Файл: Урок русский язык Тема урока Тире в бессоюзном сложном предложении Тип урока открытие нового знания Класс 9 Учебник.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
План урока
Урок: русский язык
Тема урока: «Тире в бессоюзном сложном предложении»
Тип урока: открытие нового знания
Класс: 9
Учебник: «Русский язык. 9 класс» под редакцией С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова, Л.Ю.Максимова, Л.А.Чешко. М.: Просвещение, 2011г.
Учитель: Зюзина Ольга Дмитриевна
ЧОУ СОШ Ломоносовская школа№5
Цели для ученика Обучающие: научиться ставить тире в бессоюзном сложном предложении Развивающие: развивать логическое мышление, коммуникативные умения, выразительность речи, познавательный интерес. Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к слову, к устной и письменной речи. | Цели для учителя Образовательные: повторить смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения и правила постановки в нем запятой, точки с запятой, двоеточия; познакомить учащихся с правилом постановки тире в БСП; формировать умение различать пунктограмму и навык постановки тире между частями БСП, а также в простых предложениях. Развивающие - развитие речи и познавательного интереса учащихся. Воспитательные - воспитание культуры обращения с языком, умения правильно и этично им пользоваться, способствовать нравственному воспитанию. |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Организационный момент Цель этапа: настроить обучающихся на работу, сконцентрировать внимание на предмете обучения | Проверяют готовность к уроку, наличие письменных принадлежностей | саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к преодолению препятствий |
Повторение изученного материала, проверка домашнего задания. Цель этапа: выявить знания –незнания по теме, скорректировать знания, имеющиеся у школьников так, чтобы можно было усвоить новый материал Обучающимся предлагается ответить на вопросы: 1. Что такое БСП? 2. Когда ставится запятая и точка с запятой в БСП? 3. Когда ставится двоеточие в БСП? 4. Какие пунктуационные знаки необходимо поставить в следующих предложениях вместо скобок? Объясните, почему. 1) Я вошёл в хату: две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель. 2) Я не мог заснуть: передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами. 3) Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к нам в душу. 4) Я взглянул на неё и испугался: её лицо выражало глубокое отчаяние, на глазах сверкали слёзы. 5) Вот мои условия: вы нынче же публично откажитесь от своей клеветы и будете просить у меня извинения. Какие литературные герои скрываются под личными местоимениями в данных предложениях | Отвечают на поставленные вопросы, делают выводы, вспоминают правила, объясняют постановку знаков препинания, используя опорные схемы Опорные схемы: [ ] : [ ]. | самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка |
Изучение нового материала Цель этапа: ввести новое правило, основываясь на анализе предложений, добиться осознанности усвоения. Наблюдение за примерами - Сегодня мы узнаем, когда в БСП ставится тире. Определите вид сложных предложений, определите, какие смысловые отношения между частями сложного предложения в представленных примерах. Определите вид СП. 1. Я гость - вы хозяин.(противопоставление) а) 2.Сыр выпал – с ним была плутовка такова.(быстрая смена событий) 3. Любишь кататься – люби и саночки возить.(условие , если) 4.Настанет утро - двинемся в путь (время, когда) 5.Молвит слово – соловей поёт. (сравнение , как будто) 6. Хвалы приманчивы – как их не пожелать! (следствие, вывод так что, поэтому) | Работа по индивидуальным карточкам. Анализируют примеры, делают предположения, уточняют ответы одноклассников. Определяют вид сложного предложения, подставляют союзы, которые подходят по смыслу. Переконструируют предложения. Определяют смысловые отношения между частями. 1. Я гость, а вы хозяин. 2.Сыр выпал, и с ним была плутовка такова.(быстрая смена событий) 3. Если любишь кататься, то люби и саночки возить. 4. Когда настанет утро, двинемся в путь. 5.Молвит слово, как будто соловей поёт. 6. Хвалы приманчивы, поэтому как их не пожелать! | поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область |
Уточнение смысловых отношений между частями предложения. Обучающимся предлагается убрать союзы из предложенных примеров. Значения предложений останутся без изменения или изменятся? | Обучающиеся делают выводы: Вывод: в БСП с указанными смысловыми отношениями ставится тире -Начертите опорную схему в тетради! Противопоставление (а) Быстрая смена событий Значение Условия (если) Время (когда) Сравнение (как будто) Следствие (так что, поэтому) | сравнение, классификация объектов по выделенным признакам |
Осмысление материала через сравнение примеров, данных в учебнике и на карточке | Сравнение предложенного материала с материалом учебника. | установление причинно-следственных связей построение логической цепи рассуждений |
Обобщение материала на основе анализа правила учебника:1) части противопоставлены по содержанию [ ] - [ ]. Придворные осмотрели все три куклы – никакой разницы между ними они не нашли Уместное слово свое место найдет - неуместное слово хозяина накажет 2) первая часть указывает на время и условие того, о чем говорится во второй части [ ] - [ ]. Ласково заговоришь – змея из норы выползет. Будешь книги читать – будешь все знать. 3) вторая часть заключает вывод, следствие из того, о чем говорится в первой части [ ] - [ ] Солнце дымное встает – будет день горячий. Скажешь слово – добавят десять. Дети стали большими – им надо серьезно учиться. 4) Содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго [ ] - [ ] Ученый без трудов – дерево без плодов. 5) Быстрая смена событий Вагоны тронулись-поезд стал. Игнат спустил курок – ружье дало осечку | Обучающиеся прочитывают правила учебника и комментируют их, подставляя союзы, выявляя значения, составляют схемы Схемы предложений [ ] - [ ]. | постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область |
Работа над интонацией для закрепления материала и осмысление его на практическом уровне. Бессоюзие усиливает выразительность фразы. БСП свойственны эмоциональная напряжённость и динамичность, живость, лёгкость, простота, изящество, экспрессия. Александр Матвеевич Пешковский говорил: «Тире - знак отчаяния». В чём же особенность произнесения предложений со знаком тире? А) Какие смысловые отношения выражаются знаком тире в этих БСП? 1. Я был готов любить весь мир - меня никто не понял. 2. Он не размахивал руками - верный признак некоторой скрытости характера. 3. Я повторил приглашение – он ничего не отвечал. 4. Вдали вилась пыль – Азамат скакал на лихом Карагёзе. 5. Попробовал идти пешком – ноги подкосились. 6. Выстрел раздался – дым наполнил комнату. 7. Горное озеро сверкает на солнце – переливается всеми цветами радуги волшебный кристалл. 8. Туман рассеялся – вершины вновь засверкали на солнце. 9. Я был скромен – меня обвинили в лукавстве. | Обучающиеся выполняют практическую работу: прочитывают предложения, записанные на карточках с разной интонацией, соответствующей содержанию предложения | внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия |
Самостоятельная работа. Разноуровневое задание: 1.Запишите номера предложений и определите их значения. 2 Сгруппируйте пословицы и афоризмы по смысловым отношениям частей. 3. Напиши небольшой текст по одной из пословиц. | Обучающиеся выбирают себе уровень сложности и выполняют задание Знак тире очень часто используется в БСП, представляющих собой пословицы и поговорки. 1) Источник утоляет жажду- доброе слово оживляет сердце. 2) Не кричи о себе – пусть другие о тебе хоть тихо скажут. 3) Наука даром не даётся- наука трудом берётся. 4) Азбуку учат – на всю избу кричат. 5) Есть терпение - будет и умение. 6) С глупым водиться – сам поглупеешь. 7) С умным поговорить – воды напиться. 8) Прочёл хорошую книгу – встретился с другом. 9) Язык один, ушей пара – раз скажи, два послушай. 10) Не ищи безупречного друга – останешься один. 11) Проходят и болезни, и беда – привычки остаются навсегда. 12) Первый камень криво в землю врос – вся стена пошла наперекос. 13) Обидит друг - ляжет камнем слово. 14) Умная голова сто голов кормит – худая и одной не прокормит. 15) Будешь книги читать – будешь всё знать. 16) Утром не встанешь – день пропал. 17) Хвастун правду скажет – ему никто не поверит. 18) Тьма свету не любит – злой доброго не терпит. 19) Ручка беленька – душа чёрненька. 20) Счастливый шепотком толкует об удаче – несчастный о своём несчастье громко плачет. 21) Нет умного соседа - беседуй с книгой. 22) Вершины достигаются не сразу - мастерство приобретается постепенно. | сравнение, классификация объектов по выделенным признакам |
Подведение итогов. Рефлексия Цель этапа: помочь выделить главное, осмыслить материал Что нужно знать, чтобы правильно поставить знаки препинания в бессоюзном сложном предложении? - Сегодня мы узнали, когда в БСП ставится тире. Постановка этого знака зависит от смысловых отношений между частями БСП. Эти отношения необходимо научиться определять, чтобы правильно ставить знаки препинания. | Отвечают на вопросы учителя, делают выводы, приводят примеры, объясняют правила | рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Дидактический материал
Карточка №1
Какие пунктуационные знаки необходимо поставить в следующих предложениях вместо скобок? Объясните, почему.
1) Я вошёл в хату(…) две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель.
2) Я не мог заснуть(…) передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами.
3) Она была хороша(…) высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к нам в душу.
4) Я взглянул на неё и испугался(…) её лицо выражало глубокое отчаяние, на глазах сверкали слёзы.
5) Вот мои условия(…) вы нынче же публично откажитесь от своей клеветы и будете просить у меня извинения.
Какие литературные герои скрываются под личными местоимениями в данных предложениях?
Карточка №2
Прочитай примеры, определи, какие отношения между частями предложения, запиши в соседнем столбике
примеры | отношения между частями предложения |
1. Я гость - вы хозяин | |
2.Сыр выпал – с ним была плутовка такова. | |
3. Любишь кататься – люби и саночки возить. | |
4.Настанет утро - двинемся в путь. | |
5.Молвит слово – соловей поёт. | |
6. Хвалы приманчивы – как их не пожелать! | |
Карточка №3 ( выбери одно из предложенных заданий)
1.Запишите номера предложений и определите их значения.
или
2 Сгруппируйте пословицы и афоризмы по смысловым отношениям частей.
или
3. Напиши небольшой текст по одной из пословиц.
1) Источник утоляет жажду- доброе слово оживляет сердце.
2) Не кричи о себе – пусть другие о тебе хоть тихо скажут.
3) Наука даром не даётся- наука трудом берётся.
4) Азбуку учат – на всю избу кричат.
5) Есть терпение - будет и умение.
6) С глупым водиться – сам поглупеешь.
7) С умным поговорить – воды напиться.
8) Прочёл хорошую книгу – встретился с другом.
9) Язык один, ушей пара – раз скажи, два послушай.
10) Не ищи безупречного друга – останешься один.
11) Проходят и болезни, и беда – привычки остаются навсегда.
12) Первый камень криво в землю врос – вся стена пошла наперекос.
13) Обидит друг - ляжет камнем слово.
14) Умная голова сто голов кормит – худая и одной не прокормит.
15) Будешь книги читать – будешь всё знать.
16) Утром не встанешь – день пропал.
17) Хвастун правду скажет – ему никто не поверит.
18) Тьма свету не любит – злой доброго не терпит.
19) Ручка беленька – душа чёрненька.
20) Счастливый шепотком толкует об удаче – несчастный о своём несчастье громко плачет.
21) Нет умного соседа - беседуй с книгой.
22) Вершины достигаются не сразу - мастерство приобретается постепенно.