Файл: 1. История как наука. Понятие исторического источника и его типология.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Образовательная реформа Столыпина

Причина реформы

Невозможность системной модернизации страны, без получения основным населением элементарных знаний, стало главной причиной проведения образовательной реформы.

Цель реформы

Расширить и совершенствовать образовательную деятельность, сформировать единую систему педагогических учреждений.

Методы и программа

Был разработан проект закона “О введении всеобщего начального обучения в Российской империи”. Он должен был обеспечить элементарное образование детей обоих полов в равной степени. Гимназиям отводилась роль системообразующего элемента в среде педагогических учреждений.

Итоги

Все это требовало новых кадров преподавателей, которых планировалось готовить на специальных педагогических курсах. Инициировалось создание Учительского института в Ярославле. Выделялись значительные средства на переподготовку учителей средних школ, планировалась организация ознакомительных поездок за границу.За время проведения реформы ассигнования на нужды начального образования выросли с 9 млн. до 35,5 млн. рублей.

Итоги реформ Столыпина

Проводимые реформы, а прежде всего, аграрная, оказали огромное влияние на жизнь крестьянства и имели значительные последствия. Они ускорили развитие капиталистических отношений в деревне, ибо в руках кулаков оказались значительные участки земли. Росло использование наемного труда, повышалась товарность хозяйств и укреплялись связи с внутренним рынком.

Отношение общества к проведению реформ

Отношение общества к реформам было достаточно сложным, так как оно не доверяло новой власти. Крестьяне ожидали получить помещичьи земли, а их отправили за землей в Сибирь. Дворянству не нужны были реформы, в Столыпине они видели разрушителя вековых устоев. Отрицательно отнеслись к реформам и помещики.

Лишь буржуазия и октябристы, а также малая часть интеллигенции и чиновничества выступили в поддержку политики Столыпина.

24) Февральская революция 1917 года – массовые народные выступления в Петрограде, в результате которых был свергнут последний российский император Николай II и сформировано Временное правительство. События, вошедшие в историю как Февральский переворот, охватили конец февраля – начало марта 1917 года по действовавшему на тот период в России юлианскому календарю.


Причины Февральской революции Говоря о причинах Февральской революции, отечественные историки обычно выделяют следующие: Оппозиция Николаю II со стороны либералов и великих князей; Продовольственный кризис, перебои в поставках хлеба, очереди; Недовольство немецким происхождением императрицы Александры Федоровны и подозрения ее в государственной измене; Усталость населения от затянувшейся войны

21 февраля (6 марта) Газета «Биржевые ведомости» сообщила, что по всему Петрограду толпы бастующих громят булочные лавки и требуют хлеба.
22 февраля (7 марта) Николай II выехал из Петрограда в Могилев, где находилась его Ставка – штаб русской армии в годы Первой мировой войны.

23 февраля (8 марта) В 15:00 поезд с царем прибыл в Могилев. В это время в Петрограде неспокойно: митинги перерастают в демонстрации и забастовки рабочих. Демонстранты с разных заводов объединяются и выходят на улицы. Всего бастует 128 тысяч человек. В центре Петрограда происходят потасовки между бастующими, полицией и казаками. Контроль за порядком в городе передан военным.

24 февраля (9 марта) Бастуют рабочие 224 предприятий. К ним присоединяются студенты и слушательницы Высших женских курсов. Полиция не справляется с беспорядками, в город направлены гвардейцы. Главные городские дороги перекрыты, усиливается охрана почтамта, телеграфа, мостов и правительственных зданий. В некоторых местах казаки ведут себя лояльно по отношению к протестующим и отказываются их разгонять.

25 февраля (10 марта) Число бастующих перевалило за 300 тысяч. Демонстранты требуют свержения правительства, хлеба и прекращения войны. К ним присоединяются ремесленники, студенты, служащие и представители интеллигенции. В полицию бросают бутылки и ручные гранаты. Узнав о беспорядках, Николай II требует их скорейшего прекращения. В ночь на 26 февраля проходят аресты.

26 февраля (11 марта) Солдатам раздали патроны, все войска сосредоточены в центральной части города. На Знаменской площади полиция стреляет по протестующим – 40 человек убито и 40 ранено. На окраинах появляются баррикады, рабочие начинают захватывать предприятия, часть военных дезертирует.

27 февраля (12 марта) В городе начинается вооруженное восстание. Вооруженные солдаты объединяются с рабочими, бастующие захватывают оружие из мастерских заводов. Толпа совершает набег на тюрьму «Кресты» и освобождает заключенных. Собравшиеся поджигают здание суда.



28 февраля (13 марта) Беспорядки в Петрограде завершились победой забастовщиков.

1 марта (14 марта) Временный комитет Государственной Думы обозначил состав будущего правительства, которое пообещало обеспечить всем гражданам демократические свободы, отменить сословные, национальные и религиозные ограничения. В это же время Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов издает приказ, который лишает Временный комитет права использовать армию, и подчиняет ее себе. Все оружие теперь передается в распоряжение солдатских комитетов.
2 марта (15 марта) В Псков, где находился Николай II, выехали члены Временного комитета Государственной Думы Александр Гучков и Василий Шульгин. Гучков доложил императору, что народное восстание превратилось в анархию и единственный выход – отречься от престола в пользу малолетнего наследника царевича Алексея, а фактическим правителем станет брат государя – великий князь Михаил. В ответ на это Николай II сообщил, что принял такое решение еще днем, но он никак не может разлучиться с сыном, поэтому отречется и за себя, и за сына. 2 (15) марта 1917 года Николай II подписал отречение от престола. В дальнейшем великий князь Михаил также от престола отказался.

Итоги Февральской революции

По итогам революции в стране установилось двоевластие – Временное правительство существовало одновременно с Петроградским советом рабочих и солдатских депутатов. Так продолжалось до лета 1917-го, когда правительство взяло всю полноту власти в свои руки. Однако проблем, которые стали причинами революции, Временное правительство решить не смогло: война продолжалась; решение о новом политическом устройстве никак не принималось; рабочий и земельный вопросы оставались открытыми. Армия теряла управляемость, частыми стали случаи дезертирства. Февральская революция способствовала отмене в стране смертной казни, упразднила ограничения на место жительства для евреев. В России начали разворачиваться профсоюзные движения, граждане получили возможность собраний и создания объединений. Большевистская партия смогла выйти из подполья и постепенно набрать силу. В итоге это привело к свержению Временного правительства в результате вооруженного восстания – Октябрьской революции.

Падение самодержавия. Николай II и его окружение не смогли предотвратить, либо снизить накал борьбы. 25 февраля царь издал указ о роспуске Государственной думы, чем ликвидировал последнюю возможность выхода из кризиса реформистским путем. В ночь с 1 на 2 марта царь под давлением Ставки подписал манифест о создании ответственного министерства и приостановил карательную экспедицию под руководством генерала Н.И. Иванова, направлявшуюся на Петроград с целью подавления революционных выступлений. Сообщения командующих фронтами и известия о событиях в Петрограде подтолкнули Николая II в ночь со 2 на 3 марта отречься за себя и наследника в пользу брата Михаила Александровича. Последний в свою очередь также отказался от притязаний на престол, подведя черту под историей российского самодержавия. Вслед за Петроградом революция победила в Москве и далее по всей стране.


Падение самодержавия и установление двоевластия. Вторая русская революция завершилась падением института монархии и приходом к руководству страной новых социально-политических сил. Своеобразие данной революции заключалось в установлении двоевластия в стране. Первая ветвь власти - буржуазно-демократическая, была представлена Временным правительством, его органами на местах (комитеты общественной безопасности), местным самоуправлением (городским и земским). В правительство вошли представители партий кадетов и октябристов. Вторую ветвь власти - революционно-демократическую, олицетворяли Советы рабочих, солдатских, крестьянских депутатов, солдатские комитеты в армии и на флоте.

25) Россия от февраля к октябрю 1917 г. Большевики у власти.

Февральская революция закончилась победой восставших. Монархия была свергнута, старый государственный строй разрушен. Власть перешла к Временному правительству и Петроградскому Совету. Теперь к проблемам войны, благосостояния рабочего и крестьянского класса добавились вопросы о будущем устройстве государства.

Период от Февраля к Октябрю принято разделять на два этапа:

1 этап

Обещания Временного правительства, данные 3 марта (политическая свобода, амнистия, отмена смертной казни, запрет дискриминации) не были выполнены. Правительство наоборот предпочло сохранить и укрепить свою власть на местах. Решение насущных проблем откладывалось. Это привело к кризису в апреле 1917 года.

П.Н. Милюков сделал обращение к союзникам о том, что Россия намеревается вести войну до победного конца. Эта «нота» вызвала недовольства у изнуренного войной народа, ждавшего и желавшего действий со стороны власти по решению внутренних проблем. Восставшие требовали выхода страны из войны и передачу власти Советам. В итоге Милюкова и Гучкова сместили, и 6 мая было создано новое правительство.

1-я коалиция дала обещание скорее найти мирный выход России из войны, заняться аграрным вопросом и взять производство под свой контроль. Но неудача на фронте вызвала новый всплеск народных волнений, понизила репутацию 1-й коалиции и вновь подняла авторитет Советов. Для того чтобы уменьшить влияние оппозиции, Временное правительство разоружило демонстрантов и вернуло жестокую дисциплину в армию. С этого момента Советы были отстранены от власти, управление страной полностью оказалось в руках Временного правительства.


2 этап

24 июля была создана 2-я коалиция во главе с генералом Корниловым. После неудачной попытки найти общий язык между политическими силами на Государственном совещании, Корнилов начал попытку установления военной диктатуры. Войска генерала были остановлены, а соотношение сил вновь изменилось: численность партии большевиков стремительно росла, а их планы становились все более радикальными.

Для усмирения революционных настроений, образовали 3-ю коалицию, Россию провозгласили республикой (1 сентября), созвали Всероссийское демократическое совещание (14 сентября). Но все эти действия были не эффективны, а авторитет правительства все больше сходился на «нет». Большевики стали готовить захват власти.

24 октября были заняты главные места в городе (телеграф, вокзалы, мосты и т.д.). К вечеру в Зимнем дворце оккупировали правительство, а на следующий день министров арестовали.

25 октября открыли II съезд Советов, на котором приняли Декрет о мире (заключение мира на любых условиях) и Декрет о земле (признание земли и ее недр собственностью народа, запрет ее аренды и использования наемного труда).

Политика Временного правительства была противоречивой. С одной стороны, его действия способствовали введению в стране демократических прав и свобод. Власть перешла в руки политиков, которые представляли интересы широких слоёв населения. С другой стороны, нерешительность Временного правительства в решении назревших проблем ослабляла его положение в российском обществе.
Вопрос 26. Интервенция и гражданская война в России: причины, этапы, итоги.
Цепь вооруженных конфликтов между различными политическими, этническими, социальными группами и государственными образованиями на территории бывшей Российской империи, начавшихся после Октябрьского переворота и прихода к власти большевиков в 1917 году, называется Гражданской войной в России 1917–1922 годов.

Причинами явились:
-нерешенные социальные противоречия, обострившиеся в ходе I мировой войны;
-сформировавшиеся сепаратистские стремления на окраинах государства;
-обострение социального неравенства в деревне в результате проведения, так называемой «Столыпинской аграрной реформы»;
-стремление всех сторон конфликта решить вопрос о власти военным путем;
-неприятие значительным числом населения проводимых большевиками социальных и экономических преобразований, а так же методов их проведения.