Файл: 1. История как наука. Понятие исторического источника и его типология.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В 40-х годах формируются основные направления общественной мысли, исходившие из необходимости преобразований в России: славянофилы, западники и революционеры.

Западники – это первое буржуазно-либеральное течение в России. Его видными представителями были Кавелин, Грановский, Боткин, Панаев, Анненков, Катков и другие. Они считали, что Россия и Запад идут одним путём – буржуазным, и единственное спасение России от революционных потрясений видели в заимствовании посредством постепенных реформ буржуазной демократии. Западники верили в неделимость человеческой цивилизации и утверждали, что Запад возглавляет эту цивилизацию, показывая примеры осуществления принципов свободы и прогресса, чем привлекает внимание всего остального человечества. Поэтому задача полуварварской России, лишь со временем Петра Великого соприкоснувшейся с общечеловеческой культурой, как можно скорее присоединиться к европейскому Западу и таким образом войти в единую общечеловеческую цивилизацию. Как либералам им были чужды идеи революции и социализма. До середины 40-х годов вместе с западниками выступали Белинский и Герцен, составляя левое крыло этого течения.

Противниками западников стали славянофилы, враждебно относившиеся к Западу и идеализировавшие допетровскую Русь, уповавшие на самобытность русского народа, верившие в особый путь его развития. Видными славянофилами были Хомяков, Самарин, братья Аксаковы, братья Киреевские, Кошелев и другие.

Славянофилы утверждали, что единой человеческой цивилизации нет и быть не может. Каждый народ живет своей «самобытностю», основу которой составляет идейное начало, пронизывающее все стороны народной жизни. Для России таким началом являлась православная вера, а ее воплощением – община, как союз взаимной помощи и поддержки. В русской деревне можно обойтись без классовой борьбы, это убережёт Россию от революции и буржуазных «отклонений». Будучи убеждёнными монархистами, они всё же выступали за свободу мнений и возрождение Земских соборов. Для них также характерно неприятие революции и социализма. Ни принципы, ни организационные формы жизни Запада не были приемлемы для России. Московское царство соответствовало более духу и характеру русского народа, чем монархия, построенная Петром I по европейским образцам. Таким образом, славянофильское учение до мозга костей отражало российскую почвенность и отрицало все или почти все, привносимое в быт россиян извне, и особенно из Европы. Славянофилы выдвинули реакционную идею объединения славянских народов под эгидой русского царя (панславизм).


В их учении противоречиво переплетались черты буржуазно-либеральной и консервативно-дворянской идеологий.

Идейные разногласия между западниками и славянофилами тем не менее, не мешали их сближению в практических вопросах русской жизни: оба течения отрицали крепостное право; оба выступали против существующего государственного управления; оба требовали свободы слова и печати.

В 40-х годах, отколовшись от западников, оформляется третье течение общественной мысли – революционно-демократическое. Оно было представлено Белинским, Герценом, петрашевцами, молодыми тогда Чернышевским и Шевченко.

С западниками Белинский и Герцен не сошлись по отношению к революции и социализму. На революционных демократов огромное влияние оказывали труды Сен-Симона и Фурье. Но, в отличие от западных социалистов, они не только не исключали революционный путь к социализму, но и уповали на него. Революционеры также считали, что Россия пойдёт по западному пути, но в отличие от славянофилов и западников полагали, что революционные потрясения неизбежны.

Утопичность их взглядов очевидна – они полагали, что Россия может прийти к социализму, минуя капитализм, и считали это возможным благодаря русской общине, которая понималась ими как «зародыш социализма». Они не замечали частнособственнических инстинктов в русской деревне и не предвидели классовой борьбы в ней. При том зачаточном состоянии, в котором пребывал пролетариат России, они не понимали его революционного будущего и надеялись на крестьянскую революцию.

19. Отмена крепостного права в России. Буржуазные реформы в 60-70-х гг. XIX в. И их историческое значение.

Отмена крепостного права в России

Предпосылки для отмены крепостного права

К середине XIX века в Российской империи происходили два процесса: процветание крепостного права и становление капиталистического уклада. Между этими несовместимыми процессами постоянно происходил конфликт.

Возникли все предпосылки для отмены крепостного права:

  • С ростом промышленности усложнялось и производство. Применение крепостного труда при этом сделалось совершенно невозможным, так как крепостные крестьяне специально ломали станки.

  • На фабриках были нужны постоянные рабочие с высокой квалификацией. При крепостном строе это было невозможно.

  • Крымская война вскрыла острые противоречия самодержавия России. Она показала средневековую отсталость государства от стран Западной Европы.


При этих обстоятельствах Александр II не хотел брать решение по проведению Крестьянской реформы только на себя, ведь в крупнейших западных государствах реформы разрабатывались всегда в специально созданных парламентом комитетах. Русский император решил пойти по этому же пути.

Подготовка и начало реформы 1861 года

Поначалу подготовка крестьянской реформы велась тайно от населения России. Всё руководство по проектированию реформы было сосредоточено в Негласном или Секретном комитете, образованном в 1857 году. Однако дела в этой организации дальше обсуждения программы реформы не шли, а вызванные дворяне игнорировали призыв царя.

20 ноября 1857 года был составлен рескрипт, утверждённый царём. В нём от каждой губернии выбирались выборные комитеты дворян, которые обязывались являться ко двору для собраний и согласования проекта реформы.Проект реформы стал готовиться открыто, а Негласный комитет стал Главным комитетом.

Главным вопросом Крестьянской реформы стало обсуждение таких вопросов: как освобождать крестьянина от крепостного рабства – с землёй или нет. Либералы, которые состояли из промышленников и безземельных дворян, хотела освободить крестьян и выделить им наделы земли. Группа крепостников, состоявших из зажиточных помещиков была против выделения крестьянам земельных наделов. В конце концов компромисс был найден. Либералы и крепостники нашли компромисс между собой и приняли решение освободить крестьян с минимальными наделами земли за большой денежный выкуп. Промышленников такое “освобождение” устраивало, так как снабжало их постоянными рабочими руками.Крепостников же Крестьянская реформа снабжала и капиталом, и рабочими руками.

Говоря кратко об отмене крепостного права в России в 1861 году, следует отметить три основных условия, которые Александр II наметил выполнить:

  • Полное уничтожение крепостного права и освобождение крестьян;

  • Каждый крестьянин наделялся наделом земли, при этом ему определялся размер выкупа;

  • Крестьянин мог покинуть своё место жительства только с разрешения нового образованного сельского общества вместо сельской общины;

Для решения насущных вопросов и выполнения обязательств по выполнению повинностей и уплаты выкупа крестьяне помещичьих имений объединялись в сельские общества. Для контроля взаимоотношений помещика с сельскими обществами Сенатом назначались мировые посредники. Нюанс был в том, что мировые посредники назначались из местных дворян, которые, естественно, были на стороне помещика при решении спорных вопросов.


Результат проведения реформы 1861 года

Проведение реформы 1861 года выявило целый ряд недостатков:

  • Помещик мог переносить место своей усадьбы, где ему заблагорассудиться;

  • Помещик мог обменивать наделы крестьян на свои земли до их полного выкупа;

  • Крестьянин до выкупа своего надела не являлся его полновластным хозяином;

Появление сельских обществ в год отмены крепостного права, породило круговую поруку. Сельские общины проводили собрания или сходы, на которых на всех крестьян возлагалось исполнение повинностей перед помещиком поровну, каждый крестьянин отвечал при этом за другого. На сельских сходах решались также вопросы о проступках крестьян, проблемы выплаты выкупа и тд. Решения схода имели силу, если они принимались большинством голосов.

Основную часть выкупа брало на себя государство. В 1861 году было создано Главное Выкупное учреждение.

Основную часть выкупа брало на себя государство. За выкуп каждого крестьянина выплачивалась 80% от общей суммы, остальные 20 % выплачивал крестьянин. Эта сумма могла выплачиваться единовременно, либо в рассрочку, однако чаще всего крестьянин отрабатывал её трудовой повинностью. Крестьянин расплачивался с государством 49 лет, выплачивая при этом 6% годовых. При этом, одновременно крестьянин выплачивал выкуп за землю, оставшиеся 20%. В среднем, с помещиком, крестьянин расплачивался в течение 20 лет.

Основные положения реформы 1861 года проводились в жизнь не сразу. Этот процесс растянулся почти на три десятилетия.

Буржуазные реформы в 60-70-х гг. XIX в.

Кризис феодально-крепостнической системы хозяйства и развитие капиталистического уклада диктовали необходимость изменений в государственно-правовой надстройке. Надо было перестроить государственный аппарат в соответствии с потребностями времени, не затрагивая при этом основ самодержавия. В 60—70-х годах XIX в. Царизм провел ряд реформ (судебную, земскую, городскую, военную и др.).

Судебная реформа 1864 г

Наиболее последовательной из буржуазных реформ была судебная реформа 1864 г. Она вводила новый порядок судопроизводства. Старый сословный суд заменялся бессословным, гласным и открытым (с допущением в зал заседаний публики и представителей печати), состязательным (в процессе участвовали обвинитель—прокурор и защитник – адвокат); строго разграничивалась компетенция каждой инстанции (мировой и окружной суд, судебная палата, Сенат – высшая судебная инстанция). Виновность обвиняемого определяли присяжные заседатели. Судья не зависел от администрации, его можно было уволить только по решению уголовного суда в случае грубого нарушения порядка судопроизводства. Произвол, волокита, взяточничество судейских должны были быть уничтожены вместе со всей старой судебной системой.


Однако при реформе суда самодержавие оставило множество лазеек для вмешательства в порядок судопроизводства, а многие провозглашенные буржуазные принципы суда не были осуществлены до конца. Например, для крестьян был оставлен свой, сословный суд. Работавшие по найму не могли быть присяжными. Для политических процессов создавались особые суды, и не всегда на них допускали публику. Несмотря на все несовершенство, судебная реформа сыграла большую роль в становлении в России буржуазных порядков.

Местное самоуправление ( земская 1864 г. И городская 1870 г. Реформы)

После отмены крепостного права возникла необходимость создания и упорядочения органов местного самоуправления. Для руководства местным хозяйством в губерниях и уездах создавались земские учреждения (земства). В ряде губерний, где помещичье землевладение оставалось незначительным, а также в национальных районах земств не было. Земские учреждения решали довольно узкий круг вопросов: снабжение продовольствием при голоде, общественное призрение, страхование имущества, местная торговля и промышленность, содержание школ, больниц, тюрем и т. Д. Система выборов в земства, основанная на высоком имущественном цензе, обеспечивала в них господство помещиков. В исполнительных органах земств, управах, крестьяне почти отсутствовали. Поэтому при распределении налогов вся их тяжесть ложилась на плечи крестьян.

«…Земская реформа была одной из тех уступок, которые отбила у самодержавного правительства волна общественного возбуждения и революционного натиска»,-- писал В. И. Ленин. И далее: «…Земство с самого начала было осуждено на то, чтобы быть пятым колесом в телеге русского государственного управления… И, сделав такую безвредную для себя уступку, правительство на другой же день после введения земства принялось систематически стеснять и ограничивать его всемогущая чиновничья клика не могла ужиться с выборным всесословным представительством и принялась всячески травить его.

Вторым шагом в изменении местного управления была городская реформа. «Городовое положение» 1870 г. Создало в городах бессословные органы – городские думы. Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, принимали противопожарные меры, обеспечивали просветительские и медицинские нужды города. Выборы в думы происходили на основе высокого имущественного ценза; это обеспечивало крупной буржуазии преобладание и руководящую роль в них. Во главе городской думы стоял городской голова. Он утверждался губернатором или министром внутренних дел. Думы действовали под контролем царской администрации: власти могли наложить вето (запрет) на любое решение дум. Введение бессословного управления в городе обеспечивало более благоприятные условия для развития капитализма и укрепляло позиции буржуазии.