запасы, которые практически не могут быть полностью использованы к моменту оформления очередного заказа на их пополнение.

2. Стратегия дополнительного резерва. Гарантия потребностей обеспечивается в этом случае за счет создания дополнительного резерва материальных ресурсов. Величина дополнительного резерва определяется:

Метод 1. Размер резерва устанавливается равным средней величине спроса, умноженной на среднее значение времени опережения, скорректированного на коэффициент надежности, обычно его величина принимается равной 25-40%.

Метод 2. Резервное количество единиц хранения определяется как показатель квадратного корня из величины среднего потребления в период, соответствующий времени опережения.

3. Стратегия процента от спроса. В основе данной стратегии лежит анализ частоты спроса на материальные запасы по результатам работы в течение одного дня. Данные о величине спроса заносятся в график распределений нарастающим итогом. Затем устанавливается та часть общего числа периодов выдачи заказов, для которой допустимо полное расходование запасов, не влекущих за собой нарушения производственного процесса. По этой величине из графика определяется величина спроса, соответствующая установленным случаям полного использования запасов.

4. Методы оптимизации запасов. Минимальный и максимальный запас. Причины создания материальных запасов. Основные причины для сокращения создания запасов.

Методы оптимизации запасов.

Оптимизация запасов — это подгруппа операций управления запасами, основной целью которых является увеличение прибыли и минимизация убытков. Создание избыточных запасов ведет к потерям и отходам. Эти товары занимают место, оказываются просроченными и часто не пользуются спросом, или их приходится продавать по сниженным ценам.

Цель оптимизации запасов состоит в том, чтобы наилучшим образом прогнозировать спрос и максимизировать финансовые результаты для предприятия.
Основные методы:

  • ABC анализ

  • Прогнозирование спроса

  • Планирование потребности в материалах (MRP). Система, в которой осуществляется планирование, календарное планирование и контроль запасов для производства.

  • Формула точки пополнения запаса. Отражает минимальный объем запаса (ПУ), по достижении которого запас должен быть пополнен.

  • Непрерывное управление запасами – выбор системы управления запасами.

  • Гарантийный запас/резервный запас. Здесь речь идет о создании реалистичных резервных запасов на случай непредвиденных ситуаций.


Минимальный и максимальный запас.

Минимальный запас с точки зрения управления запасами – это Пороговый уровень запаса (ПУ) - используется для определения момента времени выдачи (необходимости) очередного заказа.

Максимальный запас с точки зрения управления запасами – это Максимальный желательный запас (МЖЗ)

Роль запасов в экономике заключается в том, что они обеспечивают устойчивую работу различных логистических систем. Запасы создаются на всех стадиях продвижения товарно-материальных ресурсов – в производственных, транспортных, торговых и других логистических системах, чему

соответствует разнообразие их видов.

Цель – избежать дефицита.

Причины создания товарно-материальных запасов:

– необходимость обеспечения бесперебойности процесса производства и потребления с учетом колебаний спроса;

– возможность снижения затрат на размещение заказов, закупку и транспортировку за счет увеличения размеров поставляемых партий товарно-материальных ресурсов;

– необходимость учета сезонного характера производства или потребления определенных видов товарно-материальных ресурсов, а в некоторых случаях и их транспортировки;

– учет возможного изменения ценовой конъюнктуры на рынке (повышение цен на товарно-материальные ресурсы), введения ограничительных или запретительных мер различными государствами и др.

Соответственно указанные причины по отдельности или в определенных сочетаниях определяют тенденцию к увеличению запасов.
Причины для сокращениязатраты и риски (вызывают необходимость минимизации запасов):

– затраты на непосредственное хранение запасов (затраты на создание и содержание складов, оплату труда складского персонала и т.п.);

– потери от замораживания оборотных средств (доход, который мог быть получен при использовании вложенных в создание запасов денежных средств);

– риск потерь в количестве хранящегося запаса вследствие хищений, пожаров и т.п.;

– риск потерь от качественных изменений хранящегося запаса в результате ухудшения его потребительских свойств;

– риск повреждения в процессе транспортировки, грузопереработки на складе;

– риск превышения норм естественной убыли при хранении;

– риск морального устаревания хранящихся товаров и др.
Дефицит запасов можно выразить в форме разнообразных издержек. К основным видам издержек, связанным с дефицитом запасов, относят издержки, обусловленные:

– простоем производства;

– несвоевременным выполнением заказа (задержкой в отгрузке соответствующей партии товарно-материальных ресурсов);

– необходимостью внеплановых закупок товарно-материальных ресурсов по более высоким ценам;

– потерей сбыта (потери от отсутствия товарно-материальных ресурсов на складе в определенный момент предъявления спроса);

– потерей заказчика (при отказе в выполнении заявки заказчик отказывается от обслуживания данным поставщиком и пользуется услугами других на постоянной основе).


5. Виды издержек в системе управления запасами.

Издержки – затраты на содержание запасов при нахождении в любой точке логистической системы.

См. лекционные материалы и задачи, которые решали!

Классификация:

Прямые (явные) = цена (закупочная стоимость, скидки) + затраты на транспортировку (транспортные и связанные с ними расходы (оформление документов, погрузка, разгрузка и т.д.) + затраты на хранение (аренда, эксплуатация помещения, площадки, ПРР внутрискладские и т.п.)

Вменённые (неявные) – «замораживанием» финансовых (оборотных) средств, вложенных в создание запасов.

12. Сущность АВС-анализа. Размещения товаров на складе (правило 20/80).

См. лекционные материалы! + обязательно посмотрите в лекциях XYZ- анализ и их совместное с АВС-анализом применение (матрица АВС-XYZ анализа)!

Идея АВС-анализа - из всего множества однотипных объектов, к примеру, ассортимента товаров, выделить наиболее значимые с точки зрения обозначенной цели.

Товарный ассортимент – это группа товаров, тесно связанных хотя бы одним признаком, например, назначением, общей потребительской группой и т. д. (хлебобулочные изделия, моторные масла и т.п.)

Товарная номенклатура – совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых для продажи.

Правило 20/80:

АВС-анализ опирается на гипотезу о том, что в реальности обычно около 20% элементов обеспечивают около 80% результата, и основана на принципе (правиле) Парето, который был выдвинут итальянским инженером, экономистом и социологом Вильфредо Парето и утверждает, что в пределах заданной группы или совокупности отдельные объекты имеют гораздо большее значение, чем то, которое соответствует их доле в численности этой группы.

АВС-анализ с построением кривой Лоренца: соотношение количества наименований запасов и его доли в общем обороте фирмы. По результатам анализа наименования товара делятся на три группы: А – 20% ассортимента, составляющие 80% оборота; В – 30% ассортимента, составляющие 15% оборота; С – 50% ассортимента, составляющие 5% оборота.



Основной критерий при АВС-анализе – ВЕЛИЧИНА СПРОСА.

Алгоритм АВС-анализа:

1. Товарная номенклатура организации (склада) разбивается на ассортиментные группы товаров, то есть АВС-анализ нельзя применять напрямую к товарной номенклатуре (разнородным товарам);

2. Товары в пределах отдельных ассортиментных групп разбиваются на три группы А, В и С. Причем в группу А должны войти 15,0–25,0% товаров от их общего числа в ассортиментной группе, которые имеют набольшую величину спроса (потребления) в натуральном исчислении (шт., ед., т, м3, рулонов, бухт и т.п.). В группу В – следующее (по величине спроса) 20,0–40,0% товаров от их общего числа в ассортиментной группе. В группу С – оставшиеся 35,0–65,0% товаров данной ассортиментной группы.

3. Формируются группы А, В и С в пределах товарной номенклатуры организации (склада) путем объедения соответствующих групп по всем ассортиментным группам товаров.

Метод АВС-анализа позволяет оценить величину спроса на товары в пределах всей номенклатуры запасов.

Метод используется совместно с XYZ-анализом (анализ по величине ПРОГНОЗИРУЕМОСТИ СПРОСА В БУДУЩЕМ) с составлением матрицы АВС-XYZ:



17. Генезис и развитие транспортной логистики в России.

см вопрос №1

18. Понятие, задачи и принципы транспортной логистики в России.

см вопрос №1

19. Классификация транспорта. Организация перевозок грузов транспортом.

См. лекции (+освежите характеристики, достоинства и недостатки видов транспорта)!

Не следует путать транспорт с транспортным средством, это не одно и тоже!

Транспорт — более широкое понятие.

Транспорт — совокупность транспортных средств, путей сообщения, а также сооружений и устройств на этих путях, вместе обеспечивающих перемещение грузов и людей из одного пункта в другой.
Классификация:

По назначению:

1. Транспорт общего пользования (общественный пассажирский транспорт и транспорт обслуживающий сферу торговли, т. е. перевозящий товары);

2. Транспорт специального пользования (например, военный транспорт);

3. Транспорт индивидуального пользования (личные автомобили, мотоциклы, яхты).
По используемой энергии:

1. Приводимый в движение собственным двигателем:

транспорт с тепловым двигателем (реактивным, внутреннего сгорания и т. д.);

электротранспорт (электромобили, трамваи, троллейбусы и т. п.);

гибридный транспорт (имеет и тепловой, и электродвигатель).

2. Приводимый в движение силой ветра (парусные суда);

3. Приводимый в движение мускульной силой: транспорт, движимый человеком (велосипеды, веломобили, гребные суда);

транспорт, движимый животными (гужевой транспорт).
По среде перемещения:

1. Наземный транспорт — делится на ряд подвидов:

а) Железнодорожный транспорт — осуществляет перевозку пассажиров и грузов колесными транспортными средствами по рельсовым путям (поезда, трамваи, метрополитен, монорельс и пр.).

б) Автомобильный транспорт — осуществляет перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым дорожным путям, моторными транспортными средствами имеющими как минимум 3 колеса (автобусы, грузовики, легковые автомобили, бронетранспортеры; но не мотоциклы или тракторы).

в) Трубопроводный транспорт — сооружение, предназначенное для транспортировки по трубе жидких и газообразных веществ, а также твёрдого топлива в виде раствора под воздействием разницы давлений в ее поперечных сечениях.

2. Воздушный транспорт — включает в себя как воздушные суда (самолеты, вертолеты, аэростаты), так и обслуживающую их инфраструктуру: аэропорты, диспетчерские службы, ангары и пр.

3. Водный транспорт — осуществляет перевозку пассажиров и грузов по водным путям сообщения, как естественным (реки, озера, моря, океаны), так и искусственным (водохранилища, каналы и т. д.).

а) Речной транспорт (внутренний водный) — осуществляет перевозки по внутренним водным путям (рекам, каналам, озерам).

б) Морской транспорт — осуществляет перевозку грузов и пассажиров по поверхности морей, океанов и прилегающих акваторий.
Кроме того, существуют и иные виды транспорта, например, космический или подводный. А также такой специфический транспорт, как лифты, фуникулеры или элеваторы.
Основные группы транспорта: транспорт общего пользования, внутрипроизводственный транспорт
Основные группы транспорта по назначению

1. Транспорт общего пользования (магистральный) – отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население.

К транспорту общего пользования относится железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт.

2. Транспорт необщего пользования (ведомственный, производственный) – внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем.
Организация транспортных работ.

Транспортировка грузов - это не только сама перевозка, но и логистика, и необходимые дополнительные услуги.

Два основных принципа организации транспортировки:

1. экономия за счет масштаба грузоперевозки - чем больше груз, тем будут меньше на единицу веса транспортные расходы.

2. экономия за счет дальности маршрута - чем длиннее маршрут, тем меньше транспортные расходы в расчете на единицу расстояния.
Экономические факторы транспортировки:

1.расстояние (чем больше расстояние, тем дешевле т/км);

2.грузопереработка (возможность погрузки-разгрузки в процессе транспортировки, особенности грузоперерабатывающего оборудования в местах перевалки грузов оказывают влияние на стоимость перевозки);

3.ответственность за сохранность груза (чем больше внимания уделяется сохранности груза, тем дороже перевозка): опасность повреждения груза;

4.опасность утраты груза;

5.опасность порчи скоропортящихся продуктов;

6.опасность воровства;

7.опасность самопроизвольного возгорания;

8.опасность снижения удельной стоимости груза в расчете на килограмм веса;

9.рыночные факторы (загруженность и сбалансированность рейсов вещественных перевозчиков, объем предложения на рынке транспортных услуг).
Транспортные работы и их виды.

Транспортная услуга - доставку товаров из одного пункта в другой, выполнение работ по обеспечению оптимальной логистики.

Что относится:

  • перевозка груза,

  • погрузочно-разгрузочные операции,

  • экспедирование,

  • хранение,

  • аренда или прокат ТС,

  • ремонт транспорта,

  • подготовка ТС к маршруту,

  • ремонт ТС,

  • перегон новых или отремонтированных ТС к месту погрузки.

  • Сюда же относятся страхование, маркетинг, информационная поддержка, банковское сопровождение.


Функции рынка транспортных услуг:

Социальная. Рыночный механизм способствует дифференциации доходов. Поддерживается баланс спроса и предложения;

Посредническая. Возможен выбор подходящего поставщика услуг;

Санирующая. Сфера производства «очищается» от экономически слабых предприятий, поощряются сильные игроки;

Стимулирующая. Снижение затрат, повышение качества работы, внедрение инноваций;

Регулирующая. Рынок регулирует возможности поставок за счет соотношения спроса и предложения;

Информационная. Собираются данные о качестве и перечне выполняемых работ.
Классификация транспортных услуг

Выделяют следующие подвиды:

по перевозке транспортных средств

перемещению грузов.

По основному виду деятельности на:

перевозочные,

не связанные с перевозками.

По характеру делятся на:

коммерческие,

технологические,

информационные.

Три категории:

основные – перевозки пассажиров, грузов.

сопутствующие – разгрузка, погрузка, перегрузка, кросс-докинг, ответственное или временное хранение на складе, складские операции, экспедиционные и другие работы;

дополнительные – информационные, страховые, маркетинговые, другие мероприятия, касающиеся перемещения товаров.



Этапы организации транспортных работ:

1. выбор вида и способа транспортировки в зависимости от особенностей груза и требованиям к срокам доставки;

2. расчёт стоимости транспортировки, выбор исполнителей (экспедитора, перевозчика, логистических партнеров), оформление договора и транспортной заявки;

3. подготовка товаросопроводительной и транспортной документации;

4. непосредственно транспортировка (включая ПРР и прохождение формальностей – таможенных, санитарных, пограничных и т.п.)

5. формирование отчётности о завершении процесса транспортировки и бухгалтерских документов.

20. Экономические факторы, определяющие величину транспортных расходов. Транспортные расходы и их виды. Пути снижения расходов по доставке товаров.

7 факторов:

расстояние (дальность перевозок);

объём;

плотность грузов;

укладистость грузов;

грузопереработка (погрузо-разгрузочные операции);

ответственность перевозчика;

рыночные условия.

Расстояние - от него зависит объём затрат на оплату труда, горючее, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава. С увеличением дальности перевозок, уменьшается доля участков, приходящихся на городские территории, и увеличивается доля пути по магистральным дорогам. Движение по магистральным дорогам обходится дешевле нежели по городским территориям в расчёте на 1 километр.

Объём груза определяет величину издержек на единицу массы (тонну или центнер). При больших объёмах постоянные расходы на приёмку грузов и доставку их получателям распределяют на дополнительные единицы груза. Зависимость ограничена только максимальной грузовместимостью транспортного средства. Для экономии средств, малые грузовые отправки следует консолидировать в более крупные.

Плотность груза (отношение массы груза к его объёму). Обычно транспортные издержки снижаются на единицу массы, к примеру, на тонну. Чем больше плотность груза, тем дешевле обходится перевозка единицы его массы.

Укладистость грузов - характеристику формы и габаритов груза, влияющих на использование полезного объёма транспортного средства. Прямоугольные изделия стандартных размеров укладывать намного проще, чем громоздкие изделия или изделия необычной формы.

Грузопереработка - для разгрузки-погрузки судов, вагонов и трейлеров может понадобиться специальное грузоперерабатывающее оборудование. Расходы на грузопереработку зависят от способа упаковки грузов (на поддонах, в коробках, ящиках или в связках) для транспортировки и складирования.

Ответственность за сохранность груза - опасность повреждения груза, опасность утраты груза, опасность порчи скоропортящихся продуктов, опасность воровства, опасность самопроизвольного возгорания или взрыва. На случай претензий со стороны грузоотправителей или грузополучателей, перевозчикам следует страховать грузы.

Рыночные факторы: загруженность и сбалансированность рейсов.

Классификация:

1. По способу нормирования:



2. По назначению:

расходы на доставку купленных товаров (приобретение сырья, материалов, имущества и прочее);

расходы на доставку созданных товаров (отгрузка покупателям товаров собственного производства);

расходы, связанные с обслуживанием транспортных средств (ТО, аренда, лизинг, ремонт и прочее).
3. По учёту на предприятии:

Прямые - те, которые связаны с производством продукции, и учет по ним ведется непосредственно по процессу сбыта.

Косвенные расходы, как правило, списываются сразу и учитываются в составе прочих расходов. Организация сама принимает решение какие расходы отнести к прямым, а какие к косвенным.
Пути снижения транспортных затрат – использование логистического подхода:

  1. Консолидация грузов.

  2. Маршрутизация

  3. Уменьшение числа перевозчиков через введение единого исполнителя-оператора (экспедитора)

  4. Оптимальная упаковка.

  5. Автоматизация процессов