Файл: Герои романа. Из теории литературы литературный герой, художественный образ, лирический герой. Антитеза.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Герои романа. Из теории литературы: литературный герой, художественный образ, лирический герой. Антитеза. 

  • Главный герой – центральное действующее лицо в произведении, основной двигатель сюжета, выразитель авторского замысла. На нем завязаны все сюжетные линии, и вся читательская любовь достается именно ему. Он ищет истину, обретает просветление, побеждает зло.
  • Теория литературы дает главному герою еще одно название - протагонист. То есть первый, главный борец, сражающийся за победу: центральное действующее лицо художественного произведения. Протагонист находится в центре сюжета, все сюжетные линии так или иначе связаны с его действиями непосредственно, либо они пересекаются с главным героем в точке максимального напряжения конфликта.
  • Протагонист действует в соответствии со своим драматургическим предназначением, а именно с теми целями, достижение которых требует от него завязка романа. Именно протагонист становится главным выразителем авторских идей и средством реализации авторского замысла.
  • Например, Филип Пиррип или попросту Пип – герой романа Чарльза Диккенса «Большие надежды» – растущий в семье кузнеца, после знакомства с прекрасной Эстеллой, стремиться стать джентльменом, войти в высшее общество, чтобы быть достойным своей возлюбленной. Шерлок Холмс хочет победить всю британскую преступность. Гарри Поттер – Волан-де-Морта. А Константин Левин – герой романа «Анна Каренина» жаждет обрести душевное спокойствие, а попутно постичь тайны управления имением.
  • Заглавный герой — герой в художественном произведении (литературном произведении, театральной постановке, кинофильме и так далее), именем которого названо это произведение. Исполнение роли заглавного героя называют заглавной ролью. Не следует путать главного и заглавного героев. Главный герой может быть заглавным, а может им и не быть. И наоборот, заглавный герой может вовсе не являться главным героем. 
  • Заглавный герой произведения отличается от всех других героев тем, что он находится в центре всего повествования, в центре событий произведения, даже если не принимает в них непосредственного участия. Иными словами, всё повествование ведётся ради него. Так, собака Муму является заглавной героиней рассказа Ивана Тургенева «Муму», хотя, очевидно, не является главной героиней рассказа. С другой стороны, Родион Раскольников хотя и является главным героем романа «Преступление и наказание» Фёдора Достоевского, однако не является его заглавным героем, так как его имя не вынесено в заглавие романа.

  • Однако заглавный герой часто всё же является одним из главных героев художественного произведения, например, Дон Кихот в одноимённом романе Мигеля де Сервантеса, Евгений Онегин в романе Александра Пушкина «Евгений Онегин» и Илья Обломов в романе «Обломов» Ивана Гончарова. Заглавный герой может и не обладать именем, например как в рассказе Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско».
  • Если в заглавии художественного произведения не присутствует никакого персонажа, то произведение не имеет заглавного героя. Так, в пьесе Антона Чехова «Вишнёвый сад» нет никакой заглавной роли. Заглавных героев в произведении может быть и несколько — так, в пьесе Шекспира «Ромео и Джульетта» их двое
  • Протагонист – это положительный персонаж, носитель истины, действующий из жизнеутверждающих побуждений. Его мотивировка исключительно созидательна. Протагонист может сомневаться в окружающем мире, но он неуклонно следует собственному кодексу чести, не нарушая нравственные законы и не вставая на сторону зла. В этом смысле протагонистом является герой повести Пушкина «Капитанская дочка» Пётр Гринев, герой «Войны и мира» Толстого Пьер Безухов, Данко – герой одноименного рассказа Горького, Холден Колфилд – герой романа «Над пропастью во ржи» (Ловец во ржи) Сэлинджера, Шерлок Холмс, Д’Артаньян, Элли из «Волшебника Изумрудного города»
  • Это положительные герои. Но нам известно множество главных героев, которых нельзя назвать «хорошими» в привычном нам значении слова. Это люди, нарушающие свод этических законов, заблуждающиеся в выборе правильного пути, попирающие общепринятые ценности или, не мучаясь вопросами этики и морали, просто выбирающие сторону зла. Среди них Печорин, Раскольников, Воланд, Дориан Грей, Фауст Гётэ, Эмма Бовари, Скарлет О’Хара. Таких героев называют антигероями – они лишены героических черт в их привычном понимании, но при этом занимаются центральное место в произведении.

Литературный герой — это образ человека или животного в художественной литературе. Также в этом смысле используют понятия «действующее лицо» и «персонаж». Зачастую литературными героями называют лишь более важных действующих лиц (персонажей).

Литературных героев обычно разделяют на положительных и отрицательных, однако такое деление весьма условно. Существуют, в частности, антигерои, сочетающие черты и положительных, и отрицательных персонажей.

  • Художественный образ – любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении. Он представляет собой результат осмысления художником какого-либо явления, процесса. При этом художественный образ не только отражает, но и обобщает действительность.
  • Теория литературы видит специфику художественного образа не только в том, что он осмысливает действительность, но и в том, что он создает новый, вымышленный мир. Писатель стремиться отобрать такие явления и так изобразить их, чтобы выразить свое представление о жизни, свое понимание ее тенденций и закономерностей

Образ – это элемент или часть художественного целого, как правило, такой фрагмент, который словно обладает самостоятельной жизнью и содержанием (например, характер в литературе, символические образы, такие, как «метель» у Пушкина, «парус» у Лермонтова, «роза и крест» у символистов).

Художественный образ – становится художественным не потому, что списан с натуры и похож на реальный предмет или явление, а потому, что с помощью авторской фантазии преобразует действительность. Художественный образ не только и не столько копирует действительность, сколько стремится передать самое важное и существенное для автора. Отразить важные для писателя идеи, настроения, переживания, воплотить авторский замысел в нетривиальной художественной форме. 
  • Лирический герой — это, согласно Лидии Гинзбург, «не только субъект, но и объект произведения», то есть изображаемое и изображающее совпадают, лирическое стихотворение замыкается на самом себе. В таком случае естественным образом происходит сосредоточенность лирического героя прежде всего на своих чувствах, переживаниях, что и является, сутью самой категории лирического героя. 
  • Заметим, что в соответствии со сложившейся в литературоведении традицией можно говорить о лирическом герое лишь тогда, когда рассматривается весь корпус произведений конкретного автора в соотнесении с его авторской ипостасью. По определению Бориса Кормана, «лирический герой — один из субъектов сознания <…> он является и субъектом, и объектом в прямо-оценочной точке зрения. Лирический герой — это и носитель сознания, и предмет изображения».

  • Лирический герой — не всегда человеческий образ. Для символистов это все чаще зооморфный образ (образ лошади, коня в поэзии С. А. Есенина), орнитологические образы в лирике М. И. Цветаевой. Носителем авторского сознания все чаще является не человек, но часть природы.
  • Антитеза, антитезис — риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.