Файл: Урок 40 по окружающему миру Дата 26. 01 1а класс Тема. Где зимуют птицы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок № 40 по окружающему миру

Дата: 26.01 1-А класс

Тема. Где зимуют птицы?

Предметные: усвоить, что одни птицы зимуют в наших краях, а другие улетают в тёплые края, научиться приводить примеры птиц каждой группы.

Метапредметные: самостоятельно формулировать тему; осуществлять самоконтроль по результату и по способу действия; определять круг своего знания и незнания по теме урока; применять методы информационного поиска; выделять, перерабатывать и представлять информацию; участвовать в диалоге; слушать и слышать других; оформлять мысли в устной и письменной речи.

Личностные: воспитывать заботливое отношение к птицам; создавать благоприятный психологический климат для возможного раскрытия потенциала каждого ребёнка.

Оборудование: учебник (часть 2, с.12-13); компьютер; карточки с названиями птиц; цветные карандаши; плакат перелётные, зимующие.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Все мы дружно потянулись

И друг другу улыбнулись.

С мыслями мы собрались

За работу принялись!

Ребята, к нам сегодня пришли гости. Повернитесь и подарите им свои улыбки.


2.Актуализация знаний учащихся

Какой сегодня день недели?

Какой месяц?

Какое время года?

Зима навела строгий прядок в лесах и на полях. Все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала она деревьям теплые шубы, укрыла поля белым теплым одеялом. Но для животных наступила суровая пора.

3.Сообщение темы урока

Послушайте разговор скворца и цапли.

(К доске выходят дети, на голове которых шапочки птиц)

Цапля. Здравствуй, скворушка!

Скворец. Что ты такая печальная, цапля?

Цапля. Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте! Какой-то чижик- пыжик, важно вышагивая, чирикал, что после тёплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть, это правда?

Скворец. Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видал. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.


Учитель.

-Ребята, почему скворец и цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?

Дети. Потому что это перелётные птицы. На зиму они улетают.

Сегодня на уроке наш разговор пойдет о птицах. Мы узнаем о том, где зимуют птицы.

4.Изучение нового материала.

Учитель. Что вам уже известно о птицах? (Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями)

Почему птицы улетают в теплые края? (им холодно и нечего кушать)

Многие птицы улетают от нас на зиму за тридевять земель. Когда у нас зима, там цветут цветы. Иволги улетают в Китай, жаворонки, перепела кормятся в африканских степях, а в далёком Египте, на большой реке Нил, кормятся наши утки и цапли. А скворцы путешествуют во Францию, Италию, Англию. Это сейчас мы знаем, что птицы улетают в тёплые края, а раньше люди этого не знали. Конечно, они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь со временем учёные узнали, куда улетают птицы. Как же это удалось сделать учёным? Выскажите свои предположения.

В прошлом, когда птичьи перелёты ещё не были изучены, существовало множество невероятных вымыслов. 300 лет назад считали, что птицы улетают на Луну, добираясь за 60 дней и погружаются в спячку, так как не находят еды. Другие считали, что птицы летят в дальние страны, но летят самостоятельно только большие и сильные, а маленькие и слабые путешествуют, пристроившись на спинах больших. А ласточки, думали люди, никуда не летят, а зимуют под водой, зарывшись в ил.

Орнитолог- человек, который изучает птиц.

Учёные надевали маленькие кольца на лапки птицам. На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так учёным удалось узнать, где зимуют птицы.

В последнее время вместо колец учёные используют радиопередатчик.

Физминутка. Дыхательная гимнастика «Птичка»

5.Продолжение по теме урока

1)Работа по учебнику с.16

Вспомните, какие птицы зимуют в наших краях. Их принято называть зимующими. Другие птицы осенью улетают. Весной они вновь возвращаются к нам. Это перелётные птицы. Рассмотрите рисунок. Давайте распределим всех птиц в 2 группы.

Зимующие: дятел, сова, поползень, синица, воробей, галка.



Перелётные: ласточка, соловей, журавль, жаворонок, зяблик, скворец.

2 ученика рассказывают о птицах (ласточка, синица)

2)Знакомство с кормушками

- Ребята, как мы с вами можем помочь зимующим птицам? (Сделать для них кормушки)

- Очень многие птицы зимой погибают от голода. Поэтому важно птиц зимой подкормить, устраивать для них кормушки. На балконе, в саду, в парке, в лесу – везде можно устроить для птиц столовую.

- А чем кормить птичек?

- Заготовку птичьего корма надо начинать ещё осенью. Мы с удовольствием едим арбузы, а вот семена выбрасываем. Между тем арбузные семена – хороший корм для синиц. Тыквенные и дынные тоже. Надо собирать их. Промывать и просушивать на бумаге, а потом хранить в сухом месте. Как можно больше заготавливать и обычных семечек – плодов подсолнечника, только не жареных, а сырых. Синицы их очень любят.

Физминутка

6.Закрепление изученного материала

Работа по карточкам

Знаете ли вы этих птиц? Соедините линиями рисунки и названия.

Представьте, что эти птицы спорят, кому улетать в тёплые края, а кому оставаться. Помогите им принять решение. Отметьте перелетных птиц красным цветом, а зимующих – синим.

Резерв

1)Игра. А сейчас ребята мы проверим, как вы запомнили, какие птицы зимующие, а какие перелетные?

Давайте проверим. Встаньте из-за парт. Если я называю зимующую птичку, вы садитесь, как будто вам холодно, а когда перелетную, встаньте на цыпочки и поднимите руки вверх, как будто собрались улетать.

Ласточка (полетели), поползень (присели), жаворонок (полетели), дятел (присели), зяблик (полетели), соловей (полетели), воробей (присели), синица (присели), скворец (полетели), галка (присели), сова(присели), журавль(полетели).

2)Конкурс «Узнай птицу по описанию»

Узнайте по описанию птицу и скажите к какой группе относится: зимующие или перелётные.

  - Первое описание для девочек.

«Эта птица ведёт ночной образ жизни: днём спит, а ночью охотится на мышей, полёвок, насекомых. У неё острый слух и зрение, мягкое густое оперение. Летает совершенно бесшумно».


   - Это сова.

   - Одна сова за ночь вылавливает 7 – 8 мышей. Ни одна кошка не может соперничать с совой. Только одна совиная семьяуничтожает за год 10000 мышей и таким образом спасает 20 тонн зерна.

   -А теперь описание второе, для мальчиков.

«Эта птица – лесной доктор. Он ловко передвигаясь по дереву, долбит кору и длинным языком (до 15 см) вытаскивает из – под неё вредных для дерева насекомых».

- Это дятел.

   - Один дятел за день съедает до 750-900 короедов. Стучит дятел в лесу, значит, будут уничтожены насекомые – вредители, и лес будет жить.

8. Итог урока:

На какие группы можно разделить птиц? Где зимуют перелётные птицы? Назовите их.

Почему птицы улетают в тёплые края? Каким образом учёные узнали в какие страны улетают птицы?

9. Рефлексия.

Дерево. У детей на парте раскраска птица.

Раскрасьте оранжевым цветом птицу – мне всё удалось.

Зеленым цветом- мне не всё удалось.

Красным цветом – у меня ничего не получилось.