Файл: Неделя 5 Урок 62 Название раздела Хобби и свободное время Тема урока В. Драгунский. Денискины рассказы. Рассказ Третье место в стиле баттерфляй Цели обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФИО учителя, шк., тел.

Габдрашитова Аида Сайлауовна, школа-лицей №70

Тел.87074699626

Предмет/класс

Русский язык и литература, 7 класс

недели /№ урока

неделя № 5

Урок № 62

Название раздела

Хобби и свободное время

Тема урока

В.Драгунский. Денискины рассказы. Рассказ «Третье место в стиле баттерфляй»


Цели обучения

Вы научитесь

С 7.1.4.1 определять основную мысль текста, опираясь на содержание текста;

С 7.1.5.1 прогнозировать содержание по заголовку или началу текста;

Ч 7.3.3.1 формулировать проблемные вопросы по тексту, позволяющие выдвигать идеи, предположения, и отвечать на вопросы, приводя аргументы, связывать информацию текста с другими фактами из реальной жизни.



Критерии оценивания

Учащийся

определяет основную мысль текста, опираясь на содержание текста;

прогнозирует содержание текста по заголовку и опорным словам;

формулирует проблемные вопросы по тексту.


Ход урока

Этапы урока, время

Задания

Дескрипторы

Ресурсы

Актуализация темы и цели урока

1 мин


Психологический настрой с целью создания коллаборативной среды.
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть Вас на дистанционном занятии по русскому языку и литературе. Желаю Вам успешной и плодотворной работы!
Тема урока: В.Драгунский. Денискины рассказы. Рассказ «Третье место в стиле баттерфляй»

Вы узнаете:

о жизни и творчестве детского писателя В.Ю.Драгунского, его рассказе «Третье место в стиле баттерфляй».

Вы сможете:

определять основную мысль текста, опираясь на содержание текста;

прогнозировать содержание текста по заголовку и опорным словам;

формулировать проблемные вопросы по тексту.




Слайд 1: тема урока

Слайд 2: цели урока

Этап усвоения нового материала

3 мин


Ключевые слова и словосочетания урока:
Виктор Драгунский, рассказ, бассейн, хорошее настроение, третье место, стиль баттерфляй.


Учитель: сегодня мы познакомимся с творчеством замечательного детского писателя Виктора Юзефовича Драгунского. Сначала – рассказ об авторе.

Виктор Юзефович Драгунский родился в 1913 году в семье переселенцев. Родители писателя уехали из Белоруссии в США, но там не сумели прижиться. В 1914 году семья вернулась в Белоруссию. В Гомеле писатель и вырос. Но в 1918 году погибает папа Виктора Драгунского. В 1925 году мальчишка с мамой и отчимом (неродным отцом) отправились покорять Москву.

Виктор стал рано работать, чтобы помочь родителям. С 1930 года писатель увлекся драмкружком. В 1935 году уже подрабатывал в театре транспорта и выступал с номерами под куполом цирка. В то же время начал писать юмористические сценки, смешные небольшие рассказы. В 1940 году издал свою первую книгу.

В тяжелые военные годы Драгунский служил в резерве. Его не взяли на фронт по состоянию здоровья. Выступал со своими произведениями в госпиталях перед ранеными солдатами.

В 1945 году Виктора Юзефовича пригласили работать в театральную студию. В 1947 году он принял участие в съемке фильма «Русский вопрос».

В 1948 году Виктор Драгунский создал свой «театр в театре» и дал ему название «Синяя птичка». Театр стал очень популярным, в нем работали многие известные актеры того времени. Драгунский был автором многих песен музыкальных представлений.

. Уже в зрелом возрасте юморист начал писать для самых маленьких читателей. с 1959 года появляются юмористические произведения о мальчугане, которого зовут Денис Кораблев. «Денискины рассказы» быстро прославили Драгунского на всю страну. Они много переиздавались и становились основой для киносценариев и театральных постановок. За образ мальчика Дениски писатель взял своего сына.



Познакомимся с одним из рассказов из цикла «Денискины рассказы» - «Третье место в стиле баттерфляй».

Объясните значение слова баттерфляй.

Баттерфляй - относительно молодой вид плавания, открытый только в середине двадцатого столетия. Название происходит от английского «butterfly» – бабочка.

История его происхождения проста – во время плавания баттерфляем конечности человека двигаются так же, как и крылья бабочки в полете – симметрично и одновременно.

Это один из наиболее технически сложных и утомительных стилей плавания.


Определяет значение слова баттерфляй


Слайд 3

Слайд 4


Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8: лексическая подготовка

Работа с текстом

5 мин.



  1. Прогнозирование

Учитель: как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе?

Предполагаемый ответ: можно, предположить, что повествование будет об увлечении Дениски плаванием в стиле баттерфляй.

  1. Чтение рассказа

  2. Словарная работа

Мороженщица (разгов.) – женщина, продающая мороженое.

Кораблекрушение — катастрофа, произошедшая с судном, обычно приводящая к его сильному разрушению или гибели.

Чистые пруды – городской пруд, место отдыха москвичей.

  1. Анализ текста

Составьте проблемные вопросы по тексту.

Примеры вопросов:

Почему папа Дениски хотел, чтобы сын научился плавать?

(Плавание – один из самых популярных видов спорта. При движении в воде работают почти все мышцы тела. Плавание укрепляет дыхательную и сердечно-сосудистую систему организма, лечит искривление позвоночника. Плавать полезно как детям, так и взрослым).

Вопрос: менялось ли настроение мальчика на протяжении рассказа? Почему?

 Изобразите настроение мальчика от начала рассказа до конца.

 

   - Почему у сына пропало настроение, когда он увидел реакцию папы?
(Ответ: потому что он ожидал, что папа порадуется их коллективному третьему месту)

- Как вы думаете, почему инструктор не присудил никому четвертое место? (Возможно, потому что все дети старались, сложный вид плаванья, инструктор дал возможность научиться плавать лучше)

- Что нужно сделать мальчику, чтобы снова обрадовать отца? (Научиться хорошо плавать).

- Правильно ли поступил папа?

(Папа Дениски потерял интерес к успеху сына и принялся читать газету. Мальчик расстроился. Нужно уметь радоваться победам своих детей, пусть даже маленьким. Тогда уверенность в себе будет расти вместе с ребенком).
Вывод: главная мысль рассказа: не стоит хвастаться, если не достиг чего-то существенного. Мальчик был рад своему третьему месту и очень гордился, а ведь третьего места на самом деле он не занимал. Все ребята отстали от лидеров, поэтому тренер решил всем дать третье место. Получается, все ребята оказались равными, кроме двух первых лидеров. Не стоит преувеличивать свои заслуги, лучше проявлять скромность.



озвучивает свои предположения;

формулирует проблемные вопросы,

отвечает на вопросы, чертит кривую настроения

раскрывает основную мысль текста



Слайд 9-10 текст рассказа
Слайд 11: словарная работа

Слайд 12: плавание
Слайд 13: настроение

Слайд 14: основная мысль текста

Практическая часть

3 мин


Задание 1. Найдите в тексте слова, в которых встречаются две подряд стоящие согласные буквы, выпишите эти слова, запомните их правописание:

Бассейн, троллейбус, особенно, баттерфляй, расскажу.
Задание 2. Найдите в тексте самое длинное слово, запишите транскрипцию слова:

Кораблекрушение [к а р а б лˈ и к р у ш э нʹи йˈэ]
(Это сложное слово с соединительной гласной е)

Запомните его написание.
Задание 3. Заполните таблицу.

Количественные числительные (сколько?)

Порядковые числительные (какой? который?)







Правильно:

Количественные числительные (сколько?)

Порядковые числительные (какой? который?)

двадцать пять

восемнадцать

третье

первое

второе

четвертое






находит слова с удвоенной согласной, записывает их;

находит в тексте самое длинное слово, записывает и выполняет его транскрипцию;

находит в тексте количественные и порядковые числительные, заполняет таблицу;

Слайд 15: удвоенные согласные в словах

Слайд 16:

Слайд 17: таблица



Закрепление

2 мин.

Проверь себя!

1. Какая погода была в то время, когда юный пловец возвращался домой?
Ответ: нежаркая

2. Кто в семье главного героя постоянно говорил о том, что уметь плавать нужно обязательно?
Ответ: папа

3. На сколько метров был заплыв в стиле баттерфляй?
Ответ: на двадцать пять

4. Как отреагировал папа на занятое сыном третье место в соревнованиях?
Ответ: он расцвел и назвал сына молодчиной

5. Как повлияла похвала папы на настроение сына?
Ответ: настроение у него ещё улучшилось

6. Кто победил в заплыве?
Ответ: Вовка

7. Какого цвета были волосы у пловца, занявшего второе место?
Ответ: рыжего

8. Почему в заплыве никто не занял четвёртое место?
Ответ: потому что инструктор так распорядился, что все, кроме первого и второго места, займут третье место

9. Сколько человек заняло третье в место в соревнованиях?
Ответ: восемнадцать

10. Каким образом сын понял, что папа расстроился по поводу коллективного третьего места?
Ответ: папа уткнулся в газету




отвечает на вопросы.

Слайды


Итог урока

1 мин


Ребята, наш урок подошел к концу. Сегодня вы познакомились с рассказом В.Драгунского «Третье место в стиле баттерфляй». Надеюсь, что вы узнали много нового и полезного. До встречи на следующем уроке!