Файл: Предпосылки правомерного поведения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Обществознание 10 класс.

Тема: «Предпосылки правомерного поведения».

Цель: определить структуру правосознания; рассмотреть уровни правосознания; охарактеризовать правовую культуру и её функции; определить содержание правомерного поведения и его виды.

Планируемые результаты. Предметные: обучающиеся дают определения понятиям темы; находят причинно-следственную связь между правом и правосознанием; называю основные функции правовой культуры; характеризуют признаки правомерного поведения. Метапредметные: выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; объяснение изученных положений на конкретных примерах. Личностные: понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.I. Организационный момент.

II.Актуализация знаний по ранее изученному материалу. «Правоотношения и правонарушения».

III. Мотивационно- целевой этап. Объявление темы и определение целей урока совместно с обучающимися.

Закон не может делать людей свободными: сами люди должны делать закон свободным.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Генри Дейвид Торо

IV.Изучение нового материала.

1.Правосознание – это отношение людей к праву, действующему законодательству и юридической практике.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------2

Структура правосознания:

*Знание права - включает знание норм Конституции РФ, содержание наиболее важных федеральных законов, знание основных положений отраслевых кодексов, понимание сущности правовых учений; ориентацию в иерархии нормативно-правовых актов.

*Правовая идеология – это отношение к правовым знаниям, их оценка с точки зрения определенной системы.

Воплощение общечеловеческих личных ценностей - жизнь, честь, достоинство, свобода, безопасность, социальная защищенность. Ценности публичного характера: демократия, законность, правопорядок, политические права.


*Правовая психология – это чувства, эмоции, в которых выражается отношение к праву и законам. Складывается на основе оценок права в основе которых лежат правовые идеи о том какими должны быть справедливые законы.

*Правовая установка – это психологическое состояние человека, сформированное условиями его жизни, воспитанием; готовность личности к соблюдению нормы права.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------3

Правосознание выступает как: индивидуальное, групповое, общественное.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------4

Взаимодействие права и правосознания.

- правосознание оказывает влияние на законотворчество и на его содержание;

- правосознание учитывается в ходе правоприменения;

- уровень правосознания общества способствует соблюдению и исполнению права.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------5

2. Правовая культура.

Правовая культура – это часть общей культуры, уровень знания права каждого из нас, уважительное отношение к праву. Правовые знания, представления, убеждения позволяющие отличить верное, допустимое поведение от неверного и недопустимого. Предполагает наличие таких нравственных личностных качеств как совестливость, справедливость, честность, чувство собственного достоинства, доброта.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------6

Правовая культура общества – это достигнутый уровень развития правосознания и правовой активности общества.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------7

Уровни правосознания. 1. Обыденное правосознание: личный социальный опыт, житейские представления. 2. Профессиональное правосознание: специальные юридические знания. 3.Научное правосознание: правовые теории, идеи, принципы.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------8

Функции правовой культуры.



*познавательная (изучение правового наследия)

*нормативно-ценностная (определенные поступки совпадающие с образцами поведения)

*коммуникативная (согласование интересов)

*регулятивная (осуществление нормального существования общества)

*прогностическая (основные направления изменения правовой системы)

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------9

Правовой нигилизм - (от лат. Nihil — ничто, ничего) — отрицание права как социального института и системы правил поведения, как элемента успешного регулирования взаимоотношений между людьми. Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям, хаосу и, в целом, тормозить развитие правовой системы и общества.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------10

Правовое воспитание - целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правовых идеалов, правового опыта и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и в итоге правовой культуры общества в целом.

Правовое воспитание – это целенаправленная систематическая квалифицированная деятельность, направленная на формирование свойств и качеств личности, образующих правосознание и выступающих внутренней предпосылкой правомерного поведения человека в различных сферах жизнедеятельности, регулируемых нормами прав

Правовое просвещение - это распространение в обществе знаний о праве и разъяснение положений нормативных правовых актов, а также практики их применения.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------11

3.Правомерное поведение – поведение соответствующее правовым нормам.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------12

Признаки правомерного поведения:

- ограничено установленными правовыми нормами;

- полезно для общества;

- осуществляется на добровольных началах;

- распространено среди большинства населения.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------13


Виды правомерного поведения.

*Социально активное ,(высокий уровень правосознания и правовой культуры).

*Конформистское ( человек подчиняется праву потому что так делают все).

*Маргинальное, (продиктовано страхом перед наказанием).

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------14

Правовые акты, документы, нормы, прежде чем воплотиться в правомерном поведении должны пройти через сознание и волю человека, создавая психологические предпосылки.

Предпосылкой правомерного поведения служит понимание людьми справедливости и полезности правовых установлений, социальная зрелость и юридическая грамотность.

Правомерное поведение опирается на развитое правосознание и правовую культуру, которые позволяют отличить допустимое поведение от недопустимого.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------16

Высокий уровень правосознания общества способствует утверждению гражданского общества и правового государства.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------17

V. Закрепление изученного материала. ? № 1 – 8 с.228

VI. Рефлексия. Выскажи свое мнение по данному изречению.

Закон не может делать людей свободными: сами люди должны делать закон свободным.

(Генри Дейвид Торо)

Д/З §21 – изучить *ЗАДАНИЯ с.228, одно на выбор.