Файл: Тема Исследование теории и практики мотоциклетного вида спорта.docx
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА имени адмирала С.О. МАКАРОВА
Кафедра физической культуры
Реферат №4
на тему «Тема 4. Исследование теории и практики мотоциклетного вида спорта»
Санкт-Петербург
2021 г.
Оглавление
Введение………………………………………………………….……...№3
Глава 1. Роль личности в мотоциклетном спорте………………….....№5
1.1. История развития мотоциклетного вида………………………… №5
1.2. Инвентарь, система проведения соревнований, система судейства, основные правила мотоциклетного вида спорта…………….……….…….№12
1.3. Характеристика технических элементов мотоциклетного вида спорта (техника, тактика, стратегия)…………………………………..…№17
1.4. Выдающаяся личность в мотоциклетном виде спорта……….…№23
Заключение……………………………………………………….…….№27
Литература…………………………………………………………...…№28
Введение
Мотоспорт подразумевает под собой дуэт человека и двухколесной машины, сочетает в себе физические нагрузки, а также умственные – по совершенствованию мотоцикла, необходимому для побед в соревнованиях.
Мотоспорт уникален тем, что, хотя мотоциклист и перемещается за счет работы силового агрегата, но все равно он должен затрачивать энергию. Энергозатраты проявляются в маневрировании, изменении положения центра тяжести и других приемах пилотирования. Затраты эти немалые, иначе мотоспорт не был бы спортом. К тому же для достижения успехов в мотоспорте нужно затрачивать, умственные усилия: не только "прикинуть", как "вставить" движок большего "калибра", но даже в ходе соревнований
подмечать все реакции машины на свои действия. На основе выводов намечается направление усовершенствования, далее - методы его наиболее выгодного воплощения, обкатка, тренировка, состязание.
В работе рассмотрены наиболее известные виды мотоспорта. Некоторые из них берут свое начало с момента развития первых аппаратов. Видов мотоспорта не бесконечное множество. Но, с другой стороны, новые его виды могут проявляться как производные уже существующих, - с измененными условиями. Это зависит от фантазии человека и от мотивированности данных внедрений с точки зрения физиологии - главного критерия в спорте.
Актуальность. Уровень спортивных достижений в спорте настолько высок, что попасть в число профессионалов удается далеко не каждому спортсмену. И, тем не менее, многие дети с раннего возраста тянуться к движению, игре соревновательной деятельности. Они обладают хорошими физическими данными, у них отсутствуют медицинские противопоказания для занятий тем или иным видом спорта, а главное- имеется желание тренироваться и побеждать.
От умения эффективно использовать технические приемы в тренировочном процессе на начальном этапе подготовки и правильном отборе будет существенно зависеть достижения спортивных результатов в ледовом спидвее.
Цель – выявить основные теории и практики мотоциклетного вида спорта.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
-
Изучить исторические аспекты развития мотоциклетного вида спорта. -
Выявить основные характеристики мотоциклетного вида спорта.
В работе рассмотрены наиболее известные виды мотоспорта. Некоторые из них берут свое начало с момента развития первых аппаратов, другие придуманы человеком сравнительно недавно. Как видно из оглавления, видов мотоспорта не бесконечное множество. Но, с другой стороны, новые его виды могут проявляться как производные уже существующих, - с измененными условиями. Это зависит от фантазии человека и от мотивированности данных внедрений с точки зрения физиологии - главного критерия в спорте.
Проблемой исследования можно обозначить нехватку источников информации. В реферате преобладает информация, заимствованная из электронных источников и моего личного опыта. Это связано с тем, что, хотя мотоспорт сегодня и широко развит во всем мире, но литературы по нему, мягко говоря, недостаточно. Да и та датируется даже не девяностыми годами. А жаль. Пришлось "пропускать" через себя электронный материал по этой теме. Что касается журналов, то в них все статьи написаны людьми, посвятившими себя мотоспорту, инженерами, испытателями, ведущими конструкторами мотозаводов – людьми опытными. К тому же устройство трассы, законы физики, история не устаревают.
Глава 1. Роль личности в мотоциклетном виде спорте
1.1. История развития мотоциклетного вида спорта
Мотоспорт относится к техническим дисциплинам и основан на умении спортсмена управлять мотоциклом. Умения эти демонстрируются на состязаниях, проходящих на специально оборудованных трассах, а также на бездорожье. Мотоциклы используются как спортивные, так и дорожные.
Мотоспорт отсчитывает свою историю с момента изобретения Готлибом Даймлером мотоцикла, а именно с 1885 г [2,5]. Спустя пару лет французская компания «Де Дион-Бутон» организовала серийное производство этих машин. В связи с тем, что новые средства передвижения вызывали у людей недоверие, было решено провести соревнования мотоциклов в сложных дорожных условиях, которые показали бы все плюсы двухколесных машин. Первые гонки были организованы французским автомобильным Клубом. Это был авто- мотопробег по трассе на длинные дистанции (Париж — Бордо — Париж), в котором участвовали и автомобили, и мотоциклы. Подобные состязания проводились с 1895 по 1903 гг, благодаря чему мотоциклетный спорт на долгое время сосредоточился во Франции.
Официальные соревновательные заезды прошли в 1899 г. в Вене. Однако в самостоятельную дисциплину мотоспорт выделился только после того, как в 1904 г. сформировалась Международная федерация мотоциклетных клубов.
В России первые мотоциклы начали выпускать в 1891 г. в Одессе. Первоначально их именовали «моторами». Через 7 лет в Питере были организованы соревновательные заезды, в которых участвовало 7 машин с тремя колесами и колясками на 4 пассажира. Эти состязания можно считать точкой отсчета истории мотоспорта в нашей стране, после чего началось его активное развитие. По всей стране открывались мотоциклетные клубы, проводились состязания. А в 1908 г. отечественные мотоциклисты получили доступ на международную арену и одержали немало побед в мотокроссе, мотогонках на льду, мотоболе, спидвее, мотоциклетном многоборье и шоссейно-кольцевых гонках.
Отправной точкой в развитии мотогонок, именно как профессионального спорта, стало появление в 1904 году ФИКМ – международной федерации мотоциклетного спорта, призванной стать основным контролирующим органом всего направления мотогонок [6,35]. Под ее началом они стали достаточно стремительно развиваться и разветвляться, образуя все больше независимых и, зачастую, абсолютно не похожих друг на друга направлений.
Если в конце XIX века титул лидера в организации мотогонок носила Франция, поскольку Париж зачастую выступал отправным пунктом в состязаниях, то с началом нового столетия эту роль взяла на себя Великобритания. Именно в этой стране стали появляться новые направления.
Следующая веха в истории мотоциклетного спорта – 1913 год. До этого соревнования имели исключительно локальный характер, то есть, в них участвовали спортсмены из той страны, где они проводились, но на этот раз ФИКМ было организовано первое международное состязание – InternationalSixDayTrial (ISDT). В этих командных соревнованиях на регулярность движения по пересеченной местности приняло участие 162 спортсмена. К слову эта гонка проводятся и по сей день, но под слегка видоизмененным названием - TheInternationalSixDay Enduro (ISDE) или просто эндуро.
Первая и вторая мировые войны, заставили практически позабыть о мотогонках, поэтому следующие стадии развития пришлись уже на послевоенные годы. В частности, ФИКМ сумела возобновить деятельность в 1946 и уже в следующем году организовала в Нидерландах первое в мире международное соревнование в дисциплине кросс-кантри, в котором приняли участие спортсмены из Голландии, Великобритании и Бельгии. Состязание получило название «Мотокросс наций» и проводится на ежегодной основе с самого момента основания.
Столь внушительных достижений ФИКМ словно было недостаточно и уже в 1949 вместе с переименованием в ФИМ (FédérationInternationaleMotocycliste, FIM) было представлено новое соревнование – Чемпионат мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам. К настоящему моменту оно считается одним из самых престижных и проводится в двух направлениях – MotoGP и «Супербайк».
С этого момента новые дисциплины и знаковые соревнования, большинство из которых в кратчайшие сроки достигало мирового масштаба, стали появляться настолько часто, что остается лишь перечислить самые основные и наиболее влиятельные этапы развития.
В 1957 состязание, изначально имевшее формат индивидуального чемпионата по мотокроссу для мотоциклов с объемом двигателя 500 см3, выросло до Чемпионата Мира. Он представлял собой поэтапные соревнования, проходившие в 9 странах и включавшие обязательные промежуточные церемонии награждения.
В 1964 прошел первый Кубок Европы по мотоболу, который также стал ежегодным и проводился до 1985 года. В 1986 его сменил ежегодный Чемпионат Европы, проводящийся и сейчас.
В 1968 году был организован первый Чемпионата Европы по эндуро.
В 1975 году прошел первый ЧМ по триалу – дисциплине, достаточно сильно отличавшейся от всех гонок, проходивших ранее, поскольку основной упор в ней делается не на высокой скорости, а на умении спортсмена аккуратно преодолевать препятствия.
В 1992 ЧЕ по эндуро реорганизован в Чемпионат Мира [6,48].
К настоящему моменту в развитии мотоциклетного спорта наблюдается спад – новые направления и дисциплины практически прекратили появляться. Впрочем, это абсолютно не означает стагнацию всего направления: если взглянуть на календарь, то можно заметить, что гонки в различных дисциплинах по всему миру проходят буквально ежедневно, собирая сотни и тысячи зрителей. Более того, команды пополняются новыми спортсменами, в правила вносятся изменения, появляются новые модели и модификации мотоциклов и постепенно развиваются, и набирают популярность неофициальные виды мотоциклетного спорта (например, стантрайдинг). А это значит, что мировой мотоциклетный спорт, даже спустя более сотни лет с момента своего зарождения, продолжает жить, развиваться и успешно совершенствоваться, привлекая все больше новых поклонников.
В настоящее время дисциплина включает в себя огромное разнообразие направлений, которые объединятся в группы [1,49]:
Трековые — заезды на специальных треках, построенных в виде эллипса и покрытых землей, льдом, травой, гарью. На треке имеется 2 прямых участка и 2 левых поворота с одинаковым радиусом.
Мотокроссовые — езда на скорость по пересеченной местности либо же по специальной замкнутой площадке, на которой имеются естественные преграды.
Шоссейные гонки — состязания по прямой и круговой трассе, покрытой асфальтом, протяженностью от 3 км. Отличительная особенность кольцевых гонок — наличие множества крутых поворотов