Файл: Б. Ф. Ломов выделяет следующие функции общения информационнокоммуникативная охватывает все процессы, которые могут быть описаны с точки зрения приемапередачи информации посредством различных знаковых систем.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. наличие ценностных установок, признание различий и противостояния конфликтующих сторон;

  2. уровень организации сторон - чем выше степень организованности, тем легче достичь согласия и исполнения договоренностей;

  3. взаимоприемлемость определенных правил, соблюдение которых позволяет сохранять или поддерживать отношения между сторонами, участвующими в конфликте.

Еще одну достаточно известную концепцию, названную общей теорией конфликта, выдвинул американский социолог и экономист Кеннет Боулдинг. Он также исходит из противоположных функциональному подходу установок, а именно: конфликты вездесущи, стремление к постоянной вражде и борьбе с себе подобными непреодолимо, эскалация насилия лежит в самой природе человека. Он утверждает, что конфликты возникают и развиваются по общим образцам, проявляются через единые элементы, неотделимы от социальных условий, их можно предупредить и преодолеть. По Боулдингу, основу «социальной терапии» по «снятию», предотвращению конфликтов составляют три момента:

  1. понимание причин возникающих противоборств;

  2. разумный выбор согласованных способов их устранения;

  3. нравственное совершенствование людей.

В. В. Дружинина, Д. С. Конторова и М. Д. Конторова сконцентрировали внимание на своеобразных, так называемых эргатических конфликтах, происходящих в техносфере, т. е. там, где применяются сложные системы управления с участием человека - оператора.

А.В. Дмитриев, В. Н. Кудрявцев и др. в своих публикациях рассматривают природу, причины, субъекты, объекты и наиболее распространенные виды конфликтов в рамках, ограниченных преимущественно юридической конфликтологией. Прежде всего, под этим углом зрения они анализируют конфликтные ситуации, напряженность конфликта и механизм его развития, систематизируют способы предупреждения и разрешения конфликтов. При этом ученые - юристы придерживаются той методологической позиции, по которой конфликты относятся к нежелательным явлениям, поскольку сдерживают позитивное решение назревших проблем социальной жизни.

По Г. 3дравомыслову, социология конфликта исходит из того, что конфликт - вполне нормальное явление общественной жизни, его появление и развитие являются полезным и нужным делом. Всеобщая гармония интересов - это миф
, вводящий людей в заблуждение. Общество, органы власти и отдельные лица достигнут более эффективных результатов, если не будут закрывать глаза на конфликты и конфликтные ситуации, а последуют определенным правилам, направленным на регулирование конфликтов.

9. Позитивные и негативные функции конфликта

Позитивная роль конфликта сторонниками диалектического подхода видится в следующем:

- конфликт помогает прояснить проблему;

- конфликт усиливает способность организации к изменениям;

- конфликты могут усиливать мораль, углубляя и обогащая взаимоотношения между людьми;

- конфликты делают жизнь более интересной, пробуждают любознательность и стимулируют развитие;

- конфликты могут способствовать самостоятельному повышению уровня квалификации и знаний; - конфликты повышают качество принимаемых решений;

- конфликты способствуют производству новых созидательных идей;

- конфликты помогают понять людям, кто они есть на самом деле.

Позитивные функции

Негативные функции

1. Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами

2. Получение новой информации об оппоненте

3. Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом

4. Стимулирование к изменениям и развитию

5. Снятие синдрома покорности у подчиненных

6. Диагностика возможностей оппонентов

7. Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты.

1. Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте 2. Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе

3. Представление о побежденных группах как о врагах

4. Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе

5. После завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью коллектива

6. Сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта»)


10. Классификация конфликтов
1. Социальный конфликт - представляет собой высшую стадию развития противоречия в системе отношений людей, социальных групп, институтов. Среди них выделяются такие конфликты как: межнациональные, национальные, этнические.

2. Эмоциональные или личностные. Эмоциональные конфликты во многом зависят от структуры потребности человека. Именно потребности определяют взаимоотношения человека с другими людьми. Расхождение их интересов, потребностей является основной причиной личностных конфликтов. Так, внутриличностный конфликт может появиться, когда производственные требования находятся в противоречии с личностными потребностями или ценностями. Например, сотрудник планирует провести выходные дни дома, с семьей, а начальник просит выйти на работу, чтобы решить сложный вопрос. Внутриличностный конфликт может быть также связан со степенью удовлетворенности работой.


3. Межличностные конфликты. Это один из самых распространенных типов конфликта. Он возникает из - за личной неприязни на основе несовпадений ценностей, норм, установок, как при наличии, так и отсутствии объективных причин конфликта.

4. Конфликт между личностью и группой. Это столкновение между частями или всеми членами группы, влияющие на результаты работы группы в целом. Отдельные группы людей определяют нормы поведения присущие только им. Каждый член группы должен их соблюдать и подчиняться, чтобы потом быть принятым неформальной группой. Конфликт возникает тогда, когда ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, а также, позиция, занимаемая отдельной личностью, находится в противоречии с позицией группы.

5. Межгрупповой конфликт. Представляет собой противостояние или столкновение двух или более групп.
11. Сущность двойственного характера функций конфликта
ДВОЙСТВЕННОСТЬ ФУНКЦИЙ КОНФЛИКТА

– неоднозначность влияния конфликта на оппонентов и их окружение, проявляющаяся в одновременном конструктивно-деструктивном воздействии, причем соотношение конструктивности  и 

деструктивности всегда различно. 

На протяжении всего времени изучения конфликтов наблюдаются противоположные т. зр. на роль 

конфликтов в жизни личности, социальных групп и общества в целом. Одни авторы делают акцент на положительном воздействии конфликтов, др. – на их деструктивности. 

Оценивая Д. ф. к., необходимо иметь в виду следующее. 

1. Противоречивость результатов экспериментальных исследований высветила отсутствие четких 

критериев различения конструктивных и деструктивных конфликтов. Наличие таких критериев 

позволило бы получить, наряду с оценками характера отношений в коллективе, и прогноз их 

возможного развития. 

2. Трудно дать обобщенную оценку положительной и отрицательной роли конфликта. Подавляющее большинство конфликтов имеет одновременно и конструктивные, и деструктивные функции. 

3. Конструктивность и деструктивность конкретного конфликта зависят от многих факторов, прежде 

всего от его развития и результатов. Если в результате разрешения конфликта побеждает правая 

сторона или, еще лучше, – в выигрыше остаются обе стороны, то такой конфликт будет 

конструктивным. В противоположном случае конфликт деструктивен. 


4. Степень конструктивности и деструктивности конкретного конфликта может меняться на различных 

стадиях его развития. Один и тот же конфликт м. б. деструктивен в одном отношении и 

конструктивен – в др., играть негативную роль на одном этапе развития и позитивную – на др. 

5. Необходимо учитывать, для кого из участников конфликта он конструктивен, а для кого – деструктивен. Если одна из сторон стремится устранить противоречие, то целью др. стороны м. б. уклонение 

от конфликта либо разрешение противоречия без противоборства. В конфликте м. б. заинтересованы не 

сами оппоненты, а иные силы, провоцирующие конфликт. Поэтому функции конфликта с позиций разных участников могут оцениваться по-разному.
12. Психологические факторы, предрасполагающие к конфликтам.

Например, В. Р. Дольник считает, что в основе человеческих конфликтов лежат биологические программы, направленные на стремление выжить в схватке за существование (соревнование особи с враждебным миром, с представителями других видов, с сородичами). Даже у стадных животных, у которых существуют определенные правила поведения, предполагается соперничество за лучшую пищу, за самку, за лидерство в стае. Таким образом, стремление к соперничеству заложено еще у предков человека.

Дж. Ролз главную причину конфликтов в человеческом обществе связывает с нарушением норм социальной справедливости и, как следствие, с ущемлением чувства собственного достоинства. При этом сама справедливость - это соответствие между вкладом человека в решение каких-то вопросов и получаемыми за это благами (моральными или материальными). Данное "соответствие" определяется уровнем развития конкретного общества, группы или отдельного индивида. Исходя из этого, часто конфликт порождается либо нарушением существующих и общепринятых норм справедливости, либо столкновением разных представлений о нормах справедливости.

С. Ф. Фролов выделяет общие причины конфликтов: противоположные ориентации вступающих во взаимодействие людей (различие потребностей); идеологические причины; причины экономического и социального порядка; противоречия между элементами социальной структуры (например, когда цели и задачи разных уровней организации или управления обществом не соответствуют друг Другу).

Выделяются также и более конкретные причины конфликтов
:

  • - социально-психологические причины (неудовлетворенность отдельных людей своим положением в группе, в организации, в обществе);

  • - причины морально-этического порядка (отрицание некоторых общественных норм и ценностей данного коллектива или группы);

  • - причины организационного характера (проблемы взаимоотношений руководителя и подчиненных);

  • - причины конфликтов по информационным факторам - например: неполные или неточные факты о каком-либо объекте (порождают неправильные представления и слухи); нежелательное обнародование информации; невольная (или вольная) дезинформация; некорректная интерпретация фактов и т.п.;

  • - причины конфликтов по структурным факторам - например: неопределенность вопросов законности власти; неопределенность вопросов подотчетности; неясность в вопросах собственности и т.п.;

  • - ценностные факторы конфликта - например: нарушение групповых верований и норм поведения; нарушение профессиональных ценностей и интересов; нетерпимость в отношении ценностей других групп или людей и т.п.;

  • - факторы отношений - например: неудовлетворенность существующими отношениями; несогласованные цели взаимоотношений (непонимание друг друга); неудовлетворенность длительностью отношений и т.п.;

  • - поведенческие факторы - например: поведение угрожает чьей-либо безопасности; поведение создает для кого-то дискомфорт и т.п.

М. X. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоурн выделяют основные причины производственных, организационных конфликтов:

  • - проблемы распределения ресурсов в организации (проблема несправедливости распределения);

  • - различия в целях (чем больше специализация внутри организации, тем больше взаимного непонимания, так как у каждого структурного подразделения - свои интересы);

  • - различия в представлении о ценностях (например, о такой ценности, как право выражать свое мнение в присутствии начальника);

  • - различия в манере поведения и жизненном опыте (особенно, если люди работают в одном подразделении);

  • - неудовлетворительные коммуникации, часто ведущие к взаимному непониманию сотрудничающих сторон.