ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обществознание 10 класс.
Тема: «Предпосылки правомерного поведения».
Цель: определить структуру правосознания; рассмотреть уровни правосознания; охарактеризовать правовую культуру и её функции; определить содержание правомерного поведения и его виды.
Планируемые результаты. Предметные: обучающиеся дают определения понятиям темы; находят причинно-следственную связь между правом и правосознанием; называю основные функции правовой культуры; характеризуют признаки правомерного поведения. Метапредметные: выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; объяснение изученных положений на конкретных примерах. Личностные: понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.I. Организационный момент.
II.Актуализация знаний по ранее изученному материалу. «Правоотношения и правонарушения».
III. Мотивационно- целевой этап. Объявление темы и определение целей урока совместно с обучающимися.
Закон не может делать людей свободными: сами люди должны делать закон свободным.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Генри Дейвид Торо
IV.Изучение нового материала.
1.Правосознание – это отношение людей к праву, действующему законодательству и юридической практике.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------2
Структура правосознания:
*Знание права - включает знание норм Конституции РФ, содержание наиболее важных федеральных законов, знание основных положений отраслевых кодексов, понимание сущности правовых учений; ориентацию в иерархии нормативно-правовых актов.
*Правовая идеология – это отношение к правовым знаниям, их оценка с точки зрения определенной системы.
Воплощение общечеловеческих личных ценностей - жизнь, честь, достоинство, свобода, безопасность, социальная защищенность. Ценности публичного характера: демократия, законность, правопорядок, политические права.
*Правовая психология – это чувства, эмоции, в которых выражается отношение к праву и законам. Складывается на основе оценок права в основе которых лежат правовые идеи о том какими должны быть справедливые законы.
*Правовая установка – это психологическое состояние человека, сформированное условиями его жизни, воспитанием; готовность личности к соблюдению нормы права.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------3
Правосознание выступает как: индивидуальное, групповое, общественное.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------4
Взаимодействие права и правосознания.
- правосознание оказывает влияние на законотворчество и на его содержание;
- правосознание учитывается в ходе правоприменения;
- уровень правосознания общества способствует соблюдению и исполнению права.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------5
2. Правовая культура.
Правовая культура – это часть общей культуры, уровень знания права каждого из нас, уважительное отношение к праву. Правовые знания, представления, убеждения позволяющие отличить верное, допустимое поведение от неверного и недопустимого. Предполагает наличие таких нравственных личностных качеств как совестливость, справедливость, честность, чувство собственного достоинства, доброта.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------6
Правовая культура общества – это достигнутый уровень развития правосознания и правовой активности общества.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------7
Уровни правосознания. 1. Обыденное правосознание: личный социальный опыт, житейские представления. 2. Профессиональное правосознание: специальные юридические знания. 3.Научное правосознание: правовые теории, идеи, принципы.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------8
Функции правовой культуры.
*познавательная (изучение правового наследия)
*нормативно-ценностная (определенные поступки совпадающие с образцами поведения)
*коммуникативная (согласование интересов)
*регулятивная (осуществление нормального существования общества)
*прогностическая (основные направления изменения правовой системы)
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------9
Правовой нигилизм - (от лат. Nihil — ничто, ничего) — отрицание права как социального института и системы правил поведения, как элемента успешного регулирования взаимоотношений между людьми. Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям, хаосу и, в целом, тормозить развитие правовой системы и общества.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------10
Правовое воспитание - целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правовых идеалов, правового опыта и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и в итоге правовой культуры общества в целом.
Правовое воспитание – это целенаправленная систематическая квалифицированная деятельность, направленная на формирование свойств и качеств личности, образующих правосознание и выступающих внутренней предпосылкой правомерного поведения человека в различных сферах жизнедеятельности, регулируемых нормами прав
Правовое просвещение - это распространение в обществе знаний о праве и разъяснение положений нормативных правовых актов, а также практики их применения.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------11
3.Правомерное поведение – поведение соответствующее правовым нормам.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------12
Признаки правомерного поведения:
- ограничено установленными правовыми нормами;
- полезно для общества;
- осуществляется на добровольных началах;
- распространено среди большинства населения.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------13
Виды правомерного поведения.
*Социально активное ,(высокий уровень правосознания и правовой культуры).
*Конформистское ( человек подчиняется праву потому что так делают все).
*Маргинальное, (продиктовано страхом перед наказанием).
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------14
Правовые акты, документы, нормы, прежде чем воплотиться в правомерном поведении должны пройти через сознание и волю человека, создавая психологические предпосылки.
Предпосылкой правомерного поведения служит понимание людьми справедливости и полезности правовых установлений, социальная зрелость и юридическая грамотность.
Правомерное поведение опирается на развитое правосознание и правовую культуру, которые позволяют отличить допустимое поведение от недопустимого.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------16
Высокий уровень правосознания общества способствует утверждению гражданского общества и правового государства.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------17
V. Закрепление изученного материала. ? № 1 – 8 с.228
VI. Рефлексия. Выскажи свое мнение по данному изречению.
Закон не может делать людей свободными: сами люди должны делать закон свободным.
(Генри Дейвид Торо)
Д/З §21 – изучить *ЗАДАНИЯ с.228, одно на выбор.