Файл: Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи Что проверяется в этом задании.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

Что проверяется в этом задании:

Запятая перед союзом И.

Резвый ветер с моря надул паруса (1) и (2) когда солнце взошло (3) и городские стены остались за кормою последнего струга (4) громкая песня разлилась над просторами Волги.

 союз И соединяет два простых предложения, поэтому перед ним ставится запятая (1).

Однородное соподчинение придаточных — есть или нет?

Если обе придаточные части относятся к одной и той же главной части, отвечают на один вопрос, они считаются однородными. Запятая перед союзом И не ставится:

  когда?

(2) когда солнце взошло (3) и городские

стены остались за кормою последнего

струга ,(4) громкая песня разлилась над просторами Волги

2. Запятая на стыке союзов.

ТОНОТАК-японская девочка 

Сравним:

Я немного успокоился (1) , и ,    (2) когда мама ушла на работу (3), взялся за свои привычные дела (4) ,хотя настроение было совсем не радостное.

Разберём примеры:

Ищем другие придаточные

Запятая в сложном предложении не ставится:

Читать было невозможно (1) и (2) когда не спалось (3) я слушал окружающие ночные звуки и пытался представить (4) что скрывается за ними.

Закрепим

1) 1, 2, 3, 4

2) 1, 3, 4

3) 1, 2, 4

4) 1, 4

Толпа расступилась (1) и (2) прежде чем заиграла музыка (3) Устинья вышла в круг (4) и сельчане невольно залюбовались её танцем.

1) 1, 2, 3, 4

2) 1, 3, 4

3) 1, 3

4) 1, 2, 3

Впереди показалась широкая река (1) и (2) когда всадники подъехали (3) и спешились (4) то увидели (5 ) что мост снесло наводнением.

1) 1, 2, 3, 4, 5,

2) 1, 4, 5,

3) 1, 2, 4, 5

4) 1, 3, 4, 5

Альпинисты поняли (1) что (2) если вьюга не утихнет (3) им придется возвращаться в базовый лагерь (4) так как сильные порывы ветра мешали продвигаться по отвесной скале.

1) 1, 2, 4

2) 1, 2, 3, 4

3) 1, 3, 4

4) 2, 3, 4

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

Что проверяется в этом задании:

  • Умение находить грамматические основы даже в односоставном предложении;
  • Умение расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами;
  • Умение определять главное и придаточное по вопросу;
  • Умение находить союзы и определять ,что именно эти союзы соединяют;
  • Умение работать с предложениями, где два разных союза стоят рядом

Запятая перед союзом И.

  • Найдите грамматическую основу (до союза И).
  • Далее следует придаточное предложение. «Уберите» его, посмотрите, как продолжается предложение после союза И: если союз И связывает два однородных члена, то запятая не ставится, если же далее идёт новое предложение, то ставится.

Резвый ветер с моря надул паруса (1) и (2) когда солнце взошло (3) и городские стены остались за кормою последнего струга (4) громкая песня разлилась над просторами Волги.

  • Убираем мысленно придаточную часть
  • Резвый ветер с моря надул паруса (1) и (2) когда солнце взошло (3) и городские стены остались за кормою последнего струга (4) громкая песня разлилась над просторами Волги.

 союз И соединяет два простых предложения, поэтому перед ним ставится запятая (1).

  • Резвый ветер с моря надул паруса ,(1) и (2) когда солнце взошло (3) и городские стены остались за кормою последнего струга (4) громкая песня разлилась над просторами Волги.
  • Я немного успокоился (1) и (2) когда мама ушла на работу (3)  взялся за свои привычные дела (4) хотя настроение было совсем не радостное.
  • Я немного успокоился (1) и (2) когда мама ушла на работу (3)  взялся за свои привычные дела (4) хотя настроение было совсем не радостное.
  • Я немного успокоился (1) и взялся за свои привычные дела .

Однородное соподчинение придаточных — есть или нет?

  • Резвый ветер с моря надул паруса ,(1) и (2) когда солнце взошло (3) и городские стены остались за кормою последнего струга (4) громкая песня разлилась над просторами Волги

Если обе придаточные части относятся к одной и той же главной части, отвечают на один вопрос, они считаются однородными. Запятая перед союзом И не ставится:

  когда?

(2) когда солнце взошло (3) и городские

стены остались за кормою последнего

струга ,(4) громкая песня разлилась над просторами Волги

2. Запятая на стыке союзов.

  • Стык союзов — это ситуация, когда несколько союзов (чаще всего два) идут подряд
  • И хотя
  • И если
  • Что когда
  • Но если
  • И т.д.
  • Я немного успокоился (1)  и стык союзов (2)   (2) когда мама ушла на работу (3) взялся за свои привычные дела (4) хотя настроение было совсем не радостное.

ТОНОТАК-японская девочка 


 Если после стыка союзов в предложении есть продолжение в виде ТО, НО или ТАК, запятая на стыке союзов НЕ СТАВИТСЯ (она её съела!).

Сравним:

Я немного успокоился (1) , и ,    (2) когда мама ушла на работу (3), взялся за свои привычные дела (4) ,хотя настроение было совсем не радостное.

  • Уходит ТОНОТАК – появляется запятая на стыке союзов.
  • Я немного успокоился (1) , и    (2) когда мама ушла на работу (3), товзялся за свои привычные дела (4), хотя настроение было совсем не радостное.

Разберём примеры:

  • Я волнуюсь перед экзаменом и хотя я хорошо готовлюсь всё равно паникую. 
  • Я волнуюсь перед экзаменом, и, хотя я хорошо готовлюсь, всё равно плохие мысли лезут в голову.
  • .

Ищем другие придаточные

  • Смотрим, есть ли в предложении другие придаточные части. Если есть — выделяем запятыми!
  • Учитель напомнил что если мы не сдадим работу вовремя ему придётся снизить оценку которая пойдёт в аттестат.

Запятая в сложном предложении не ставится:

  • Если придаточная часть состоит только из одного союзного слова(местоимения или наречия)
  • Трудно сказать почему.

    Если позвонят ,узнай кто и зачем.

  • На стыке двух подчинительных союзов или сочинительного и подчинительного , если придаточную часть нельзя изъять или переставить в другое место(как правило ,в таких предложениях есть вторая часть союза-ТО,НО,ТАК)
  • Мы вошли в лес , и хотя нас одолевали комары, но мы быстро достигли цели.

    Он сказал ,что если будет свободен вечером, то придет ко мне.


  • После присоединительного сочинительного союза И,А,НО ,стоящего в начале предложения:
  • А когда взошло солнце ,перед нами открылся вид на долину.

Читать было невозможно (1) и (2) когда не спалось (3) я слушал окружающие ночные звуки и пытался представить (4) что скрывается за ними.

  • Ищем однородное соподчинение. Не находим — ну и хорошо!
  • Нашли стык союзов «и когда». После слова «спалось» нет «то» — запятая на стыке союзов жива-здорова, ТОНОТАК её не съела. Ставим запятую на (2)!
  • Проверяем (1) при союзе И. Что там соединяется? Читать было невозможно, и… я слушал. Разные грамматические основы, так что ставим запятую!
  • Закрываем придаточную часть «когда не спалось», ставим запятую на (3). Есть ещё придаточные? Конечно, после (4) прячется «что» — выделяем обязательно
  • Читать было невозможно (1) и (2) когда не спалось (3) я слушал окружающие ночные звуки и пытался представить (4) что скрывается за ними.
  • Ответ:1234

Закрепим

  • . Наша планета прекрасна (1) и (2) когда космонавты видят её из глубин Вселенной (3) то они не могут отвести глаз от её бирюзового свечения.
  • 1) 1, 2, 3

    2) 2, 3

    3) 1, 2

    4) 1, 3

  • Ночью море грозно шумело (1) и (2) когда утром рассеялся туман (3) и выглянуло солнце (4) то все увидели берег (5) заваленный водорослями и каким-то мелким мусором.
  • 1) 1. 1, 2, 3, 4, 5

    2) 2. 1, 3, 4, 5

    3) 1, 4, 5

    4) 2, 3, 4, 5

Геологи трудились день и ночь (1) и (2) когда они выбрались из таёжных дебрей (3) и долгожданные карты новых месторождений легли на стол разработчиков (4) то только тогда впервые начальник партии заговорил об отпуске.

1) 1, 2, 3, 4

2) 1, 3, 4

3) 1, 2, 4

4) 1, 4

Толпа расступилась (1) и (2) прежде чем заиграла музыка (3) Устинья вышла в круг (4) и сельчане невольно залюбовались её танцем.

1) 1, 2, 3, 4

2) 1, 3, 4

3) 1, 3

4) 1, 2, 3

Впереди показалась широкая река (1) и (2) когда всадники подъехали (3) и спешились (4) то увидели (5 ) что мост снесло наводнением.


1) 1, 2, 3, 4, 5,

2) 1, 4, 5,

3) 1, 2, 4, 5

4) 1, 3, 4, 5

Альпинисты поняли (1) что (2) если вьюга не утихнет (3) им придется возвращаться в базовый лагерь (4) так как сильные порывы ветра мешали продвигаться по отвесной скале.

1) 1, 2, 4

2) 1, 2, 3, 4

3) 1, 3, 4

4) 2, 3, 4