ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пятиминутка чтения на каждом уроке!
Способствуют увеличению скорости чтения ежеурочные пятиминутки чтения. Для меня важно, чтобы ученик действительно читал, а не делал вид, что читает. Задача учителя – создать ему для этого все условия.
Такую работу я записываю отдельно в планах.
Например, у меня 3 урока и планирую пятиминутку чтения таким образом:
1 урок – первичное ознакомление с текстом, после которого задаю вопросы по прочитанному;
2 урок – чтение – тематическое, каждый раз перед началом чтения даю задание, это в основном чтение «с карандашом».
Виды заданий на пятиминутках чтения:
-
Найти в тексте восклицательные, вопросительные предложения. -
Кто быстрее найдет слово на заданное правило. -
Найди самое длинное слово. -
Нахождение в тексте 2-х, 3-х, 4-хсложных слов. -
Нахождение в тексте сочетаний: сущ.+прилаг., сущ.+глаг., … -
Чтение с пометкой непонятных слов. -
Нахождение в тексте слов и выражений для устного портрета. -
Подготовка к чтению по ролям.
3 урок – повторное чтение текста.
Я считаю, что тематическая пятиминутка чтения вызывает интерес к чтению, обогащает словарный запас учеников, дает возможность ознакомления с произведениями, которые не входят в чтение на уроках, развивает кругозор, внимательность при чтении.
Игры со словами
Мощным источником совершенствования процесса оптимального темпа чтения является игра.
Словесные игры применяются для активизации словарного запаса.
Преврати одно слово в другое:
м | а | р | к | а |
м | а | с | к | А |
к | а | с | к | а |
к | а | ч | к | а |
к | о | ч | к | а |
п | о | ч | к | а |
п | о | ч | т | а |
Поиск общего слова: эта игра связана с поиском омонимов:
Животное … нежность, рыба … инструмент, залив … часть лица
Психологи доказали, что между уровнем интеллекта и способностью понимать пословицы существует связь. Поэтому часто на уроках я беру игры с пословицами:
- составь пословицу,
- озорные буквы в пословицах «Ус хорошо, а два лучше»,
- модернизированные пословицы «Одна голова хорошо, а две некрасиво».
Подбери слова, которые в сочетании с буквой, слогом или слогами, стоящими слева и справа, образуют другие слова:
ПЕ (СОК) ОЛ СА (РАЙ) ОН КАБ (ЛУК) ОШКО
Грамматическая арифметика:
МОРЕ + ЛОДКА – РЕКА + БОРЦЫ + Щ – БОРЩ = МОЛОДЦЫ
Чтение текста, заранее разрезанного пополам. Краткий пересказ части.
- Кто главная героиня?
- Где она жила?
- Опишите дом Бабы-Яги
Вывод: можно читать, не имея полностью текста, достаточно видеть половину текста. Такие задания развивают беглость чтения. Начинать необходимо с текста с пропущенными окончаниями, словами…
С помощью словесных игр, загадок, потешек… дети открывают для себя удивительный мир слов, задумываются над их значением.
Чтобы мои дети стали хорошими читателями, я провожу систематически работу над обогащением словарного запаса. Очень важно научить ребят владеть словом. Систематически веду работу со словарями. Например:
- толкование словарного слова. Игра «Объясни иностранцу слово».
- толкование непонятных слов в тексте. На дом я задаю выписать 5 слов и дать им лексическое значение.
Такие занятия расширяют кругозор детей, способствуют развитию правильного, осознанного, беглого, выразительного чтения, тренируют память, мышление.
-
Работа с родителями
Технология оптимального темпа чтения была бы не эффективной, если бы она не продолжалась дома. В первом классе я сразу провела собрание, где рассказала о приемах оптимального темпа чтения… Дети с первого класса ведут читательские дневники. Сначала их заполняют родители, если ребенок еще не умеет читать или читает плохо, то советую родителям проводить семейные чтения, где читают все, и ребенок делает первые шаги. Так, дети знакомятся с книгой в семье. С первого класса родители проверяют технику чтения у детей, записывая в читательский дневник. 1,2,3 классы дети читают ту литературу, которую я им советую, для этого я раздаю всем памятки, что прочитать в этом году. А в 4 классе дети уже делают выбор сами
. (показ буклетов).
Я постаралась показать эффективность работы по совершенствованию навыка чтения. Результатом описанной выше работы стало улучшение навыка чтения у учащихся.
-
Результативность
3 класс 4 класс
| октябрь | Де-кабрь | Март | Май | Сен-тябрь | Октябрь | Де-кабрь | Март | Май |
качество | 76 | 78 | 77 | 78 | 74 | 75 | 76 | 74 | 78 |
успеваемость | 100 | 100 | 94 | 94 | 93 | 92 | 93 | 93 | 94 |
3 класс
4 класс
Мои дети участвуют во многих мероприятиях:
«Русский медвежонок»
1 место по школе – Паженцева Вера
2 место по школе – Кузеванова Татьяна
3 место по школе – Кравчук Валентина
«Золотое руно»
1 место в регионе – Кузеванова Татьяна
Участие в городской научно-практической конференции исследовательских работ школьников по биологии и экологии «Природа: проблемы, поиск, решение»
Кузеванова Татьяна выступала с докладом «Проблемы озера Байкал».
Всероссийский конкурс «Я – исследователь» (г. Москва). Отправили работы: Никольская Надежда, Никонов Семен.
Городской интеллектуальный конкурс . 1 место- в команде были Паженцева Вера, Кузеванова Татьяна.
Продолжим нашу диагностику. А у вас увеличился темп чтения после работы над приемами, которые я использую в своей работе? (повторная проверка техники чтения).
На основе проводимой диагностики сделан вывод, что методика оптимального темпа чтения является эффективной, доступной и интересной как для детей, так и для взрослых. Благодаря этой технологии мои уроки стали интересными и продуктивными.
А теперь выполним последнее задание:
10. Зачеркните согласные
, которые не имеют пару и получите слово.
СПАСИБО!
Рефлексия
Уважаемые коллеги! Спасибо за участие в мастер-классе. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество.
Ответьте на вопросы рефлексии | Ответы |
Что Вы ожидали от участия в мастер-классе и что получилось? | |
Какие профессиональные качества удалось выявить или развить во время работы? | |
Что Вы можете сказать о целях, содержании и организации данного мастер-класса? | |
Что Вы можете сказать об актуальности материала мастер-класса? | |
Сформулируйте свои предложения по развитию данной работы. | |