Файл: Конспект открытого урока Тема урока "Хранение информации." Учитель Лазеева Людмила Николаевна (первая категория).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект открытого урока

Тема урока

“Хранение информации.”

Учитель

Лазеева Людмила Николаевна (первая категория)

Базовый учебник

Информатика: учебник для 5 класса/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 184 с.: ил.

Тип урока:

Комбинированный урок

Цели урока:

 

Предметные:

  • раскрыть суть информационного процесса хранения информации;

  • ввести понятие память, виды памяти;

  • раскрыть смысл понятия носитель информации на основе анализа примеров;

  • научить распознавать и называть разные виды носителей информации;

  • ввести на интуитивном уровне понятия файла и папка;

  • научить создавать и сохранять файлы

Личностные:

  • сформировать умение уважать мнение окружающих;

  • сформировать способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом;

Метапредметные:

  • понять роль информационных процессов в современном мире;

  • уметь отстаивать свою точку зрения, аргументировать ответ

Планируемые результаты:

 

Предметные:

Ученик научиться:

  • распознавать и называть разные виды носителей информации;

  • создавать и сохранять файлы в личную папку.

Ученик получит возможность:

  • углубить и развить представления об информационных процессах и их роли в современном мире

Личностные:

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,

  • понимание значимости подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества.

Метапредметные:

  • владение общепредметными понятиями: “память”, “носитель”, “файл”, “папка”;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: создание и сохранение информации;

  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для хранения различных видов информации;

  • умение отстаивать свое мнение, аргументировать свой ответ.

Воспитательный потенциал урока:

Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости, воспитать познавательный интерес, умение слушать.

Основные понятия:

  • память человека,

  • память человечества,

  • носитель информации,

  • файл,

  • папка

Формы работы учащихся:

Индивидуальная, коллективная

Необходимое техническое оборудование, ресурсное и программное обеспечение (ЦОР, дидактические материалы созданные при помощи СПАК):

  • Компьютер, проектор, интерактивная доска, Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/

  • Презентация урока (Приложение 1, 2)

  • Конспект урока.

  • Технологическая карта урока.


План урока

  1. Организационный момент - 1-2 мин

  2. Актуализация знаний - 5 мин

  3. Мотивация. Формулирование темы и целей урока – 5 мин

  4. Первичное усвоение новых знаний -15 мин

  5. Первичная проверка понимания. Первичное закрепление

  6. Компьютерный практикум – 5 мин

  7. Итоги и домашнее задание - 3

  8. Рефлексия – 5 мин - 3


Ход урока


  1. Организационный момент (задачи: настроить учеников на урок, привлечь внимание детей)

Приветствую детей, заполняю журнал, записываю тему урока.

Провожу рефлексию в начале урока. - Добрый день ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

  1. Актуализация знаний (задачи: актуализировать знания, организовать активный диалог).

Учитель: Для начала давайте мы с вами вспомним некоторые важные вопросы, связанные с информацией.

  1. Что такое информация? Сведения из окружающего мира, знания, получаемые в школе, новости из СМИ.

  2. С помощью чего мы получаем информацию? С помощью органов чувств.

  3. Какие виды информации вы знаете? Текстовая, графическая и т.д.

  4. Как человек может поступить с полученной информацией? Удалить, получить, передать, сохранить и т.д.

  5. Все эти действия носят какое общее название? Правильно. Все эти действия носят общее название – информационные процессы.

На сегодняшнем уроке мы подробно остановимся на одном из них.


  1. Мотивация. Формулирование темы и целей урока.

Учитель: Как вы думаете, благодаря какому информационному процессу человек узнает о прошлых событиях, об истории.

УченикиБлагодаря хранению, запоминанию информации.

Учитель – Абсолютно верно. А теперь попробуйте сформулируйте тему сегодняшнего урока. И поможет нам с вами ребус. Обратите внимание на ребус.

Ученики: Хранение информации.

У читель: (1 слайд) Совершенно верно, открываем учебник на стр.35 и в тетради и записываем тему урока “Хранение информации”.


Ученики записывают тему урока в тетрадь.

Учитель: Ребята, как вы думаете, какие задачи (цели) мы можем поставить перед собой? Узнать, как и где хранится информация, на чем хранится, а как сохранялась раньше и т.д.

  1. Первичное усвоение новых знаний (15 мин).

Учитель: Ребята, где хранится полученная вами информация? Ученики, исходя из личного опыта, высказывают точки зрения, где хранится информация. В компьютере, в книгах, записных книжках, в уме.

Учитель: Правильно! Для того чтобы информация стала достоянием многих людей и могла передаваться последующим поколениям, она должна быть …… (продолжаем мою мысль)..сохранена.

Для хранения информации используют память – самый первый инструмент хранения информации. А можно ли классифицировать память? Давайте для этого обратимся к учебнику стр. 35 и прочитаем. Ученики читают. Потом, я рисую на доске схему, а ученики перерисовывают в рабочую тетрадь:

Учитель: Как вы понимаете, что такое память человека и память человечества? Ученики отвечают на вопрос, (а я показываю слайды) и комментирую.«Мы видим, что хранение инф - это процесс такой же древний, как и жизнь человеческой цивилизации.» (2-3 слайды)



Учитель -Давайте мы сейчас немножко окунемся в историю хранения информации и посмотрим, как сохраняли информацию в разные времена. (4-18 слайды)






В 1839-40 годах человек изобрел фотоаппарат. Это позволило ему сохранять образы людей, пейзажи, явления природы.

В 1877 году изобрели первый прибор для записи и воспроизведения звука – фонограф.

В 1895 г. во ФРАНЦИИ братья Люмьеры сняли первый в мире кинофильм. Один из этих братьев (Луи Льмьер) был изобретателем первого в мире прибора для записи видео – синематограф.



Учитель: итак, мы познакомились с историей хранения информации. А теперь опять вернемся к памяти, как еще можно классифицировать память. Для этого посмотрим видео. (я показываю видео Память человека).

И так, память бывает внутренняя (оперативная) и внешняя (долговременная). Объясните эти понятия.



Учитель - Что значит внутренняя? Что значит оперативная? Человек может обладать оперативной памятью?

Что значит внешняя? Что значит долговременная?

Ученики по очереди комментируют понятия, ранее найденные в тексте параграфа.

Дописываем схему.

Учитель: - Молодцы, ребята! А теперь объясните своими словами, что такое носитель информации. Ученики формулируют понятие носитель информации.

Учитель: давайте найдем определение в учебнике и зачитаем. Ученики читают определение.

Учитель: (20 слайд) Какие древние носители информации вам известны? Каким носителем информации вы пользуетесь чаще всего? Ученики называют носители информации, опираясь на свой жизненный опыт.


Давайте посмотрим небольшой видеоролик о носителях информации (Носители инф.)

Учитель. Ребята на какие два класса можно разделить носители информации? древние и современные.

Давайте, допишем нашу схему:



  1. Первичная проверка понимания. Первичное закрепление.

Учитель. А теперь давайте выполним некоторые задания. Я раздаю раздаточный материал, с которым вы будете работать на уроке. Смотрим на слайды 21-22 или в раздаточный материал, задание 55: дети отвечают на вопросы.



Учитель. А теперь самостоятельная работа в группах (по 2 человека). На эту работу вам отводится 3 минуты:



После этого группы отвечают на каждый вопрос и дети сверяются со своими ответами. А потом я показываю слайды с ответами.

Учитель - Как вы думаете, в виде чего информация хранится в компьютере? В виде файлов.

Давайте найдем определение в учебнике и зачитаем. Ученики читают определение.

Учитель – молодцы! А как мы отличаем файлы друг от друга? по имени.

Учитель – Правильно. Каждый файл имеет свое уникальное имя. Имя файла, состоит из двух частей: собственно имени и расширения, разделенных точкой.

Ученики записывают под диктовку в тетрадь.



Учитель. Давайте мы выполним задания 63, 64. На эту самостоятельную работу отводится вам 3 минуты. Дети выполняют задания в раздаточном материале.