Файл: Ретроспектива арабоизраильских отношений в 19471960х гг.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Содержание

Введение

Глава 1. Ретроспектива арабо-израильских отношений в 1947-1960х гг.

1.1 Истоки конфликта — историко-политическая и экономическая конъюнктура в регионе

1.2 От войны за независимость до Суэцкого кризиса: события и итоги

Глава 2. Хронология арабо-израильских конфликтов 1967 и 1973 г.

2.1 Шестидневная война

2.2 Война Судного дня

Глава 3. Анализ эволюции позиции Израиля в арабо-израильских конфликтах 1967--1973 гг.

3.1 Анализ позиции Израиля в Шестидневной войне: цели и результаты

3.2 Анализ позиции Израиля в Войне судного дня: цели и результаты

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Ближний Восток географически не близок к России, но никогда не был в стороне от происходящих там процессов. За ситуацией на Ближнем Востоке с интересом наблюдали даже самые изоляционистские лидеры, а среди простых россиян интерес к Святой земле был почти мистическим. Русский человек не мог быть равнодушным к родине Иисуса Христа. В контексте геостратегических маневров с начала ХХ века значение этих территорий значительно возросло. Ведь обладание этой территорией давало надежный доступ к богатым странам Востока. В советское время Ближний Восток был ареной идеологического, политического и военного соперничества с Западом.

Теперь, когда новую Россию практически вытеснили из региона, становится все более очевидным, что уход отсюда будет означать потерю престижа и авторитета, а Россию будут все меньше и меньше ценить. У России все меньше и меньше реального влияния на сделку на Ближнем Востоке. Интерес России к конфликту начал ослабевать, хотя регион является чем-то вроде лаборатории, где разрабатываются новые методы ведения политики. То, что происходит на этом полигоне, с большой долей вероятности может произойти и здесь. Детальное, научное и объективное изучение ситуации на Ближнем Востоке может помочь смоделировать процессы для более точного понимания событий, происходящих в мире и в нашей стране. Ближневосточный конфликт относится к числу локальных, однако трудно назвать государство, интересы которого прямо или косвенно не были бы затронуты этим конфликтом.

Интересы крупных государств затрагиваются из-за ключевого характера этого исключительно богатого ресурсами региона, интересы развивающихся стран являются как бы полигоном, на котором крупные капиталистические государства отрабатывают методы, с помощью которых можно управлять малыми государствами. Ближний Восток является центром быстрорастущей глобальной инфраструктуры и коммуникационного узла. Здесь сосредоточены религиозные центры и святыни трех мировых религий. Контроль над Ближним Востоком — необходимое условие построения однополярной системы мироустройства, проверка способности Америки создать такую ​​систему. Поэтому чисто локальный конфликт, который можно было бы быстро и эффективно решить усилиями местных государств, сильно осложняется вмешательством многих других сил. Это также является причиной его затяжного характера.


Исторически конфликт состоит из шести войн и периодов противостояния, которые использовались сторонами в основном для укрепления себя для следующей войны. Почти столетие арабы и евреи сталкивались на Ближнем Востоке. Их конфликт является одним из самых древних и сложных по своей структуре. Существует огромная научная литература по различным аспектам конфликта. Тысячи работ исследуют предпосылки конфронтации. Многие вопросы правового и этического характера остаются открытыми, но объективных подходов нет. Большинство комментариев страдают предвзятостью и необъективностью. Некоторые явления вызывают противоречивые и неоднозначные объяснения. Ведь переселение целого народа в не заброшенную прежде страну - явление беспрецедентное в новейшей истории1.

Взаимные обвинения носят серьезный характер, а непонимание достигает такого уровня, что, даже говоря на одном языке, используя одну и ту же терминологию, арабы и израильтяне имеют разные представления. Пропаганда партий основана на идеологических мифах, своеобразной смеси правды с ложью и различными преувеличениями. Иногда мифы возникали от искреннего незнания проблемы или от незнания авторов. Чаще они появлялись в результате преднамеренных действий, направленных на отстаивание собственных интересов.

Накладываясь друг на друга, они со временем стали стереотипами мысли, которые обрели над ними власть и сами стали препятствием для выхода из сложных политических ситуаций. Непредвзятому наблюдателю бывает сложно разобраться в калейдоскопе навязчивых кадров и комментариев. Характер конфликта требует хотя бы экскурса, фрагментарного рассмотрения истории, правовой составляющей конфликта, иллюстраций процесса эволюции и раскрутки пропагандистских мифов. Конфликт, к сожалению, уже давно носит характер шокирующего зрелища в силу своей жестокости.

Глава 1. Ретроспектива арабо-израильских отношений в 1947-1960х гг.

1.1 Истоки конфликта — историко-политическая и экономическая конъюнктура в регионе

История современного Государства Израиль началась в 1897 году, когда первый сионистский конгресс в Базеле принял решение о создании еврейского государства. Хаим Вейцман, будущий основатель государства, позже говорил, что необходимо «перевести народ без страны в страну без народа». Первое еврейское государство на территории Палестины возникло в 1025 г. до н.э. Израильское царство, которое через несколько лет разделилось на Израиль и Иудею. В 722 г. до н.э. Ассирийцы разрушили Израиль, а в 586 г. до н.э. Царь Вавилона Навуходоносор II разбил Иудею и, разрушив Иерусалим, взял в плен население Иудеи. В 539 г. до н.э. Персы победили вавилонян, и персидский царь Кир позволил евреям вернуться в Иерусалим. После захвата в 332 г. до н.э. их было около 50 тысяч. Александр Македонский со всего Ближнего Востока начал расселение древних евреев по всему миру того времени, т.е. по периметру Средиземного моря и в Александрии. Впоследствии греков в Палестине сменили римляне
2. После подавления восстания Бар-Кохбы в 66-75 гг. н.э. последовало изгнание евреев из Иудеи. Иудаизм был запрещен. В 614 году Палестина и Иерусалим были завоеваны персами. Через несколько лет византийский император Ираклий захватил в числе других стран Палестину, где запретил селиться евреям. В 637 году арабы во главе с халифом Омаром ибн аль-Хаттабом захватили Иерусалим и Палестину. Евреи, составлявшие 5% населения Палестины, приветствовали мусульман. Во время крестовых походов XI-XIII вв. Крестоносцы нападали и грабили еврейские общины3. В Палестине евреи участвовали в защите городов и сражались плечом к плечу со своими союзниками-мусульманами. После победы Салах ад-Дина аль-Аюби (Саладина) над крестоносцами Палестина вошла в состав Халифата. Серьезных попыток обращения евреев в ислам не предпринималось. Еврейские общины процветали в Палестине и за ее пределами. С четырнадцатого века начались гонения на евреев в Испании, видное место занимали евреи-ученые, учителя, переводчики, врачи, писатели, философы, купцы и дипломаты. Новые христианские правители изгнали оттуда более 150 тысяч евреев, поселившихся в Северной Африке, Голландии, Франции, Италии, на территории Османской империи и в Палестине4. В первой половине XIX века, по подсчетам, в Палестине проживало не более 5000 евреев. Их общины находились в Иерусалиме, Хевроне, Рамаллахе, Газе и вокруг Тивериадского озера. Позиции евреев в местной экономике постепенно укреплялись. К Первой мировой войне им принадлежали активы 25% компаний местной промышленности. В Палестине было 1236 компаний с капиталом более 1 миллиона фунтов стерлингов. Изобразительное искусство. Евреи владели основным капиталом Суэцкого канала и компаний по строительству железных дорог. По мере увеличения притока еврейских иммигрантов они стали играть все более важную роль в экономической жизни Палестины, вытесняя арабов-мусульман и христиан различных национальностей. Первая волна (алия) иммиграции в Палестину началась еще в 1882 году, когда 24 000 евреев составляли полмиллиона населения. Евреи были аполитичны, религиозны, говорили по-арабски и жили в мире с мусульманами. Вторая алия 1905-1919 гг. составила около 40 тыс. человек, а еврейское население увеличилось до 84,6 тыс. человек5. К 1908 году в Палестине было уже 26 поселений с общей численностью населения 100 тысяч человек. До конца 19 века арабы не видели опасности в присутствии еврейских поселенцев. Ситуация изменилась после начала второй алии, в которой преобладали политически ангажированные евреи, придерживающиеся совершенно иной модели поведения, чем бывшие иммигранты.


Руководствуясь сионистской идеологией, новые иммигранты, прибывшие в основном из Европы, вели себя крайне агрессивно по отношению к арабскому населению, не подчинялись османским законам и отказывались платить налоги. Выходцы из второй алии создали первые кибуцы. Еврейские иммигранты первой волны столкнулись с большими трудностями при создании поселений, пока им не помог барон Эдмонд де Ротшильд, который создал прочную торговую базу для поселений, а также способствовал развитию виноградарства и виноделия. Еврейские поселенцы стали нанимать арабов и охранять свои поселения - черкесов и бедуинов. Поселенцы второй алии отказались нанимать арабов6. Полагая, что еврейские поселения должны защищать себя, они сформировали первые еврейские отряды самообороны. Сильным раздражителем для арабов было приобретение евреями земли через подставных лиц ее владельцами, как правило, не проживающими в Палестине и за счет которых арабы традиционно вели свое хозяйство. Создав свои поселения, евреи отгородили традиционные пастбища, препятствуя их использованию арабами. Такая политика новых поселенцев, безусловно, вызывала растущее недовольство среди арабов и была причиной многочисленных конфликтов между арабами и евреями. Первые стычки произошли еще в 1886 году. В 1911 году, когда арабы узнали, что земля, которую они и их предки обрабатывали на протяжении многих веков, была продана евреям без их ведома одним из феодалов, живших в Бейруте. Произошли столкновения, в результате которых есть погибшие и раненые. Аналогичная ситуация сложилась и в городах Палестины. Рост еврейского населения сильно огорчал местный правящий класс, купцов и ремесленников, испытывавших на себе возрастающую конкуренцию со стороны евреев. 24 июня 1881 года жители Иерусалима отправили телеграмму великому визирю с просьбой остановить еврейскую иммиграцию в Палестину и запретить продажу земли евреям. Растущее сопротивление арабов сионистской экспансии сопровождалось трансформацией их сознания. Среди них росло чувство местного патриотизма в контексте противостояния сионизму. Начиная с 1910 года арабы стали рассматривать сионизм как опасность для Палестины и стали все чаще и чаще называть себя «палестинцами». Таким образом, это начало палестинской самоидентификации арабов как палестинцев. Важнейшим фактором начала процесса формирования палестинского самосознания было то, что палестинцы находились в состоянии конфликта с сионистским движением. Третья алия произошла во время Первой мировой войны, когда произошел отъезд евреев из Палестины. В Египет уехало всего 15 тысяч человек. Еврейское население Палестины сократилось почти вдвое, и на 2 ноября 1917 г., на момент подписания Декларации Бальфура, там проживало 56,7 тыс. евреев, что составляло 8% местного населения. Между 1919 и 1923 годами на Святую Землю прибыло 35 000 евреев
7. Их численность составила 83,8 тыс. человек или 11% населения. Четвертая алия 1924-31 гг. прибавила 82 тыс. человек. Пятая алия 1932-38 гг., спровоцированная гонениями на евреев в нацистской Германии, увеличила население на 217 тыс. Таким образом, в 1938 г. в Палестине проживало 413 тыс. евреев. В условиях Первой мировой войны арабы остались верны султану Мухаммаду Рашиду и поддержали объявленный им джихад союзникам. Палестина была для них вражеской территорией, поэтому в соответствии с соглашением Сайкса-Пико в октябре 1918 г. она была преобразована в административную зону оккупации юга, а 25 апреля 1920 г. союзный военный совет в Сан-Ремо постановил выдать Мандат на управление Сирией и Ливаном от Франции, а Мандат на Палестину и Месопотамию — Великобритании. В июле 1920 г. англичане признали правителем Трансиордании эмира Абдуллу, создавшего там светское государство.

Мандат Великобритании в отношении Палестины заключался в том, чтобы «предоставлять советы и административную помощь до тех пор, пока эти территории не смогут постоять за себя». Мандат был осложнен тем фактом, что в Декларации Бальфура 1917 года Великобритания пообещала поддержать создание «еврейского национального дома». В то же время британские власти пообещали местным арабам свою поддержку, независимость и свободу. В условиях, когда Палестина находилась под иностранным военным управлением, арабские рабы в основном опасались сионистской экспансии и сосредоточили свое внимание на проблемах Палестины и борьбе с сионизмом. Они считали, что сионизм представляет угрозу для всех арабов, но представляет непосредственную опасность конкретно для Палестины. Палестинские арабские политики разделились на два лагеря по поводу будущего своего народа. Старшее поколение считало необходимым создать великое арабское государство «Великая Сирия» и бороться с сионизмом объединенными силами. Молодое поколение, как и младотурки, хотело прежде всего создать собственное независимое государство8. Борьба между двумя лагерями привела к задержке формирования арабской самоидентификации, сохранению экономической и культурной отсталости арабов, пассивному отношению к сионистской экспансии. Однако в период британского мандата в Палестине произошло три крупных восстания: в 1918-19, в 1924, 1936-39. Они были направлены против сионистов и британских оккупационных властей. Выступления были спонтанными, так как политические лидеры были заняты внутренними трениями. Поэтому сильной консолидированной оппозиции сионистам со стороны арабов в то время не было, как не было и лидера, способного возглавить оппозицию. Представители самой влиятельной семьи в Палестине Ааль Хусейн были запятнаны сотрудничеством с нацистами. Неразвитость национального самосознания была одной из причин неготовности палестинского народа в то время к созданию собственного государства. Палестинская элита не могла объединиться,