ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МАСТЕР-КЛАСС

«Приемы обучения оптимальному темпу чтения на уроках русского языка и чтения»

Черненкова Елена Александровна

учитель начальных классов

1 квалификационная категория

План

  1. Введение

  1. Чтение – вот лучшее учение.

  2. Оптимальный темп чтения.

2. Реализация ФГОС в приемах работы над оптимальным темпом чтения.

3. Резервы обучения чтению

1. Мотивация.

- Способы приобщения детей к чтению.

2. Артикуляция и чтение.

- Дыхательные упражнения;

- Скороговорки, чистоговорки.

3. Движение глаз при чтении.

- Гимнастика для глаз;

- Пальчиковая гимнастика;

- Физминутки;

- Упражнения на релаксацию.

4. Приемы работы над оптимальным темпом чтения на уроках

1. Пятиминутка чтения на каждом уроке!

2. Игры со словами.

5. Работа с родителями

6. Результативность

7. Практическое занятие

1. Проверка техники чтения

2. Отработка приемов оптимального темпа чтения

3. Повторный замер техники чтения.

8. Вывод.

1. Введение.

Чтение – вот лучшее учение.

Здравствуйте, меня зовут Черненкова Елена Александровна, работаю учителем начальных классов в МБОУ «СОШ №42».

В начале нашей беседы я бы хотела спросить у вас, давно ли вы проверяли свою технику чтения? (первичная проверка техники чтения).

Я хочу сегодня поговорить о здоровой духовной пище… Да, да, ведь книга является источником вдохновения, оздоровления.

К сожалению, современные дети читают все меньше. «Самое тяжкое преступление перед книгой, это не порванные обложки…» - как считает нобелевский лауреат Иосиф Бродский – «это нечтение. Человек за это расплачивается жизнью, а нация – историей».

Данные научных исследований говорят о том, что отношение к книге формируется в младшем школьном возрасте.

Читатели отличаются от нечитателей:

  • Уровнем развития интеллекта;

  • Читатели способны мыслить в рамках проблем, более адекватно оценивают ситуацию, быстрее находят правильное решение;

  • Имеют большой объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью.


И все-таки наши дети читают все меньше. Как поступить в создавшейся ситуации учителю?

Я, как учитель начальных классов, пришла к выводу, что необходимо с самого раннего детства формировать привычку к чтению.

Достижение оптимального темпа чтения.

Чтение – это труд, и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным – задача современного учителя.

Известный турецкий поэт Назым Хикмет в одном из своих произведений писал: «Чтение – это нечто, объединяющее зрение, слух, чутье и мышление». Поэтому учителю необходимо обучить детей приемам оптимального темпа чтения.

Оптимальный темп чтения – это не только умение быстро читать, но и умение быстро мыслить, ловко выполнять всевозможные работы и физические упражнения, это качественно более высокий уровень интеллекта.

Цель: воспитывать талантливого читателя, а не просто научить читать с высокой скоростью, чтение без мышления – это не чтение. Ученик должен чувствовать удовлетворение от чтения.

Главная задача учителя – это, используя как традиционные, так и инновационные формы, методы и приемы, помочь ученикам преодолеть возникающие трудности в чтении и желание встречаться с книгой как можно чаще.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение уровня качества чтения;

  • Определение направленного развития личности обучающихся;

  • Формирование способностей детей к аналитическому, творческому самовыражению личности;

  • Активизация мотивации к обучению.

Первым источником при ознакомлении с приемами оптимального темпа чтения явилась книга Валентины Александровны Бородиной «Учим читать»… Помогла методика, разработанная нашим руководителем по научно-методической работе Тарховой Натальей Борисовной.

Третий год я работаю над этой темой и на практике убедилась в эффективности технологии оптимального темпа чтения, которой хочу с вами поделиться.

2. Реализация ФГОС в приемах работы над оптимальным темпом чтения

В соответствии с требованиями ФГОС учитель должен формировать у обучающихся не только предметные УУД, но также личностные и метапредметные. Очень хорошую помощь в этом окажут приемы работы над оптимальным темпом чтения.

Так, например, при работе с пословицами, поговорками формируется ценностно-смысловая ориентация обучающихся,
основы гражданской идентичности, развитие этических чувств, установка на здоровый образ жизни.

Регулятивные УУД формируются практически на всех видах работы: скороговорки, чистоговорки, ребусы, игры со словами и т.д. Это планирование своих действий, целеполагание, адекватная оценка результатов.

Познавательные УУД – выделение существенной информации, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, обобщение, установка аналогий.

Коммуникативные УУД – адекватное использование коммуникативных, прежде всего речевых средств, возможность существования различных точек зрения, формулировка собственного мнения, контроль действий партнера, использование речи для регуляции своего действия.

Приемы работы над оптимальным темпом чтения соответствуют тенденциям современного образования, поэтому можно говорить об актуальности их использования на уроках.

  1. Резервы обучения чтению

Мотивация чтения.

Начиная работу над оптимальным темпом чтения важно учитывать мотивацию, обуславливающую читательский интерес.

  1. Одной из причин читательского спроса является потребность. Потребность в знаниях, развитии памяти, мышления, речи.

  2. Личностную мотивацию чтения способна вызвать и сама книга, если она своим названием, внешним видом, иллюстрациями привлечет к себе внимание ребенка, вызовет желание познакомиться с ее содержанием. Этот стимул особенно важен для младших школьников.

  3. Опыт личностного чтения самого учителя, переданный детям – фактор более мощный, чем какой-либо другой.

Существует несколько способов приобщения детей к чтению. Я не буду останавливаться на них, вы видите их в своих файлах и можете использовать в своей работе.

  1. Имея представление о жизненных и (или) литературных интересах и предпочтениях ребенка (природа или техника, растения или животные, юмор или серьезные рассуждения, отношения с родителями или со сверстниками и т.д.), учитель или родители предлагают ребенку литературу, соответствующую устремлениям его души и ума, а также уровню читательской подготовки. Это помогает привлечь ребенка к чтению книг – сначала по ограниченной личными интересами проблеме, после чего, возможно, по другим, сначала смежным, а затем и более отдаленным темам.


Использование этого способа приобщения к чтению, возможно прежде всего при наличии близкого контакта между педагогом и воспитанником, при индивидуальном подходе к организации детского чтения.

  1. В условиях коллективного обучения наиболее приемлемым может оказаться другой способ формирования и стимулирования читательских интересов школьников: учитель знакомит детей с лучшими образцами детской литературы во всем ее тематическом, жанровом и эмоциональном многообразии в надежде на то, что среди предложенных произведений окажутся такие, которые затронут душу юного читателя и помогут изменить его отношение к чтению книг.

  2. Так называемое «чтение с продолжением» в школе и дома: педагог (кто-то из родственников), читая произведение вслух, прерывает чтение на самом захватывающем витке сюжета. Детям (ребенку) предлагается читать дальше самостоятельно.

  3. Создание читательской среды в школе и дома, что выражается в поддержании атмосферы внимания и уважения к книге ее читателям, в поощрении тех, кто интересуется книгами и читает их.

  4. Использовать закон «Трех О»: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем.

  5. Стимулирование детей, каждый урок произносить аффирмации (краткие позитивные утверждения)

- я люблю читать,

- мне легко учиться читать,

- я справлюсь.

Артикуляция и чтение

Самое важное при подготовке уроков, учитывать, что на высокий показатель чтения влияет техника речи или артикуляция звуков. Для развития артикуляционного аппарата провожу специальные упражнения. Артикуляционная гимнастика проводится в начале урока 2-3 минуты.

Дыхательные упражнения

С целью совершенствования произношения необходимо проводить работу над дикцией и постановкой дыхания.

1. «Дуем на свечу (одуванчик, пушинку, горячее молоко)» , «Надуваем шарик»

2. «Разомнем язычок»

Упражнения «Заборчик», «Дудочка», «Лошадка», «Часики»…

3. «Не запутайтесь в звуках» произнесение на одном выдохе слогов с разными гласными:

ХА-ХО-ХИ

ХО-ХИ-ХА

ХИ-ХА-ХО

Прочитать не менее трех раз, потом проводим работу в парах, чтобы дать возможность «услышать» себя и других.

4. Благодатным материалом для тренировки речевого аппарата являются скороговорки и чистоговорки.

«Не сломайте язык» - дикционные упражнения – проговаривание скороговорок и чистоговорок.

ЖА-ЖА-ЖА – есть иголки у ежа.

ЖИ-ЖИ-ЖИ – здесь живут ежи.

Прочитать скороговорку:

В ЧЕТВЕРГ ЧЕТВЕРТОГО ЧИСЛА В ЧЕТЫРЕ С ЧЕТВЕРТЬЮ ЧАСА ЧЕТЫРЕ ЧЕРНЕНЬКИХ ЧУМАЗЕНЬКИХ ЧЕРТЕНКА ЧЕРТИЛИ ЧЕРНЫМИ ЧЕРНИЛАМИ ЧЕРТЕЖ. (3 раза: по слогам, увеличивая темп, быстро).


Движение глаз при чтении

Известное высказывание «Глаза – зеркало человека» можно перефразировать так: «глаза – зеркало процесса чтения».

1. Для развития широты угла зрения учащегося провожу работу с таблицами «Пирамида», «Шульте». Фиксируем взгляд на одной точке, читаем сверху вниз, такие упражнения развивают боковое зрение.

Кос*тер

Пат * рон

Пла * кат

Способность двигаться по строчке в разных режимах вырабатывается упражнением (следи за маршрутом стрелки) «офтальмотренаж».

Представляю вам гимнастики для глаз.

Проведем, друзья, сейчас упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели, глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз, ты, хрусталик, не сердись,

Посмотри на потолок, отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче стали смотрим по диагонали.

Мы не будем циркуль брать, будем взглядом круг писать.

Глазки нас благодарят, поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем, потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы, к ним ладошки приложили.

Раз, два, три, четыре, пять – можно глазки открывать!

Пальчиковая гимнастика

Психологи высказывают мнение о том, что кисть руки можно рассматривать, как артикуляционный аппарат, т.е. рука тоже является речевой зоной мозга.

Предлагаю вашему вниманию пальчиковую игру на уроке.

Одной из форм активного отдыха детей на уроках являются физкультурные минутки.

Физминутка «Зарядка»

Упражнения на релаксацию

Такие упражнения облегчают дыхание, проводятся с целью профилактики неврозов и перевозбуждения нервной системы.

Закрыли глаза, повторяйте за мной:

Я скажу себе, друзья.

Что всегда спокоен я.

Я люблю свою работу

Проявляю к ней заботу,

Есть достойная зарплата,

В голове ума – палата.

Я спокоен, терпелив,

Сдержан я и не хмурлив,

Просто не люблю я страх,

Я держу себя в руках.

Проведение систематически оздоровительных упражнений на уроках позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, развивает речь учеников, а это, в свою очередь, способствует укреплению здоровья учащихся.

  1. Приемы работы над оптимальным темпом чтения на уроках.